Джузеппе Верди

Giuseppe Verdi

Как всякий могучий талант. Верди отражает в себе национальность и свою эпоху. Он — цветок своей почвы. Он — голос современной Италии, не лениво-дремлющей или беспечно-веселящейся Италии в комических и мнимосерьезных операх Россини и Доницетти, не сентиментально-нежной и элегической, плачущей Италии беллиниевской, — а Италии, пробудившейся к сознанию, Италии, взволнованной политическими бурями, Италии, смелой и пылкой до неистовства.
А. Серов

Никто не мог лучше, чем Верди, почувствовать жизнь.
А. Бойто

Джузеппе Верди. 1887 год, автор — Francesco Paolo Michetti

Верди — классик итальянской музыкальной культуры, один из самых значительных композиторов XIX в. Его музыке присуща неугасающая с течением времени искра высокого гражданского пафоса, безошибочная точность в воплощении сложнейших процессов, происходящих в глубинах человеческой души, благородство, красота и неисчерпаемый мелодизм. Перу композитора принадлежат 26 опер, духовные и инструментальные произведения, романсы. Самую значительную часть творческого наследия Верди составляют оперы, многие из которых («Риголетто», «Травиата», «Аида», «Отелло») звучат со сцен оперных театров всего мира уже более ста лет. Произведения других жанров, за исключением вдохновенного Реквиема, практически не известны, рукописи большинства из них утеряны.

Верди, в отличие от многих музыкантов XIX в., не провозглашал свои творческие принципы в программных выступлениях в печати, не связывал свое творчество с утверждением эстетики определенного художественного направления. Тем не менее его долгий, трудный, не всегда стремительный и увенчанный победами творческий путь был направлен к глубоко выстраданной и осознанной цели — достижению музыкального реализма в оперном спектакле. Жизнь во всем многообразии конфликтов — такова всеобъемлющая тема творчества композитора. Диапазон ее воплощения был необычайно широк — от конфликтов социальных до противоборства чувств в душе одного человека. Вместе с тем искусство Верди несет в себе ощущение особой красоты и гармонии. «Мне нравится в искусстве все, что прекрасно», — говорил композитор. Образцом прекрасного, искреннего и вдохновенного искусства стала и его собственная музыка.

Четко осознавая творческие задачи, Верди был неутомим в поисках наиболее совершенных форм воплощения своих замыслов, чрезвычайно требователен к себе, к либреттистам и исполнителям. Он нередко сам подбирал литературную основу для либретто, детально обсуждал с либреттистами весь процесс его создания. Наиболее плодотворное сотрудничество связывало композитора с такими либреттистами, как Т. Солера, Ф. Пиаве, А. Гисланцони, А. Бойто. Верди требовал драматической правды от певцов, он был нетерпим к любому проявлению фальши на сцене, бессмысленной виртуозности, не окрашенной глубокими чувствами, не оправданной драматическим действием. «...Большой талант, душа и сценическое чутье» — вот качества которые он прежде всего ценил в исполнителях. «Осмысленное, благоговейное» исполнение опер представлялось ему необходимым; «...когда оперы не могут быть исполнены во всей их неприкосновенности — так, как они задуманы композитором, — лучше не исполнять их совсем».

Джузеппе Верди / Giuseppe Verdi

Верди прожил долгую жизнь. Он родился в семье крестьянина-трактирщика. Его учителями были деревенский церковный органист П. Байстрокки, затем Ф. Провези, возглавлявший музыкальную жизнь в Буссето, и дирижер миланского театра Ла Скала В. Лавинья. Будучи уже зрелым композитором, Верди писал: «Я узнал некоторые лучшие произведения современности, не изучая их, а услышав их в театре... я бы солгал, если бы, сказал, что в молодости своей не прошел долгой и строгой учебы... у меня рука достаточно сильная, чтобы справляться с нотой так, как я желаю, и достаточно уверенная, чтобы в большинстве случаев добиваться тех эффектов, которые я задумал; и если я пишу что-нибудь не по правилам, то это происходит потому, что точное правило не дает мне того, чего я хочу, и потому, что я не считаю безусловно хорошими все правила, принятые по сей день».

Первый успех молодого композитора был связан с постановкой в миланском театре Ла Скала оперы «Оберто» в 1839 г. Спустя 3 года в этом же театре была поставлена опера «Навуходоносор» («Набукко»), которая принесла автору широкую известность (1841). Первые оперы композитора появились в эпоху революционного подъема в Италии, которая получила название эпохи Рисорджименто (итал. — возрождение). Борьба за объединение и независимость Италии охватила весь народ. Верди не мог оставаться в стороне. Он глубоко переживал победы и поражения революционного движения, хотя не считал себя политиком. Героико-патриотические оперы 40-х гг. — «Набукко» (1841), «Ломбардцы в первом крестовом походе» (1842), «Битва при Леньяно» (1848) — явились своеобразным откликом на революционные события. Библейские и исторические сюжеты этих опер, далекие от современности, воспевали героизм, свободу и независимость, а потому были близки тысячам итальянцев. «Маэстро итальянской революции» — так современники называли Верди, чье творчество стало необычайно популярным.

Однако творческие интересы молодого композитора не ограничивались темой героической борьбы. В поисках новых сюжетов композитор обращается к классикам мировой литературы: В. Гюго («Эрнани», 1844), В. Шекспиру («Макбет», 1847), Ф. Шиллеру («Луиза Миллер», 1849). Расширение тематики творчества сопровождалось поиском новых музыкальных средств, ростом композиторского мастерства. Период творческой зрелости был отмечен замечательной триадой опер: «Риголетто» (1851), «Трубадур» (1853), «Травиата» (1853). В творчестве Верди впервые так открыто прозвучал протест против социальной несправедливости. Герои этих опер, наделенные пылкими, благородными чувствами, вступают в конфликт с общепринятыми нормами морали. Обращение к таким сюжетам было чрезвычайно смелым шагом (Верди писал о «Травиате»: «Сюжет современный. Другой не взялся бы, может быть, за этот сюжет из-за приличий, из-за эпохи и из-за тысячи других глупых предрассудков... Я же занимаюсь им с величайшим удовольствием»).

Портрет Джузеппе Верди работы Джованни Больдини, 1886

К середине 50-х гг. имя Верди широко известно во всем мире. Композитор заключает контракты не только с итальянскими театрами. В 1854г. он создает оперу «Сицилийская вечерня» для парижского театра Grand Opera, спустя несколько лет написаны оперы «Симон Бокканегра» (1857) и «Бал-маскарад» (1859, для итал. театров San Carlo и Appolo). В 1861 г. по заказу дирекции петербургского Мариинского театра Верди создает оперу «Сила судьбы». В связи с ее постановкой композитор дважды выезжает в Россию. Опера не имела большого успеха, хотя музыка Верди была в России популярна.

Среди опер 60-х гг. наибольшую популярность приобрела опера «Дон Карлос» (1867) по одноименной драме Шиллера. Музыка «Дон Карлоса», насыщенная глубоким психологизмом, предвосхищает вершины оперного творчества Верди — «Аиду» и «Отелло». «Аида» была написана в 1870 г. к открытию нового театра в Каире. В ней органично слились достижения всех предшествующих опер: совершенство музыки, яркая колористичность, отточенность драматургии.

Вслед за «Аидой» был создан «Реквием» (1874), после которого наступило длительное (более 10 лет) молчание, вызванное кризисом общественной и музыкальной жизни. В Италии царило повсеместное увлечение музыкой Р. Вагнера, в то время как национальная культура находилась в забвении. Сложившаяся ситуация была не просто борьбой вкусов, различных эстетических позиций, без которой немыслима художественная практика, да и развитие всего искусства. Это было время падения приоритета национальных художественных традиций, что особенно глубоко переживалось патриотами итальянского искусства. Верди рассуждал так: «Искусство принадлежит всем народам. Никто не верит в это тверже, чем я. Но оно развивается индивидуально. И если у немцев иная художественная практика, чем у нас, их искусство в основе отличается от нашего. Мы не можем сочинять как немцы...»

В раздумьях о дальнейшей судьбе итальянской музыки, чувствуя огромную ответственность за каждый следующий шаг, Верди приступил к воплощению замысла оперы «Отелло» (1886), ставшей подлинным шедевром. «Отелло» является непревзойденной интерпретацией шекспировского сюжета в оперном жанре, совершенным образцом музыкально-психологической драмы, к созданию которой композитор шел всю жизнь.

Последнее произведение Верди — комическая опера «Фальстаф» (1892) — удивляет своей жизнерадостностью и безукоризненным мастерством; оно словно открывает новую страницу творчества композитора, к сожалению, не получившую продолжения. Вся жизнь Верди освещена глубокой убежденностью в правильности выбранного пути: «В том, что касается искусства, у меня свои мысли, свои убеждения, очень ясные, очень точные, от которых я не могу, да и не должен отказываться». Л. Эскюдье, один из современников композитора, очень метко охарактеризовал его: «У Верди было всего лишь три страсти. Но они достигали величайшей силы: любовь к искусству, национальное чувство и дружба». Интерес к страстному и правдивому творчеству Верди не ослабевает. Для новых поколений любителей музыки оно неизменно остается классическим эталоном, сочетающим в себе ясность мысли, вдохновенность чувства и музыкальное совершенство.

А. Золотых


Сочинения:

оперыОберто, граф Сан-Бонифачо (1833-37, поставлена в 1839, театр «Ла Скала», Милан), Король на час (Un giorno di regno, позже под названием Мнимый Станислав, 1840, там те), Навуходоносор (Набукко, 1841, поставлена в 1842, там же), Ломбардцы в первом крестовом походе (1842, поставлена в 1843, там же; 2-я редакция, под названием Иерусалим, 1847, театр «Гранд-Опера», Париж), Эрнани (1844, театр «Ла Фениче», Венеция), Двое Фоскари (1844, театр «Арджентина», Рим), Жанна д’Арк (1845, театр «Ла Скала», Милан), Альзира (1845, театр «Сан Карло», Неаполь), Аттила (1846, театр «Ла Фениче», Венеция), Макбет (1847, театр «Пергола», Флоренция; 2-я редакция, 1865, «Театр лирик», Париж), Разбойники (1847, театр «Хеймаркет», Лондон), Корсар (1848, театр «Гранде», Триест), Битва при Леньяно (1849, театр «Арджентина», Рим; с переработанным либретто, под названием Осада Гарлема, 1861), Луиза Миллер (1849, театр «Сан Карло», Неаполь), Стиффелио (1850, театр «Гранде», Триест; 2-я редакция, под названием Гарольд, 1857, театр «Нуово», Римини), Риголетто (1851, театр «Ла Фениче», Венеция), Трубадур (1853, театр «Аполло», Рим), Травиата (1853, театр «Ла Фениче», Венеция), Сицилийская вечерня (французское либретто Э. Скриба и Ш. Дюверье, 1854, поставлена в 1855, театр «Гранд-Опера», Париж; 2-я редакция под названием «Джованна Гусман», итальянское либретто Э. Кайми, 1856, Милан), Симон Бокканегра (либретто Ф. M. Пьяве, 1857, театр «Ла Фениче», Венеция; 2-я редакция, либретто переработано А. Бойто, 1881, театр «Ла Скала», Милан), Бал-маскарад (1859, театр «Аполло», Рим), Сила судьбы (либретто Пьяве, 1862, Мариинский театр, Петербург, итальянская труппа; 2-я редакция, либретто переработано А. Гисланцони, 1869, театр «Ла Скала», Милан), Дон Карлос (французское либретто Ж. Мери и К. дю Локля, 1867, театр «Гранд-Опера», Париж; 2-я редакция, итальянское либретто, переработано А. Гисланцони, 1884, театр «Ла Скала», Милан), Аида (1870, поставлена в 1871, театр «Опера», Каир), Отелло (1886, поставлена в 1887, театр «Ла Скала», Милан), Фальстаф (1892, поставлена в 1893, там же), для хора и фортепиано — Звучи, труба (слова Г. Мамели, 1848), Гимн наций (кантата, слова А. Бойто, исполнена в 1862, театр «Ковент-Гарден», Лондон), духовные произведенияРеквием (для 4 солистов, хора и оркестра, исполнен в 1874, Милан), Pater Noster (текст Данте, для 5-голосного хора, исполнен в 1880, Милан), Ave Maria (текст Данте, для сопрано и струнного оркестра, исполнена в 1880, Милан), Четыре духовные пьесы (Ave Maria, для 4-голосного хора; Stabat Mater, для 4-голосного хора и оркестра; Le laudi alla Vergine Maria, для 4-голосного женского хора; Те Deum, для хора и оркестра; 1889-97, исполнен в 1898, Париж); для голоса с фортепиано — 6 романсов (1838), Изгнанник (баллада для баса, 1839), Обольщение (баллада для баса, 1839), Альбом — шесть романсов (1845), Сторнель (1869), и др.; инструментальные ансамбли — струнный квартет (e-moll, исполнен в 1873, Неаполь), и др.

реклама

вам может быть интересно

Анни Фишер Пианисты

Произведения

Аида (Верди) 12.01.2011 в 11:29
Альзира (Верди) 12.01.2011 в 14:11
Аттила (Верди) 12.01.2011 в 14:36
Иерусалим (Верди) 21.03.2011 в 11:23
Корсар (Верди) 12.01.2011 в 14:35
Макбет (Верди) 12.01.2011 в 16:22
Набукко (Верди) 12.01.2011 в 22:49
Отелло (Верди) 12.01.2011 в 11:16
Реквием (Верди) 12.01.2011 в 13:24
Риголетто (Верди) 12.01.2011 в 00:07
Стиффелио (Верди) 12.01.2011 в 16:14
Травиата (Верди) 12.01.2011 в 20:20
Трубадур (Верди) 12.01.2011 в 21:46
Фальстаф (Верди) 12.01.2011 в 17:51
Эрнани (Верди) 12.01.2011 в 17:42

Публикации

«Набукко» побеждает Будапешт (operanews.ru) 09.03.2015 в 20:56
Реквием без лидера (operanews.ru) 24.11.2013 в 20:05
Все песни Верди 01.11.2013 в 15:13
Опера — это Верди! (operanews.ru) 14.10.2013 в 12:52
Гала Верди в Арена ди Верона (operanews.ru) 18.08.2013 в 22:10
Праздник оперы в Самаре (operanews.ru) 28.04.2013 в 15:40
Дорогая «Аида» 27.04.2013 в 23:37
«Фальстаф» в Бастилии (operanews.ru) 10.03.2013 в 18:21
Волшебный фонарь 18.09.2010 в 14:40

Книги

Главы из книг

Джузеппе Верди (classic-music.ru)

Записи

Ссылки по теме

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

10.10.1813

Дата смерти

27.01.1901

Профессия

композитор

Страна

Италия

просмотры: 29791
добавлено: 26.09.2010



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть