Юрий Хатуевич Темирканов

Дата рождения
10.12.1938
Дата смерти
02.11.2023
Профессия
Страна
Россия, СССР
Юрий Хатуевич Темирканов / Yuri Temirkanov

Темирканов Юрий Хатуевич (10 XII 1938, Нальчик — 2 XI 2023, Санкт-Петербург) — советский и российский дирижёр, педагог, общественный деятель. Народный артист СССР (1981), лауреат двух Государственных премий СССР (1976, 1985), Государственной премии РСФСР им. М. И. Глинки (1971) и двух Государственных премий РФ (1999, 2017). Кавалер ордена Ленина (1983) и полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Родился 10 декабря 1938 года в Нальчике. Его отец, Темирканов Хату Сагидович, был начальником Управления по делам искусств Кабардино-Балкарской автономной республики, дружил с композитором Сергеем Прокофьевым, работавшим во время эвакуации 1941 году в Нальчике. Сюда же была эвакуирована часть труппы знаменитого МХАТа, среди которых были Немирович-Данченко, Качалов, Москвин, Книппер-Чехова, выступавшие в городском театре. Окружение отца и театральная атмосфера стали для будущего музыканта ступенькой в приобщении к высокой культуре.

Первыми учителями Юрия Темирканова были Валерий Федорович Дашков и Трувор Карлович Шейблер. Последний — ученик Глазунова, выпускник Петроградской консерватории, композитор и фольклорист, он в немалой степени способствовал расширению художественного кругозора Юрия. Когда Темирканов окончил школу, было решено, что для него лучше всего будет продолжить занятия в городе на Неве. Так в Нальчике Юрию Хатуевичу Темирканову был предопределен путь в Ленинград, город, который сформировал его как музыканта и человека.

В 1953 году Юрий Темирканов поступил в Среднюю специальную музыкальную школу при Ленинградской консерватории, в класс скрипки Михаила Михайловича Белякова.

После окончания школы Темирканов учился в Ленинградской консерватории (1957–1962). Занимаясь в классе альта, который вел Григорий Исаевич Гинзбург, Юрий одновременно посещал дирижерские классы Ильи Александровича Мусина и Николая Семеновича Рабиновича. Первый открыл ему нелегкую технологию ремесла дирижера, второй научил относиться к дирижерской профессии с подчеркнутой серьезностью. Это и побудило Ю.Темирканова продолжить образование.

С 1962 по 1968 годы Темирканов вновь был студентом, а затем аспирантом дирижерского факультета. Окончив в 1965 году класс оперно-симфонического дирижирования, он дебютировал в Ленинградском малом театре оперы и балета в спектакле «Травиата» Дж. Верди. Среди других наиболее значимых в те годы дирижерских работ — «Любовный напиток» Г. Доницетти (1968), «Порги и Бесс» Дж. Гершвина (1972).

В 1966 году 28-летний Темирканов стал лауреатом первой премии II Всесоюзного конкурса дирижеров в Москве. Сразу после конкурса он отправился на гастроли по Америке с К.Кондрашиным, Д.Ойстрахом и Симфоническим оркестром Московской филармонии.

С 1968 по 1976 годы Юрий Темирканов возглавлял Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии. С 1976 по 1988 год он был художественным руководителем и главным дирижером Кировского (ныне Мариинского) театра оперы и балета. Под его руководством в театре были осуществлены такие этапные постановки, как «Война и мир» С. Прокофьева (1977), «Мертвые души» Р. Щедрина (1978), «Петр I» (1975), «Пушкин» (1979) и «Маяковский начинается» А. Петрова (1983), «Евгений Онегин» (1982) и «Пиковая дама» П. И. Чайковского (1984), «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (1986), ставшие значительными событиями в музыкальной жизни страны и отмеченные высокими наградами. На эти спектакли мечтали попасть меломаны не только Ленинграда, но и многих других городов!

Художественный руководитель Большого драматического театра Г. А. Товстоногов, послушав «Евгения Онегина» в Кировском, сказал Темирканову: «Как хорошо в финале вы расстреливаете онегинскую судьбу…» (После слов «О, жалкий жребий мой!»)

С коллективом театра Темирканов неоднократно выезжал на гастроли во многие страны Европы, впервые в истории прославленного коллектива — в Англию, а также в Японию и США. Он первым ввел в практику симфонические концерты с оркестром Кировского театра. Ю.Темирканов с успехом дирижировал на многих прославленных оперных сценах.

В 1988 году Юрий Темирканов был избран главным дирижером и художественным руководителем Заслуженного коллектива России — Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии имени Д. Д. Шостаковича. «Я горжусь тем, что я дирижер «выборный». Если не ошибаюсь, то в истории музыкальной культуры это первый случай, когда сам коллектив решал, кто его должен возглавить. До сих пор всех дирижеров назначали «сверху», — говорит о своем избрании Юрий Темирканов.

Именно тогда Темирканов сформулировал один из своих основополагающих принципов: «Нельзя сделать музыкантов слепыми исполнителями чужой воли. Только сопричастность, только сознание того, что мы все вместе делаем одно общее дело, может дать желаемый результат». И он не заставил себя долго ждать. Под руководством Ю. Х. Темирканова авторитет и популярность Санкт-Петербургской филармонии необычайно возросли. В 1996 году она признана лучшей концертной организацией в России.

Юрий Темирканов выступал со многими крупнейшими симфоническими оркестрами мира: Филадельфийским оркестром, «Концертгебау» (Амстердам), Кливлендским, Чикагским, Нью-Йоркским, Сан-Францисским, Санта-Чечилия, филармоническими оркестрами: Берлинским, Венским и др.

С 1979 года Ю.Темирканов стал главным приглашенным дирижером Филадельфийского и Лондонского Королевского оркестров, а с 1992 года он возглавил последний. Затем Юрий Темирканов был главным приглашенным дирижером оркестра Дрезденской филармонии (с 1994 года), Симфонического оркестра Датского Национального радио (с 1998 года). Отметив двадцатилетие сотрудничества с Лондонским Королевским оркестром, он покинул пост его главного дирижера, оставив за собой титул Почетного дирижера этого коллектива.

После военных событий в Афганистане Ю. Темирканов стал первым русским дирижером, выехавшим на гастроли в США по приглашению Нью-Йоркской филармонии, а в 1996 году в Риме он дирижировал юбилейным концертом в честь 50-летия ООН. В январе 2000 года Юрий Темирканов становится главным дирижером и художественным руководителем Балтиморского симфонического оркестра (США).

Юрий Темирканов — один из крупнейших дирижеров XX века. Переступив порог своего 60-летия, маэстро находится в зените славы, известности и мирового признания. Он приводит в восхищение слушателей ярким темпераментом, волевой целеустремленностью, глубиной и масштабностью исполнительских замыслов. «Это дирижер, скрывающий страстность под суровой внешностью. Его жесты часто неожиданны, но всегда сдержанны, а его манера лепить, придавать форму звуковой массе своими певучими пальцами делают из сотни музыкантов грандиозный оркестр» («Есlain Pirene»). «Полный обаяния, Темирканов работает с оркестром, с которым слились и его жизнь, и его работа, и его образ…» («La Stampa»).

Творческая манера Темирканова самобытна и отличается яркой экспрессивностью. Он чуток к особенностям стилей композиторов разных эпох и тонко, вдохновенно интерпретирует их музыку. Его мастерство отличается виртуозной дирижерской техникой, подчиненной глубокому постижению авторского замысла. Особенно значительна роль Юрия Темирканова в пропаганде русской классической и современной музыки как в России, так и в других странах мира.

Достойна восхищения способность маэстро легко устанавливать контакт с любым музыкальным коллективом и добиваться решения самых сложных исполнительских задач.

Юрием Темиркановым записано огромное количество компакт-дисков. В 1988 году он заключил эксклюзивный контракт со звукозаписывающей фирмой ВМG. Обширная дискография включает записи с Академическим симфоническим оркестром Ленинградской филармонии, с Лондонским Королевским филармоническим оркестром, с оркестром Нью-йоркской филармонии…

Совместно с «Соlumbia artistst» в 1990 году Темирканов осуществил запись Гала-концерта, посвященного 150-летию со дня рождения П. И. Чайковского, в котором приняли участие солисты Йо-Йо Ма, И. Перлман, Дж. Норман.

Записи музыки С. Прокофьева к фильму «Александр Невский» (1996) и симфонии № 7 Д. Шостаковича (1998) выдвигались на премию Сгатта.

Юрий Темирканов щедро делится своим мастерством с молодыми дирижерами. Он — профессор Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, почетный профессор многих зарубежных академий, в том числе почетный член Международной академии наук, промышленности, образования и искусства США. Регулярно проводит мастер-классы в Curtis Institute (Филадельфия), а также в Manhattan School of Music (Нью-Йорк), в Academia Chighana (Сиена, Италия).

По роду своей деятельности Темирканову приходится общаться с самыми удивительными и яркими людьми, выдающимися отечественными и зарубежными деятелями культуры и искусства. Он гордится своей дружбой с И. Менухиным, Б. Покровским, П. Коганом, А. Шнитке, Г. Кремером, Р. Нуреевым, М. Плисецкой, Р. Щедриным, И. Бродским, В. Третьяковым, М. Ростроповичем, С. Одзавой и многими другими музыкантами и артистами.

Скончался 2 ноября 2023 года в Санкт-Петербурге.

Литература:

• Козлов В. Ю. Темирканов. Творческий портрет. — М., 1988.
• Ю. Темирканов: Штрихи к портрету. СПб., 1998.
• Хагарова Д. «Юрий Темирканов. Монолог». — СПб.: ИТД «Скифия», 2014.


Темирканов Юрий Хатуевич (10 XII 1938, Нальчик — 2 XI 2023, Санкт-Петербург) — советский дирижер. Народный артист РСФСР (1976), народный артист Кабардино-Балкарской АССР (1973).

В 1961 окончил Ленинградскую консерваторию по классу альта, в 1966 — по классу дирижирования у И. А. Мусина; до 1968 совершенствовался у него в аспирантуре. Дебютировал в 1965 в Ленинградском Малом театре оперы и балета («Травиата» Верди), руководил спектаклями в Оперной студии при консерватории. Широкую известность Темирканову принесла победа на Всесоюзном конкурсе дирижёров (1-я премия, 1966), после чего он стал регулярно выступать с самостоятельными концертами как в Советском Союзе, так и за рубежом.

В 1968–76 главный дирижёр и художественный руководитель Симфонического оркестра Ленинградской филармонии. С 1976 главный дирижёр Ленинградского театра оперы и балета, с 1978 (одновременно) постоянный дирижёр (гастролёр) Лондонского филармонического оркестра и Филадельфийского оркестра. Темирканова-дирижёра характеризуют глубина и масштабность замыслов, тонкое чувство формы и драматургии произведения, продуманность исполнительских концепций, волевая целеустремлённость, яркий темперамент, точная и экономная техника, пластичность жеста. Дирижёр легко устанавливает контакт с любым коллективом и добивается решения сложнейших исполнительских задач. В основе обширного репертуара Темирканова — произведения И. Брамса, Г. Малера, Р. Штрауса, К. Дебюсси, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, Р. К. Щедрина, А. П. Петрова и др.

Темирканов участвовал в первых постановках ряда значительных произведений советских авторов, в т. ч. опер «Пётр Первый» Петрова (Ленинградский театр оперы и балета, 1976), «Мёртвые души» Щедрина (Большой театр, 1977, Ленинградский театр оперы и балета, 1978). В числе лучших театральных работ Темирканова — постановки опер «Порги и Бесс» Гершвина (Ленинградский Малый театр оперы и балета), «Война и мир» (Ленинградский театр оперы н балета). Государственная премия СССР (1976), Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1971).

Литература: Современные дирижёры, сост. Л. Григорьев, Я. Платек, M., 1969.

M. M. Яковлев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Публикации

Опера на операционном столе (operanews.ru) 22.09.2013 в 17:25

рекомендуем

смотрите также

Реклама