Он любил всех женщин и трёх мушкетеров

Прах Александра Дюма будет покоиться в Париже

Александр Дюма-отец

Парижские власти приняли решение перезахоронить прах великого беллетриста Александра Дюма-отца в Парижском пантеоне. Дата перезахоронения назначена на 30 ноября. Совет городской общины Виллер-Котре, где похоронен писатель, выделил деньги на новую каменную плиту, которая прикроет его опустевшую могилу.

1802 год оказался для Франции «урожайным»: в феврале родился один из самых уважаемых общественных деятелей — Виктор Гюго, в июле — самый любимый из писателей — Александр Дюма. Современникам было не дано оценить по достоинству его творчество: слишком обширны интересы, слишком велика трудоспособность (собрание его сочинений в России сведено в 20-томное издание), слишком отточены диалоги, перекочевавшие благополучно в наш век. Все это вызывало восхищение одних, раздражение у других, слепую ненависть у третьих... Но вряд ли могло надолго омрачить существование такого жизнелюба, как Дюма: несмотря на многие крахи, преследовавшие его всю жизнь, писатель всегда был в кругу друзей — героев своих бесчисленных произведений и красивых женщин, без которых не мыслил своего существования.

Пантеон называют святилищем Французской Республики. Там покоится прах всего пяти писателей: Вольтера, Руссо, Гюго, Золя и Андре Мальро. Что побудило власти и общественность принять решение поместить среди этих избранных прах Дюма-отца, чья несерьезная популярность оказалась слишком серьезной? Почему понадобилось более полутора столетий, чтобы понять это?! Время всегда все расставляет на свои места.

И если можно объяснить, за что вы уважаете человека, то никому не дано знать, за что вы его любите. Дюма не было равных в способности такого глубокого и искреннего сопереживания, такой неподдельной симпатии и к своим соотечественникам, и к представителям рода человеческого вообще со всеми их добродетелями и недостатками, повседневными заботами и переживаниями. Он обладал редким качеством, тем, что французы называют словом «verve» — той «эйфорией вдохновения», с которой всегда работал, сам вспыльчивый и благородный, легкомысленный, хвастливый и зрящий в корень человеческой натуры. А она ненамного изменилась со дня появления на свет человека.

Настоящий гасконец и сын Франции оказался и изобретателем (возможно, более серьезным, чем Форд, внедривший на своем заводе первый конвейер): Дюма впервые понял возможности литературного конвейера, использовав труд помощников и тайных осведомителей (сегодня — это умение вести журналистское расследование, не так ли?). И труд литературных поденщиков (понятно, что создать более 600 произведений не в силах ни один колосс).

Его неуемная одержимость творчеством, открытость миру и слабость к женским чарам вызвала немало злобных пересудов. Как и популярность, они шли за ним по пятам. Где появлялся Дюма, там всегда рождалась красивая легенда. Невероятно, но факт: версия о том, что после Бородинской битвы вдова генерала Тучкова Маргарита, пришедшая на поле, в кровавом месиве тел погибших вдруг увидела палец со знакомым обручальным кольцом и на этом месте возвела часовню, принадлежит именно ему, Александру Дюма.

Безусловно, только обаяние личности сыграло роль в решении вопроса, достоин ли Дюма покоиться рядом со своим великим собратом Гюго в одной крипте? Если при жизни никто не считал бестселлер (а именно в этом жанре, как ныне принято говорить, работал романист) произведением высокой литературы, то время показало: многие поколения французов, да и не только французов, воспитывались на романах «Три мушкетера» и «Граф Монте-Кристо», выходящих с продолжением в ежедневных газетах «Ля Пресс» и «Конститюсьонель».

Отправляясь в далекое путешествие в поисках утраченного времени, Дюма-отец в какой-то мере, но другими выразительными средствами предвосхитил литературный метод Марселя Пруста. Его острые, лаконичные диалоги, понятный всем язык приблизили литературу, которая во Франции с XVII века почиталась занятием почти сакральным, к самому широкому кругу читателей. И это была его маленькая революция, совершенная собственными руками без единой капли крови. Более того, этот «Геркулес фельетона» (так назывались романы с продолжением, публиковавшиеся в еженедельных газетах) благодаря своей необузданной фантазии и остроумию создал тот универсум, что породил сегодняшний кинематограф Дюма.

Сам Дюма, конечно, подобного и не предполагал. Из века XVII его герои без труда и усилий переселились в век ХХI и продолжают жить с нами более комфортно и весело, чем многие из наших собственных современных героев. Более 300 кино- и телепостановок по романам писателя осуществлено со времени первого фильма «Мушкетеры королевы» (1903 год) до сегодняшнего дня. Последняя киноверсия «Трех мушкетеров» появилась в прошлом году в Америке, ее сделал режиссер-постановщик Питер Хеймс. (До сих пор популярна в нашей стране телеэкранизация в стиле мюзикла «Трех мушкетеров», привлекающая очарованием игры популярных актеров и прекрасными шлягерами.) А сколько раз был экранизирован миф о благородном мстителе всех времен и народов — графе Монте-Кристо?!

Итак, 30 ноября из Виллер-Котре, где родился и похоронен Дюма, его останки отправятся в столицу, сделав остановку в замке Монте-Кристо, построенном писателем при жизни (это великолепное строение в неоготическом стиле с мавританскими интерьерами — там он организовывал пиры и маскарады). А на родине писателя ему поставят бронзовый памятник. Вместо того, что немцы во время войны увезли в Германию и переплавили.

Натали Доре, Валерия Позняк

реклама

вам может быть интересно