Что нового за «Душой»?

Журнал «Балет» раздал призы

Нина Ананиашвили

На сцене Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко прошел очередной гала-концерт, посвященный вручению ежегодного театрального приза «Душа танца», учрежденного редакцией журнала «Балет».

Как всегда, вечер вел импозантный Сергей Коробков, порой прямо по ходу дела выстраивая его драматургию: то читал стихи Евгения Панфилова, то импровизационно прославлял танец, то бросал букет к ногам первой «Королевы танца» Нины Ананиашвили (теперь утверждена и такая номинация), которая кратким приветствием открыла и своим выступлением в балете Алексея Ратманского «Прелести маньеризма» завершила торжества. Так же привычно в честь каждого награжденного был салют (неистребима любовь журнала «Балет» к пиротехническим эффектам!), осыпавший очередного виновника торжества блестками, конфетти, разноцветными рекламными «кругляшками» с надписью «Душа танца»-2003...

В зале — балетный бомонд, ярые поклонники награжденных. На сцене взрослым артистам цветы преподносили дети из образцового ансамбля народного танца и музыки «Русские потешки» (г. Владимир). Заслуженных призеров старшего поколения прямо у оркестровой ямы поздравляли их коллеги, в ответ награжденные попытались произнести слова благодарности, но не были услышаны залом — микрофоны отсутствовали. За «Душой...» прибыли далеко не все, кому она предназначалась, — кто-то не мог появиться по состоянию здоровья, кто-то — по творческим причинам. Отсутствовала и гастролирующая «Восходящая звезда» — Анастасия Горячева.

В честь новоявленных «Мага танца» (Евгений Панфилов, посмертно), «Мэтров танца» (Анна Редель и Нинель Юлтыева), «Рыцарей балета» (Наталия Садовская, Геннадий Альберт, Махар Вазиев) и «Учителей» (Людмила Сахарова и Марина Кондратьева) в первой части вечера танцевали их подопечные из Москвы, Петербурга, Перми и Казани. Танцы были разные, впечатление — неоднозначное. Особенно повезло Жизелям — и «Красной Жизели» (Нина Змеевец и Юрий Ананян — Театр балета Бориса Эйфмана), и обыкновенной (Джу Юн Бэ из Большого).

А вот совсем туго пришлось Баланчину — если судить по его «Тарантелле» в исполнении Екатерины Бортяковой и Артема Белова (Казань), хореограф он был, мягко говоря, неважный да и с сомнительным вкусом. Стоит ли так дискредитировать этого «Петипа ХХ века»? Вместо обещанных Евгении Образцовой и Леонида Сарафанова (думаю, москвичам любопытно было бы посмотреть на танцы «золотого мальчика» последнего московского конкурса) Мариинский театр прислал солистов Ирину Голуб и Ислома Баймурадова, очень по-русски станцевавших адажио из балета Ролана Пети «Кармен».

Вторую часть вечера по праву можно назвать московской — тут выступали только столичные любимцы и знаменитости. В среднестандартном лирическом дуэте Алекса Урсуляка из балета «На грани» (впечатлял благодаря шлягерной музыке Джеймса Хорнера к фильму «Титаник») выступили очень стильная Наталья Ледовская (призер в номинации «Звезда танца») и солидный Владимир Кириллов. Дуэт из «Пиковой дамы» станцевали Илзе Лиепа («Актриса») и Николай Цискаридзе, перед достойным и профессиональным выступлением которых были показаны еще и кинофрагменты из репетиционной работы с Роланом Пети. За ними последовал одноактный балет «Прелести маньеризма», в котором с удовольствием пошалили подуставшие от чистой классики «Звезда танца» Сергей Филин и сама «Королева танца» Нина Ананиашвили, их коллеги из Большого — ненатужно игривая Инна Петрова и нарочито «псевдоромантичный» Юрий Клевцов.

И все-таки многих перетанцевал маленький Игорь Самарин из г. Шуи Ивановской области, продемонстрировавший «чудеса техники» в русских плясках — выкидывал всевозможные коленца, прошелся ползунцом да разъехался в шпагате... Притом свои совсем недетские «кунстштюки» он проделал с таким нескрываемым удовольствием, которое и не снится нашим мудрецам. Будь на то моя воля, он бы получил приз «Душа русской пляски»!

Виолетта Майниеце

реклама