Неудавшийся триумф

02.02.2006 в 23:02

Программа первого концерта так называемого «Весеннего абонемента» Российского национального оркестра необыкновенно гармонировала со столичной погодой. Пик убийственных для наших широт морозов — и суровая красота музыки скандинавских классиков Карла Нильсена и Яна Сибелиуса. За пульт РНО был приглашен младший представитель династии дирижеров Ярви — Кристиан. Молодой маэстро получил образование в Манхэттенской школе музыки, был ассистентом в Лос-Анджелесском филармоническом оркестре, организовал свой камерный оркестр «The Absolute Ensemble», чья деятельность была удостоена немецкой премии критиков.

При такой солидной биографии ожидалось, что приглашенный дирижер продемонстрирует если не исключительное проникновение в родственную ему по крови северную музыку, то хотя бы крепкий профессионализм. Но эти надежды в целом не оправдались. Исполнение симфонической увертюры Нильсена «Фантастическое путешествие на Фарерские острова», открывавшей концерт, носило явно ознакомительный характер. Оркестр под управлением К.Ярви играл аккуратно, но без особого блеска, оставляя без должного внимания интересные ритмические и гармонические находки Нильсена.

Возможно, что Скрипичный концерт Сибелиуса, где многое зависит от индивидуальности солиста, мог бы сгладить первоначальное впечатление от дирижерской работы. Молодой скрипач Михаил Симонян сыграл это бессмертное сочинение уверенно, сделав акцент на лирической стороне первой и второй частей, и подчеркнул энергичный характер финала. Конечно, в этом исполнении немного не хватило масштаба, эпического тона, который сообщил бы глубину буднично-правильному исполнению. Пожалуй, этот недостаток не так бы был заметен, если бы Симоняна по-настоящему поддержал оркестр, как бывало в прошлых сезонах, когда за пультом стоял Михаил Плетнев. Тогда оркестр становился равноправным партнером, вступая в интереснейший диалог с солистом. Слушая теперь невнятный аккомпанемент РНО, сравнения (увы, нелестные для К.Ярви) напрашивались сами собой.

Ситуация несколько улучшилась во втором отделении, когда оркестр заиграл сюиту Сибелиуса «Лемминкяйнен», но опять же отнюдь не благодаря мастерству К.Ярви. Еще на слуху, как играли плетневцы со своим художественным руководителем две легенды из этого цикла год назад здесь же, в Концертном зале имени Чайковского. Звучала сюита и на гастролях. Отблеск вдохновенного озарения, который сопутствовал интерпретациям под управлением Плетнева, отчасти чувствовался на данном концерте. В сущности, оркестранты, хорошо ориентирующиеся в этом опусе Сибелиуса, музицировали сами по себе, а дирижер выполнял некую декоративную функцию. Его броские жесты, манера периодически пританцовывать на подиуме не слишком отвечали эпическому настрою «Лемминкяйнена».

Безусловно, хорошо вышел «Туонельский лебедь», где исполнитель на английском рожке Максим Орехов безупречно интонационно и очень поэтично вел эту бесконечно льющуюся кантилену. Перед мысленным взором возник мистический образ легендарной птицы, плывущей по черным водам реки смерти. Гораздо меньше удалась легенда «Лемминкяйнен в Туонеле» — самая мрачная часть в цикле, где балладный характер повествования требует четкого видения конструкции целого. Иначе, как и получилось на концерте, эта легенда распадается на цепь отдельных фрагментов. И совсем не получился финальный триумф в заключительной части — «Возвращение Лемминкяйнена». К.Ярви захотелось здесь поиграть динамикой, добиться нескольких волн нарастания, а в результате главная кульминация всей сюиты вышла худосочной, лишенной волевого устремления и звуковой наполненности, которой требует сам сюжет легенды — победное возвращение главного героя домой из царства мертвых. Триумф явно не удался, и духовые звучали вполсилы, не пробивая акустики КЗЧ.

Евгения Кривицкая

Если ваша душа изголодалась по духовной пище, издательство Покровский сад поможет вам. Глубина мудрости, жизненный опыт, эрудиция, добрый юмор и любовь к людям – всё это вы найдете в книгах прот. Валериана Кречетова.

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама