Сто лет новой музыки

Действительно, именно в 1906 году появился ряд ключевых сочинений таких новаторов, как американец Чарлз Айвз, русский Александр Скрябин, представители Новой венской школы Арнольд Шёнберг и Антон Веберн, положивших начало тому, что мы называем современной музыкой.

Консерваторский центр Владимира Тарнопольского и «Студия новой музыки» под руководством Игоря Дронова отметили это столетие роскошным концертом в Рахманиновском зале. Вечер открыл написанный в 1906 году опус Чарлза Айвза «Вопрос, оставшийся без ответа». В небольшом, продолжительностью всего в семь-восемь минут, таинственно мерцающем произведении ощутим сплав различных языков и манер: полистилистика, появившаяся более чем за полвека до произведений Лючано Берио и Альфреда Шнитке, и «пространственность» звучания — опять-таки задолго до Шнитке, Первая симфония которого основана на перемещениях исполнителей вплоть до их ухода за кулисы. На концертном подиуме расположились всего четыре музыканта — два флейтиста и два кларнетиста, за сценой играл струнный квартет, а трубач-солист звучал почти из-под самого потолка зала, с хоров. Пьеса содержит философскую программу автора. Так, струнные — это «молчание друидов» (жрецов-прорицателей у древних кельтов), которые ничего не знают, не видят и не слышат, труба задает «извечный вопрос существования», а «невидимый ответ» флейт становится все быстрее и громче.

Фортепианные пьесы Скрябина из опуса 51, исполненные Моной Хабой, — это четыре фрагментарных эскиза: «Хрупкость», «Прелюдия», «Окрыленная поэма» и «Танец томления». Музыка, находящаяся пока на дальних подступах к главному произведению Скрябина тех лет — «Прометею»: нежная, прозрачная, постепенно уходящая из мира реального в мир иллюзорно мистический...

Квартет и две фортепианные миниатюры Веберна были обнаружены двадцать лет тому назад случайно на чердаке дома, где когда-то жил композитор. Это ранние произведения, исполняют их редко и даже не всегда включают в полное собрание веберновских сочинений. Ничего особо острого, дерзкого еще нет. Так, ученические опусы в манере Бетховена — Шумана — Листа.

На сайте «Записки об офшорах» можно узнать, в каких случаях стоит зарегистрировать недорого офшор.

Самым ярким сочинением, прозвучавшим в этот вечер, следует признать скерцо Айвза «По тротуарам». Вещь эта явно в родстве с предшественником джаза — фортепианным регтаймом — и ранним Стравинским периода «Истории солдата», в котором ритмов регтайма также хватает.

Завершила концерт Первая камерная симфония Арнольда Шёнберга опус 9 на состав из пятнадцати исполнителей. Написанная все в том же 1906 году, она была впервые исполнена в Вене в феврале следующего, 1907-го. На премьере разразился скандал. Публика, не понимавшая смысла этой музыки, пришла в ярость, свистела и шикала. В дело даже пошли кулаки, причем в бою участвовал — на стороне Шёнберга — сам Густав Малер!

Сейчас все это представляется совершенно невероятным, какой-то фантастической сценой театра абсурда. Да, в произведении Шёнберга немало диссонансов и колючих гармоний, во вступлении слышна угловатая цепочка восходящих кварт (этот прием повторится потом еще несколько раз). Но, по сути дела, музыка Камерной симфонии — классический образец немецкого романтизма ХIX века: сонатная экспозиция, за которой следует скерцо, масштабная разработка. Возможно, венскую публику шокировали не столько диссонансы, сколько необычный инструментальный состав, использованный автором. В оркестре две флейты, два гобоя (включая английский рожок), три кларнета (включая пикколо- и бас-кларнет), два фагота (включая контрафагот), труба, две валторны, три тромбона, ударные и контрабас. Такие инструментальные комбинации не встречались в ту эпоху ни у одного композитора. Для камерного ансамбля такой состав великоват, до полного симфонического не дотягивает. Притом это последнее тональное сочинение молодого Шёнберга. В следующем — квартете оpus 10 — он уже выйдет за рамки тональности. И тогда начнется действительно новый век музыки!

Аркадий Петров

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама