Создатель оркестров

В БЗК отпраздновали юбилей Саулюса Сондецкиса

Имя литовского дирижера прочно ассоциируется с самыми яркими российскими артистами. Наверное, проще назвать тех, кто не выступал с Сондецкисом за его 50-летнюю творческую деятельность — а именно этой круглой дате был посвящен концерт в Большом зале консерватории. Впрочем, сам маэстро предпочел не устраивать официозного торжества, а в свою очередь посвятил программу другому юбиляру — Моцарту. Думается, сделал это не случайно, поскольку гармоничный тон музыки композитора как нельзя более соответствует артистическому имиджу Сондецкиса — спокойного, элегантного, излучающего уверенность, неважно, дирижирует он в этот момент Моцарта или Шнитке.

Всю жизнь Саулюс Сондецкис создавал оркестры — вначале камерный оркестр Вильнюсской школы-десятилетки, затем Литовский камерный оркестр, и уже более 15 лет он возглавляет Оркестр Государственного Эрмитажа Санкт-Петербурга. С каждым из коллективов были свои триумфы, например победа Литовского камерного оркестра на Международном конкурсе «Фонд Герберта фон Караяна», открывшая перед Сондецкисом двери и в Зальцбург, и к Берлинскому филармоническому оркестру. А с Оркестром Эрмитажа — длительное сотрудничество с известной звукозаписывающей фирмой «Sony Classical».

И в этот знаменательный вечер юбиляр встал за пульт именного камерного оркестра — «Виртуозы Москвы», где ныне он главный приглашенный дирижер.

В соответствии с праздничной атмосферой вечера была подобрана программа «Моцарт-гала», которую открывала Симфония № 29 ля мажор — сочинение 18-летнего Моцарта, полная юношеского задора. Как раз эта сторона музыки великолепно удалась оркестру под управлением Сондецкиса. Не потеряв легкости звучания, «Виртуозы» приятно порадовали разнообразием динамики — той игрой света и тени, которая придает живость и обаяние этой музыке.

Этот юбилей собрал поистине «звездный» состав солистов: пианист Денис Мацуев, скрипач Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет — все они многолетние друзья-коллеги Сондецкиса.

Святослав Бэлза, рассказывавший публике о юбиляре, поведал историю, связавшую воедино Саулюса Сондецкиса, Дениса Мацуева и Фортепианный концерт № 17. Случилось это перед XI Конкурсом имени Чайковского, когда молодой пианист солировал в моцартовском концерте в Петербурге под управлением маэстро. Узнав о том, что Денис готовит для финала конкурса совсем другие концерты, Сондецкис сказал: «Это хорошая примета. В свое время со мной также выступали Гидон Кремер, Давид Герингас, играя не ту программу, которую они потом исполняли на Конкурсе Чайковского. И каждый получил первую премию. Вы тоже станете победителем». Как мы знаем, Д.Мацуев стал триумфатором XI Конкурса имени Чайковского, и в память о легкой руке Сондецкиса прозвучал этот лучезарный соль-мажорный моцартовский шедевр.

Подлинной вершиной вечера стала Концертная симфония для скрипки, альта и струнных, где на сцену вышли Виктор Третьяков и Юрий Башмет. Примечательно, что в этом произведении вместе музицировали два коллектива — «Виртуозы Москвы» и «Солисты Москвы», составив объединенный симфонический оркестр. Это был красивый жест, но с чисто художественной точки зрения, быть может, лучше было бы настолько не утяжелять струнные, которые, скажем, в первой части слегка заглушали Ю.Башмета. Впрочем, солисты все равно были на высоте. Замечательно красивый, царственный звук Третьякова парил над Большим залом, заставляя сожалеть, что скрипач так редко дает концерты в столице. Солисты продемонстрировали идеальное взаимопонимание (впрочем, они отнюдь не впервые встретились в этом произведении): фразы скрипки чутко подхватывал альт, и оба инструмента вели свой прекрасный диалог, насыщенный и драматическими репликами, и кантиленой. Успех был полным и однозначным, и расходящаяся публика лишь сожалела, что не уговорила выдающихся музыкантов на бисы.

Евгения Кривицкая

реклама