Фаворитка придворного театра в Театре Петербургской консерватории

В Театре оперы и балета Петербургской консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова завершилась Неделя театра. Трехдневный мастер-класс музыковеда Анны Булычевой по эстетике французского музыкального театра XVII — XVIII века, вечер балетных премьер-возобновлений в рамках программы «Русский балет Серебряного века», подготовленный легендарным Никитой Долгушиным, междисциплинарная конференция «Петербургский Большой театр: истории и легенды» и премьера оперы «Служанка-госпожа» Джованни Баттисты Перголези — главные составляющие афиши беспрецедентной в истории Театра консерватории Недели.

Подобное событие стало возможным в этих краях исключительно благодаря новому руководству театра, возглавляемого директором Натальей Орловой и главным редактором по репертуару Юлией Бройдо. До сих пор это учреждение на протяжении долгих лет было способно лишь абсолютно незаметно для широкой общественности содержать оперы, потерявшие счет своим годам и превратившиеся в выхолощенные интерьеры для прохождения формальной учебной практики студентов консерватории. Признаки жизни наблюдались здесь лишь в балетной труппе. Новое руководство рьяно взялось за реформацию морально устаревшего режима вплоть до желания вернуть театру затертое временем былое имя — имя петербургского Большого театра. Именно в этом русле в долгосрочной стратегии театра явственно обозначилась «барочная», или «аутентичная» линия — линия возрождения забытой старинной оперы. «Служанка-госпожа» стала третьим осуществленным проектом после открывшей текущий сезон «Дидоны и Энея» Генри Пёрселла, представившей оригинальную репрезентативную модель бытования оперного жанра, и «Так поступают все» Моцарта, возобновленного с помощью немецкого дирижера Оливера Ведера. На подходе — аутентичное исполнение «Свадьбы Фигаро» Моцарта, готовящееся под руководством дирижера Дмитрия Зубова.

«Служанка-госпожа» стала первой оперой, открывшей эксклюзивный проект «Театр в фойе». Именно фойе сохранило свой исторический облик со времен того самого Большого театра в отличие от зрительного зала, перестроенного в духе зала-тысячника — под стать концертному залу «Октябрьский» или Мюзик-холлу. После внесения несложных декоративных штрихов в боковую часть центрального фойе — вывешивания белого шелкового задника и установки небольшой сцены — произошла настоящая метаморфоза: основной проход этого фойе с легкостью превратился в камерный зал домашнего театра. Режиссер постановки Юлия Прохорова не стала прибегать к каким-либо особым ухищрениям, представив вольный вариант «аутентичной версии» короткометражной оперы-буффа. Именно в автономном виде «Служанка-госпожа» на протяжении XVIII века слыла фавориткой европейских и русских придворных театров, хотя изначально создавалась Перголези как интермедия внутри оперы «Гордый пленник». Аутентизм исполнения премьерной «Служанки», главным образом, основывался на камерном оркестре, составленном из музыкантов ансамблей «Musica Petropolitana» (Ирина Шнеерова и Дмитрий Соколов) и «One Ensemble» (Владислав Песин, Александра Зубова, Милана Андреева и Григорий Воскобойник). Именно они являли слуху «ослабленный» строй жильных струнных и нежные интонации галантного века. Двое солистов — Юлия Новикова (Серпина) и Николай Карпиевич (Уберто), скорее, синтезировали академическое пение, которому обучились в консерватории, и чуткий к слову аутентичный вокал, знания о котором почерпнули из консультаций Дмитрия Зубова. Но аутентизм ситуации был налицо: история об изворотливой юной служанке, охомутавшей престарелого хозяина с капиталом, разыгранная в бежево-розово-кремовых тонах, завершилась массовым поеданием клубники в горячем шоколаде, который бил фонтаном тут же — за каменными стенками фойе.

Владимир Дудин

реклама

вам может быть интересно