Зоологический квартет

«Лемминг» Доминика Молла

Несколько лет назад поклонники арт-хауса узнали о даровитом французском режиссере немецкого происхождения благодаря картине «Гарри — друг, который желает вам добра» — ироничному триллеру о природе зла, рожденного из самых лучших побуждений. Нарушителем спокойствия в доме там выступал пришелец извне, в меру инфернальный, но все же в человеческом обличье блестящего испанского актера Серхи Лопеса. В новом фильме, наконец-то добравшемся в наш прокат участнике Канна-2005, открывавшем фестиваль в том году, режиссер продолжает знакомый мотив: вновь срывание масок с буржуазного семейства, даже двух, и... неожиданный провокатор, экзотический грызун, коему фильм обязан названием.

Вообще-то лемминги, очень похожие на хомяков, обитают только в Скандинавии. Но здесь представителя диковинной породы обнаруживают на юге Франции, а конкретно застрявшим в сливной трубе на кухне. Для молодых супругов Алена и Бенедикт Гетти (Лоран Люка и Шарлотта Гэнсбур), недавно переехавших в Бель-Эр, с внезапно ожившей тушки лемминга неприятности только начинаются... Нет, у Д.Молла не будет ни ужасов в духе стандартных страшилок с «братьями меньшими», ни экзистенциальных кошмаров в стиле Кроненберга. Все страшное здесь вырастает из бытового, трагическое переплетается с черным юмором, а изощренные фантазмы — с пресной реальностью.

Образцовая молодая семейная пара (он — перспективный инженер, специалист по веб-камерам, она — ныне домохозяйка) принимает в доме начальника Алена с супругой. За ужином Алиса (Шарлотта Рэмплинг) закатывает скандал и уходит, выплеснув мужу (Андре Дюссолье) в лицо бокал вина. Позже она вернется, дабы превратить чужую идиллию в ад. А на фоне «психотриллера с выглядывающей тенью Стэнли Кубрика» (как уже метко окрестили «Лемминга») зрителю поведают о противоестественных суицидальных наклонностях зверька, что засорил раковину. Оказывается, когда популяция леммингов достигает критической отметки, особи самоуничтожаются, бросаются вплавь и тонут. Наукой до конца не изучено сие странное явление. 3 года совместной жизни супругов Гетти — не 30 лет Ричарда и Алисы, когда ненависть и отвращение друг к другу зашкаливают любые параметры, вплоть до идеи суицида. Один тушканчик — ничто по сравнению с вторжением на кухне армии леммингов. У Молла придумана остроумная метафора: зло также быстро само себя воспроизводит, распространяется повсюду, как умеют размножаться вот эти твари, похожие на хомяка.

Посиделки за столом по-бунюэлевски сытых буржуа в начале фильма сменяются умело выстроенным саспенсом, замешенным на параноидальной атмосфере, теме двойничества и переселении душ. Доминик Молл неравнодушен к творчеству как великого Хичкока, так и радикального Дэвида Линча. От первого интерес к кошмару, вырастающему из бытового, привычного, от второго — талант создать напряженный, завораживающий сюрреалистический звукоряд (как в сцене любви у озера в Биаррице, идущей под сопровождение, сходное с шумами заводящихся авиадвигателей). Или же когда флегматичная до поры Бенедикт созерцает на экране компьютера, призванного продиагностировать состояние местной канализации, бесконечно-глубокий коридор, по которому движется камера. Что она там увидит, ни богу, ни дьяволу не известно.

Криминально-бытовой адюльтер в картине лишь оттеняет иррациональность происходящего. Вроде бы все банально, она ушла к другому, супруг взбесился, тут еще мерзкая тварь в клетке пищит, еды просит. Через пару кадров у уравновешенного всегда молодого мужа выражение лица будет «не подходи — убью», и одной травмой он не отделается. Следы увечий плохо сочетаются с миниатюрной камерой-вертолетиком, главным средством шпионажа за неверной женой. Это те сцены, где зритель обычно радостно смеется (видимо, проецируя ситуацию на родную почву). Но юмористические интонации все менее заметны примерно с середины фильма, будто сбивающегося в абсолютный сюр. Возникает впечатление, что режиссеру жалко было бросить всю эту мистику о раздвоении сознания, явлениях с того света и прочей фантастике в угоду чисто драматургическому приключению. Каковым, кстати, и являлся «Гарри — друг, который желает вам добра», уровня которого «Лемминг» не смог достичь.

Но работать с актерами Доминику Моллу удается по-прежнему на высоте, и здесь отлично выступает актерский квартет из двух Шарлотт, Дюссолье и Люка. Последний, к слову, играл жертву «дружеской» привязанности в «Гарри...».

Увлекшись стиранием глазури с института семьи и брака, Молл приходит к несвежему резюме, что, вероятно, любой криминал, любые странности, вкрапленные в реальность, удержат на плаву семейную пару с вполне консервативными ценностями. А что одним гомо сапиенсом, насильно отправленным на тот свет, стало меньше, так это ли не цена, чтобы развеять скуку, в привычном укладе жизни укоренившуюся? Вот и жена не возражает.

Оксана Гаврюшенко

реклама