В БЗК прозвучало «Сотворение мира»
Юбилей Гайдна, 275-летие со дня рождения которого отмечается в нынешнем году, ознаменовался исполнением оратории «Сотворение мира». Наверное, такой проект можно было не связывать с круглой датой вовсе. Эта музыка настолько прекрасна, так давно не звучала в Москве (во всяком случае, в полном варианте), что обращение к ней выглядит уместным и своевременным.
«Сотворение мира» в своем роде сочинение уникальное. Как правило, оратории и близкие им по жанру пассионы повествуют о событиях драматических, конфликтных, но много ли произведений, посвященных божественной благодати, райской гармонии? Эта тема гораздо реже привлекает художников. И все же Гайдну удалось, повествуя о сотворении мира, человека и жизни Адама и Евы в раю до грехопадения, создать по-настоящему захватывающее произведение. Оно подобно сказкам Андерсена, где за занимательным сюжетом скрываются важные философские и этические темы. И эта действительно гениальная музыка наполнена каким-то особым, быть может, чуть наивным, чувством восхищения перед творением Создателя. Недаром сам Гайдн говорил: «Я никогда не был таким набожным, как во время работы над „Сотворением“. Каждый раз я опускался на колени и просил Бога, чтобы он придал мне больше сил для благополучного завершения этого произведения».
Исполнение «Сотворения мира» в Большом зале консерватории можно причислить к образцовым. Редко бывает, чтобы все компоненты исполнения оказались столь гармоничны между собой. Оркестр «Musica viva» с Александром Рудиным за пультом продемонстрировал тонкое понимание стиля музыки, где соединились традиции ораторий и пассион первой половины XVIII века (как известно, Гайдн написал это сочинение под влиянием ораторий Генделя) и черты классицистской эпохи. Очень хорошо пел хор — бельгийский коллектив «Octopus» (руководитель Барт Ван Рейн), специализирующийся именно в области старинной музыки. Для их манеры характерен очень прозрачный вокал, в котором абсолютно ясно прослушивается вся изысканная музыкальная ткань. Учитывая, что музыканты «Musica viva» играли хоть и на современных инструментах, но в барочной манере, такое камерное звучание хора прекрасно сочеталось с оркестром по балансу и эстетике.
На сольные партии были приглашены зарубежные певцы. Двое из них уже выступали в России. Сопрано Лидия Тойшер пела Эвридику в концертном исполнении оперы Глюка «Орфей и Эвридика» в БЗК. Тенор Маркус Брутчер принимал участие в Пасхальном фестивале 2005 года и запомнился в партии Евангелиста в «Страстях по Иоанну» Баха. Третий участник — бас-баритон Вольф Маттиас Фридрих — специализируется как в старинной опере, так и в кантатно-ораториальных опусах романтиков — Шуберта, Мендельсона, Лёве. Пожалуй, его интерпретации партий Рафаэля — в первых двух частях «Сотворения мира» — и Адама — в третьей были самыми яркими. Фридрих — не только певец, но и незаурядный актер. Повествуя о том, как Бог создал Землю, о Всемирном потопе, о появлении суши, он интонационно и мимически «подавал» все детали текста, демонстрируя самую широкую амплитуду тембровых и динамических нюансов, подвластных его голосу.
Попутно заметим, что в этот раз для слушателей было подготовлено полное либретто оратории на русском языке, так что можно было в полной мере насладиться всеми подробностями этой «священной истории» (как в некоторых странах именовали жанр оратории).
Приятное впечатление оставил и Маркус Брутчер, а вот Лидия Тойшер выступила неровно: ей явно не хватало объема голоса, который порой тонул в пространстве БЗК. Впрочем, отдельные номера, в том числе знаменитая ария Габриэль (о сотворении птиц) из второй части, дуэт Евы и Адама (с Фридрихом) из третьей части вполне удались певице. Ангельские образы, нежные мелодии как раз соответствовали светлому, но не сильному тембру ее голоса.
Но главным слагающим успеха исполнения стал дирижер Александр Рудин, который собрал все это монументальное полотно и сумел выстроить драматургию так, что в течение полутора часов внимание публики не ослаблялось ни на минуту. А после финального «Аминь» было ощущение, что мы действительно побывали в Раю.
Евгения Кривицкая