Конфликт и согласие

В Зальцбурге закончилась «Неделя Моцарта»-2009

В родном городе Моцарта состоялся ежегодный фестиваль, приуроченный к дню рождения композитора. Его музыкой дирижировали здесь Сейджи Озава, Николаус Арнонкур, Саймон Рэттл, Марк Минковский, Деннис Рассел Дэвис, Дэниел Хардинг. В «Неделе Моцарта» также принимали участие пианисты Даниэль Баренбойм, Елена Башкирова, Андраш Шифф, певицы Магдалена Кожена, Аннетт Даш и многие другие известные исполнители. Всего за десять дней состоялось двадцать пять концертов, где выступили девять оркестров, четыре ансамбля, десять дирижеров и свыше сорока солистов. Специальными гостями форума стали композиторы Пьер Булез, Маттиас Пинчер и пианистка Мицуко Ушида.

Предлагая тому или иному музыканту статус приглашенного артиста, «Неделя Моцарта» предоставляет ему возможность участия в трех концертах — симфоническом, камерном и сольном — и относительную свободу в выборе репертуара. Год назад, например, эту позицию занимал французский пианист Пьер-Лоран Эмар, в каждой из программ наряду с Моцартом исполнявший не слишком расхожие сочинения Мессиана, Веберна и молодых авторов.

Японка Мицуко Ушида, приглашенная артистка нынешнего фестиваля — пианистка, возможно, еще более яркого дарования. Ее предпочтения более традиционны: с Венским филармоническим оркестром и струнным «Хаген-квартетом» она играла Моцарта и Брамса, и без того звучащих здесь постоянно. Тем неожиданнее оказался ее сольный вечер, главным автором которого был уже не Вольфганг Амадей, а сама Ушида.

Сопоставляя с музыкой нашего времени сочинения Моцарта, пианистка и в них находила отзвуки других эпох. Соната ля минор, открывшая концерт, первыми же нотами сбивала слушателя с ног, словно могучий поток, неожиданно напоминая «Патетическую» Бетховена. Из последней четверти XVIII столетия — в середину века ХХ, когда 20-летний Пьер Булез написал одно из первых сочинений, «Notations», 12 миниатюр по 12 тактов. Короткие пьесы Ушида исполняла настолько увлеченно, то с пафосом, то со смехом, что весьма рациональная музыка оживала, наполнялась новым содержанием. Следом — ля-минорное Рондо Моцарта, больше похожее на Шопена, и опять перелет в ХХ век, к фрагментам «Игр» Дьердя Куртага. Логику их соединения в единый микроцикл с Контрапунктом и Сарабандой Баха, правда, понять оказалось трудно, отчего предложенное пианисткой путешествие не стало менее увлекательным. После Куртага без перерыва прозвучали Соната Моцарта до мажор и Экспромт Шуберта на бис.

Сыграть Булеза Ушида решила неслучайно: 83-летний маэстро был одним из главных героев форума. Без всякого повода, просто по совокупности заслуг: легендарный композитор, основатель парижского IRCAM (Институт музыкальных и акустических исследований) и ансамбля «Interсontemporain», дирижер, осуществивший десятки исторических записей и оперных постановок, один из самых авторитетных и влиятельных музыкантов мира, как сорок лет назад Стравинский. В рамках «Недели Моцарта» прошел авторский концерт Булеза, где он ответил на вопросы художественного руководителя фестиваля Штефана Паули, а также представил четыре своих сочинения разных лет: два для фортепиано, одно для кларнета и фонограммы, еще одно — «Anthemes 2» — для скрипки и электроники.

Еще в одной программе Булез выступил как дирижер, сыграв вместе с «Interсontemporain» сочинения Эллиота Картера, Маттиаса Пинчера и свое собственное. Как и Булез, 38-летний Пинчер был гостем фестиваля, чья музыка звучала в нескольких концертах, однако ни с Моцартом, ни с Булезом у нее не возникало диалога, о сравнении же и речи быть не может. У Пинчера есть удачные опусы — например, виолончельный концерт «Нарцисс» или одна из частей в коллективном проекте «Планеты и астероиды». Однако им существенно уступала его пьеса для контрабаса, трех виолончелей, ансамбля и живой электроники, которой дирижировал Булез, — кстати, в день рождения Пинчера. И уж совсем невыигрышно она звучала рядом с «Derive 2», одной из лучших партитур Булеза, и «Asko Concerto» Эллиота Картера — живого классика, недавно отметившего столетие. Сочинение построено на чередовании различных дуэтов — альта и гобоя, кларнета и контрабаса, трубы и скрипки, — где инструменты будто не слышат друг друга, но через конфликт приходят к согласию.

Музыку Картера представил также Хайнц Холлигер — знаменитый дирижер, гобоист, композитор. Он весьма творчески подошел к составлению программы, поставив в центр ее два концерта для кларнета с оркестром, Моцарта и Картера, показав эволюцию жанра за два столетия. А с «Гробницей Куперена» Равеля, посвященной погибшим в Первой мировой войне, рифмовалась «Военная» симфония Гайдна, вторая часть которой усилена дополнительной группой ударных, изображающей военный оркестрик. Обычно она располагается на сцене, но на сей раз, к вящему удивлению публики, прошагала через весь зал, оглушительно гремя.

Еще раз инструментальный театр напомнил о себе совсем в другом концерте, где Марк Минковский дирижировал серенадой Моцарта «Posthorn» («С почтовым рожком»): виртуоз почтового рожка выехал на сцену на велосипеде и в форме почтальона. Как ни в чем не бывало играя соло и держа инструмент одной рукой, другой он стал раздавать почту: посылку дирижеру, бандероль первому скрипачу, письмо кому-то в первом ряду, после чего спокойно поехал дальше.

Среди тех, кто представлял на фестивале сочинения Моцарта, Минковский, безусловно, заслуживает первого места. С тех пор как маэстро выпустил на CD 40-ю и 41-ю симфонии, слушать другие исполнения практически невозможно — настолько его Моцарт нов и свеж. Дирижер станет одним из главных героев следующего фестиваля: в тандеме с режиссером Оливье Пи он готовит постановку оперы «Идоменей», которая откроет «Неделю Моцарта»-2010.

Илья Овчинников

реклама

вам может быть интересно