Красочная бессмысленность

«Русские сезоны. XXI век» представили «Павильон Армиды»

Спектакль «Павильон Армиды» возник посреди зимы усилиями успешного продюсера и хореографа-реставратора Андриса Лиепы, планы и обещания которого по выпуску очередного балета из задуманной им серии «Русские сезоны. XXI век» не сорвались несмотря на экономический кризис. Этот факт несомненно относится к приятному явлению, а вот качество данной продукции вызвало сомнения. Понятно, что в 2009 году будут много говорить о Сергее Дягилеве и столетнем юбилее Русских сезонов. Сто лет назад русское искусство, и прежде всего балет, вырвалось триумфально на Запад усилиями одного талантливого русского человека. Он достоин сегодня чествования. Однако новыми Дягилевыми Россия похвалиться не может, поэтому приходится довольствоваться воспоминаниями, собирать документальные свидетельства о днях былой славы и делать ностальгические выставки. В течение года мы не раз услышим о подобных вернисажах.

Нужно ли возобновлять Русские сезоны и возможно ли это вообще, вопрос сложный. Есть группа реставраторов-исследователей, которые годами по крупицам собирают материалы, касаемые постановок дягилевской антрепризы, и делают спектакли. Интерес к архивным изысканиям проявляют театры, и эти реставрированные шедевры время от времени появляются на афишах. Но все-таки речь не идет о продлении жизни прекрасному и неповторимому явлению под названием Русские сезоны. Андрис Лиепа думает иначе. Он использует ностальгический бренд в целях привлечения средств для создания новых балетов со старыми названиями. У него часто выходили неплохие постановки, потому что сначала он ставил или продюсировал балеты, хореография которых худо-бедно сохранилась — пример тому «Жар-птица» в Мариинском театре и «Кремлевском балете» или недавнее «Болеро». Но когда дело доходило до редких и, может, не слишком удачных балетов антрепризы, их перепостановки не удавались. Провалилась хореография «Синего бога» и «Тамар», хотя в них блеснули талантливые артисты, провалился и последний проект — «Павильон Армиды». Артисты, занятые в «Армиде» — Мария Александрова, Михаил Лобухин и Наталья Балахничева, — выполнили свою работу чисто и порадовали поклонников, но только этим постановка оправдывается. Или не оправдывается.

Исторический балет «Павильон Армиды» Н.Черепнина к числу неудачников никак не отнести. Если «Синего бога» включили с программу сезонов впопыхах, обратившись за сюжетом к Жану Кокто, который сыпал историями направо и налево, и примерно одно начинание из десяти, им затеваемых, приносило успех, а остальные безобидно забывались, то «Павильоном» Бенуа занимался несколько лет. Он не только оформил балет, но и составлял несколько сюжетных планов, которым следовал Михаил Фокин. Балет этот имел добрую сценическую жизнь — в нем блистали и петербургские, и московские артисты: Анна Павлова, Вера Каралли, Вацлав Нижинский, сам Михаил Фокин и Михаил Мордкин. Бенуа хотел поиграть стилями — из романтического XIX века нырнуть в эпоху Людовика XIV и вынырнуть обратно в XIX век. Он мечтал выплеснуть на сцене свою любовь к искусству XVIII века и немереные познания в этой области. Согласно сюжету, базирующемуся на рассказе Теофиля Готье, но в процессе разработки сильно переделанному Бенуа, один дворянин, следующий к своей невесте, по дороге забредает в неизвестный замок. Оживает старинный гобелен, юноша вовлекается в игру, влекомый Армидой — знаменитой волшебницей и царицей любви. Дав обещание здесь, он теряет земную любовь. Сюжет знаком меломанам по многочисленным старинным операм — «Армиде» Люлли и Глюка и «Ринальдо» Генделя.

«Павильон Армиды» не раз пытались восстановить — существует редакция Никиты Долгушина, летом Джон Ноймайер покажет свою версию спектакля. Его постановка будет также посвящена столетию Русских сезонов и столетию «Павильона Армиды», так как именно он открывал балетную программу 1909 года в Париже. До этого Ноймайер восстанавливал трио раба с двумя наперсницами Армиды. Долгушин, занимаясь постановкой в девяностые годы, о восстановлении декораций не мог и подумать; что сделает Ноймайер, можно будет увидеть летом. А пока у нас в распоряжении «Павильон Армиды» в хореографии Юриуса Сморигинаса, молодого хореографа из Литвы, который уже работал с Андрисом Лиепой над постановкой «Тамар». И.о. Бенуа, как обычно, выступила Анна Нежная, а в качестве труппы Дягилева — «Кремлевский балет». Главная приглашенная звезда — Мария Александрова. Сморигинас следовал сюжету Бенуа, за некоторыми вкраплениями вынужденных пояснений (через пантомиму) и упрощений. Получилось танцевальное варево: использовались фрагменты известных балетов. Царь Гидрао списан с Дроссельмейера из «Щелкунчика» Юрия Григоровича, рыцарь Ренэ и Армида пришли из «Раймонды» того же Григоровича, плясы раба представляли собой смесь вариаций Раба Зобеиды из «Шехеразады» и Золотого божка из «Баядерки». Пестрота, ультрафиолетовые лучи, месиво убогих танцев в золотистых костюмах. Солисты действовали на сцене без какого-то конкретного сценария. Дуэты их были в меру слажены, отрепетированы, но смысла происходящему от этого не прибавлялось.

В июне спектакли под грифом «Русские сезоны. XXI век» поедут на гастроли в Париж — отмечать столетие настоящих сезонов в «Театре Шанзелизе». Среди них и «Павильон Армиды». В этом нет ничего плохого. Новые балеты имеют свои преимущества: развлекательный характер, красочная бессмысленность, музыка из архивных сундуков, наличие модных видеопроекций и лазеров. Кстати, в новом «Павильоне Армиды» Андрис Лиепа задействовал несколько произведений Черепнина, так как, по его словам, имеющейся партитуры «Павильона Армиды» не хватило, чтобы рассказать всю историю. Если бы только не тревожились имена Дягилева, Фокина, Бенуа, Нижинского или Павловой. Ничего общего с тем, что было у этих славных людей в начале прошлого века, «Русские сезоны. XXI век» не имеют. В результате получается, что поклон оборачивается пощечиной, а былая слава — позором. Не стоит прекращать поиски, но вечно эксплуатировать былое больше не надо.

реклама