Никита Михалков: среднего не дано

Никита Михалков

21 октября Никите Михалкову исполняется 65 лет. Время летит быстро. Кажется, совсем недавно мы отмечали его 60-летие. Но концентрация деяний и событий в жизни этого человека очень высока. После почти девятилетнего молчания он выпустил фильм «12», участвовал с ним в конкурсе в Венеции, получил «Золотого Льва», но не за лучший фильм (награда нашла другого героя), а по совокупности ранее сделанного. Нахлебался, говоря его же словами, Никита Сергеевич немало в связи с этим, и фильм приняли по-разному, скепсиса хватало.

Наконец-то сделаны и «Утомленные солнцем-2». Картина участвовала в конкурсе 63-го Каннского кинофестиваля. И опять скандал, пальба в прессе, обвинения, что попал туда «по блату». Сам Михалков на своем официальном сайте наглядно демонстрирует, как выглядел этот якобы «полный провал» «Утомленных солнцем» в Канне: овации зала, не смолкавшие несколько минут, публика, поднявшаяся в едином порыве. Как завсегдатай фестивального движения могу сказать: так встречают в Большом дворце Каннского фестиваля каждый фильм, участвующий в конкурсе, каким бы он ни был. Но Михалков что-то упрямо пытается доказать своим очевидным и предполагаемым недругам. Те, в свою очередь, Никиту Михалкова демонизируют, приписывая ему беспредельное могущество. Вряд ли ему самому наплевать на хвалу и хулу, которая льется потоком в его адрес. Он же не железобетонная конструкция, а живой человек, к тому же артист, значит, толстокожим не может быть по определению.

Помпезная и громкая премьера «Утомленных-2» состоялась в Кремле, а не на Красной площади, как изначально мечталось — так, чтобы растянуть экран ближе к небу на дирижаблях. С еще не законченной картиной Никита Михалков проехал по городам и весям России и СНГ, от Казани до Риги, показывая фрагменты и пытаясь что-то растолковать аудитории. Встречали его по-разному: верили и не верили, делали открытые выпады и подобострастные признания в любви.

В отношении Никиты Михалкова среднего будто и не дано. В Риге он рассказывал о том, что с лихвой начитался про себя всякого, про то, что якобы исписался и давно кончился как режиссер. Признался, как это вымывает почву из-под ног. Вспоминал Толстого и его слова о том, что бытие только тогда есть бытие, когда ему грозит небытие. Сегодня понимание этого многими утеряно. Михалкова называют барином за то, что широко живет и любит, чтобы его почитали. При этом он — простой человек, ко многим вещам, важным для нуворишей, да и не только для них, относится с легкостью.

Посмотрите, как он иной раз одет. Приехавшие из ближнего зарубежья коллеги удивлялись тому, в чем он вышел на сцену в дни руководимого им Московского кинофестиваля. Как денди он действительно одет не был, скорее, походил на трудового человека — в кожаной куртке и отнюдь не парадных брюках. Но Михалкову дозволено многое из того, что другому возбраняется. Ему всегда некогда, он откуда-то вбегает и куда-то мчится дальше. Уловить его трудно. Михалков недоверчиво относится к мужчинам в норковых шубах, и это его отношение вызывает у окружающих, даже разделяющих его взгляды, приступы веселья. У него свои представления о жизни, свои запахи, воспоминания и страхи, о чем он сам эмоционально рассказывает. В этом его сила и его слабость. Иногда хочется большего проявления слабости с его стороны, чтобы вовремя была сделана остановка у запретной черты.

За истекшее пятилетие Никита Михалков получил еще несколько наград, включая «Золотой глобус» МКФ в Карловых Варах за вклад в мировое киноискусство. Наград за карьеру он действительно достоин, есть что предъявить потомкам и последователям. Теперь вовсю работает над второй частью «Утомленных солнцем-2» (идет монтаж), премьера состоится в феврале 2011 года. Продуктивная пятилетка, учитывая еще и работы на телевидении, создание фильма «55» к юбилею Владимира Путина, дружбой с которым часто объясняют могущество Михалкова. Практически готов еще один фильм — «Жизнь и гибель Александра Грибоедова», к которому подступался многие годы.

А в голове уже новый проект. Вместе с драматургом Владимиром Моисеенко Никита Михалков пишет сценарий по любимому своему «Солнечному удару» Бунина, о котором он все время упоминает на встречах с журналистами и в интервью. Все эти события — из «списка благодеяний», как ни относись к конечному результату, который кто-то принимает, а кто-то нет. Но есть и «обратная сторона Луны», отрешиться от которой невозможно.

В перерывах между делами творческими Никита Михалков продолжал смертный бой за Союз кинематографистов. Через суд, на котором сам не появлялся, доказывал законность своего избрания главой СК. Те, кто присутствовал на судебных заседаниях, как и на собрании кинематографистов в Гостином Дворе, никогда не забудут увиденного, как наверняка и сам Михалков не забудет эти чудовищные дни. К разряду побед их не отнесешь. Так не побеждают. В лучшем случае имеет место великое заблуждение.

Чем только Никита Сергеевич не занимался и не занимается в жизни: заседает во всяческих президиумах, вплоть до церковных, как и в Общественном совете при Министерстве обороны, даже в ЮНЕСКО. Пытается работать с молодежью, взяв под свое крыло конкурс кинематографистов завтрашнего дня «Святая Анна», решать дела в Фонде поддержки российского кино (сколько бы он ни убеждал нас в том, что не имеет веса в этой структуре). Фактически он стал кинематографистом № 1 в стране. Спросите любого о том, кто в доме хозяин. Вся реформа киноотрасли с ее небольшими «за» и весомыми «против», перепахавшая кинематографическую расстановку сил и микроклимат, по сути — михалковская инициатива. Раскол в киносообществе и организация нового киносоюза — все это следствия «большой политики» главного кинематографиста страны.

Сложная он личность, равно преуспевшая в созидании и разрушении. История, конечно, расставит все по местам. А пока люди его обожают и ненавидят, при этом он набирает максимальные очки в телешоу, которые смотрят миллионы людей, умеет убедить их в своей правоте или просто заразить харизматичностью. О чем бы ни говорил — о реформах Столыпина или современном мироустройстве, — его слушают, за ним идут, и это ответственное дело. Кому многое дано, с того и спрашивается по максимуму.

Светлана Хохрякова

реклама