Щедринские торжества продолжаются…

Родион Щедрин

В прошедшую пятницу, 21 декабря, в Концертном зале имени П. И. Чайковского прошёл ещё один концерт, приуроченный к восьмидесятилетию Родиона Щедрина. В исполнении замечательного Светлановского оркестра прозвучали сочинения последних лет — симфонический фрагмент для оркестра «Гейлигенштадское завещание Бетховена» (2008), романс в народном стиле для женского голоса и оркестра «Таня-Катя» (2002). Кроме того, сыграли вариации для симфонического оркестра «Автопортрет» (1984) и «Звоны» — второй оркестровый концерт (1968).

Наконец, главным событием в череде юбилейных концертов стала грандиозная «Поэтория»

— произведение для чтеца, солирующего женского голоса, смешанного хора и симфонического оркестра. Подобным составом это сочинение в России исполнялось впервые. Огромный хор, не поместившийся на сцене (часть певцов расположилась выше, на балконе) был составлен из трёх коллективов — Большого хора Российского государственного музыкального телерадиоцентра, Русского хора имени А. В. Свешникова и камерного — Московской консерватории. Солировали Евгений Миронов и Наталья Борискова. Дирижировал Владимир Юровский.

Сочинение 1968 года, «Поэтория» — это концерт для поэта в сопровождении женского голоса, смешанного хора и оркестра.

Он написан на стихи Андрея Вознесенского — хорошего друга композитора. Ему и предназначалась роль поэта. Партию народного женского голоса Щедрин писал для Людмилы Зыкиной.

Стихи Вознесенского, броские и зримые, наполненные аллитерациями, в интерпретации талантливого актёра Евгения Миронова прозвучали очень искренне и глубоко. Почему-то голос его показался похожим на набатный колокол, поющий трагическую судьбу нашей страны:

«Я — Гойя!
Глазницы воронок мне выклевал ворон,
слетая на поле нагое.

Я — Горе.

Я — голос
Войны, городов головни
на снегу сорок первого года…»

Прекрасна была Наталья Борискова — солистка Московской филармонии, одарённая певица, чей мощный и в то же время мягкий голос будто магнетизировал слушателя. Большой знаток русской народной песенной традиции, Родион Щедрин написал партию солистки в духе плача.

В исполнении Натальи Борисковой этот плач прозвучал как настоящее, неподдельное выражение людского горя.

Звучание музыки сопровождалось световыми эффектами. Подобные решения, стоит отметить, далеко не всегда бывают удачными. Однако в этот раз сменяющие друг друга визуальные ряды казались органичными и способствовали усилению общего настроения.

Подытоживая, скажу, что исполнение 21 декабря «Поэтории» стало для меня, без преувеличения, одним из самых сильных музыкальных впечатлений последнего времени.

реклама

Ссылки по теме

рекомендуем

смотрите также

Реклама