Пейзаж после битвы

Цискаридзе — новый и.о. ректора Академии русского балета имени Вагановой

Николай Цискаридзе (© РИА Новости. Григорий Сысоев)

Ровно двух недель хватило, чтобы общественность забыла об очередной балетной разборке, которая, как казалось, надолго завладела первыми строчками новостных лент.

Питер объявил войну Москве, не желая мириться с тем фактом, что скандально уволенного экс-премьера Большого театра Николая Цискаридзе, отчаянно рвущегося возглавить театр (или хотя бы его Балет), в котором он всю жизнь проработал, 28 октября 2013 года назначили ректором петербургской АРБ (она же — Вагановское училище).

Страсти в СМИ кипели неделю и плавно перетекли в литературные перепалки пользователей социальный сетей.

У нас уже не та страна, где разговор о высоком назначении в сфере высокого искусства будет длиться долго. Не всё равно — по долгу службы — только агентству РИА Новости и небольшой кучке профессионалов из сферы балета. Это обидно, но ничего не поделаешь. Так живём.

Факты

Нового ректора коллективу АРБ представил министр В. Мединский. Он пояснил, что у действующего ректора Веры Дорофеевой (работала с 2004 года) контракт истекает через год и продлевать его не будут по просьбе самой Дорофеевой (усталость, желание уйти на покой). И поскольку министерство осознанно занималось трудоустройством Цискаридзе, сочли нецелесообразным заставлять Николая ждать целый год.

Слухи о назначении Цискаридзе в «Вагановку» ходили в течение всего октября, но опровергались и министерством и самим артистом.

Но кто же будет «трубить» о своем назначении скандального характера до того, как все бумаги подписаны.

Понимая, а, может, и не понимая, что внедрение московского человека в питерскую цитадель вызовет недовольство в культурной среде, Мединский сделал еще одно назначение. Ровесница Цискаридзе (оба танцовщика 1973 г. р.) и, наверное, самая известная балерина России, с чьим именем ассоциируется и Петербург, и Мариинка, и классика, и балет в целом и «Лебединое озеро» в частности — Ульяна Лопаткина — станет первым проректором и художественным руководителем прославленного училища (по уставу худруком главной балетной житницы страны может стать только ее выпускник, поэтому москвич Цискаридзе формально «подошел» только на должность ректора).

Это второе назначение вызвало недоумение.

Лопаткина не вышла на пенсию, как Цискаридзе, но продолжает танцевать, она не искала (во всяком случае, в СМИ информация не просачивалась) ни руководящих, ни педагогических должностей. Но если ты активно танцуешь, или поешь, или играешь в театре и тебе всего-то сорок лет, зачем искать эти должности?

Многие балерины у нас успешно танцевали и до 45, и до 50 лет. К тому же в России нет таких жестких правил как в Парижской Опере, где выход на пенсию артиста обязателен в определенном возрасте (42 года), а размер пенсии обеспечит по крайней мере безбедное существование.

Есть предположение, что Лопаткина ждала, когда ей предложат руководство балетной труппой Мариинского театра,

во главе которой уже много лет стоит Юрий Фатеев на правах и.о. (с 2008 года, с тех пор как уволился или был уволен Махар Вазиев, нынешний руководитель Балета Ла Скала), и художественной жизнью которой в реальности управляет Валерий Гергиев.

Узнав о своем назначении в АРБ, Лопаткина сказала, что постарается соответствовать возложенным на нее новым обязанностям. А что ей было делать? Как человек гиперответственный, она отреагировала именно на тот факт, что ей доверяют будущее святыни, где она выросла и получила профессию.

Появление этого нейтрального и во всех смыслах положительного фигуранта (то есть Лопаткиной) в недоброй игре,

ведомой Министерством культуры в лице Мединского, Цискаридзе и, возможно, Гергиевым, который при помощи назначения Лопаткиной в АРБ избавляется и от вторжения опального премьера Большого театра в Мариинку (возглавить ее балет Цискаридзе был тоже не прочь, что было понятно, когда он весь прошлый год ездил в Питер на все важные события и премьеры и бурно приветствовал маэстро), и от опасной авторитетной балерины с кристально чистой репутацией, переведя ее интересы в сферу управления балетным образованием,

выявило чудовищную бестактность принятых наверху решений.

У Веры Дорофеевой через год истекал контракт, а вот у Алтынай Асылмуратовой, на чье место была назначена Лопаткина, с контрактом всё было в порядке. Когда кто-то из присутствующих на представлении Цискаридзе в АРБ поинтересовался у Мединского судьбой безупречного худрука Асылмуратовой (работает в должности проректора АРБ с 1999), министр сказал, что этим вопросом озаботится новый и.о. ректора Н. Цискаридзе.

Последний всегда славился пиететным отношением к старшим, любил работать с возрастными педагогами, да и танцевать зачастую предпочитал с опытными балеринами (вспомним его юношеские спектакли с Надеждой Павловой, 1956 г.р.).

Цискаридзе приступил к исполнению обязанностей ректора 29 октября и через несколько дней принял решение сохранить в цельности и сохранности весь ректорат, то есть оставить на месте в том числе и худрука (и первого проректора в одном лице) Асылмуратову. Надеясь таким образом расположить к себе коллектив училища, симпатизирующий Асылмуратовой, и побаивающийся Лопаткиной, так как новое и молодое — всегда страшно.

Такая констелляция ректора и проректоров в ранге и.о. просуществует до выборов, на которых должны утвердить или не утвердить самого Цискаридзе,

рассмотреть также другие кандидатуры на эту должность (среди них проректор по учебной работе АРБ Алексей Фомкин и ещё кто-то, чьи имена пока держатся в тайне; предположительно — это Юрий Фатеев, и.о. руководителя балетной труппы Мариинского театра, начинающий хореограф и танцовщик Мариинки Юрий Смекалов, автор бессмысленного балета «Мойдодыр», руководитель нескольких частных балетных школ в Петербурге и танцовщик Мариинки Илья Кузнецов) и подписать контракты с проректорами. Видимо, здесь же (выборы состоятся до конца 2013 года) решится судьба Лопаткиной — то ли назначенной, то ли не назначенной.

Ложные факты

Во всей этой истории много недостоверных фактов, которые использовались в частности Министерством культуры для аргументации одиозного назначения.

Первая ложь: министр представил Цискаридзе как человека пригодного для административной работы.

Пригодного — значит с опытом и корочками о высшем образовании в сфере менеджмента, юриспруденции, педагогики.

Действительно, Цискаридзе учится на юриста, но диплома на руках у него нет (есть один год магистратуры). Опыта административного — тоже. Он давал больше 10 лет класс в Большом театре (в Питере это называется урок — прим. ред.), и воспитал двоих учеников в театре (Д. Родькин, А. Воронцова). Эта его деятельность узаконена дипломом педагога-репетитора, выданным МГАХ, который про запас имеют артисты многих московских трупп.

Сами артисты признаются, что это несерьезный диплом,

он не является пропуском в мир балетной педагогики, а вот диплом РАТИ (ГИТИС) при наличии мест и желании театра тебя взять на работу — является. Впрочем, что касается преподавания, а не управления, то здесь важнее талант и призвание, которые у Николая явно есть.

Но он пришел а АРБ именно управлять. И его слова о том, что он пересмотрит позицию ректора, как более творческую профессию, выглядят фарсом.

Вторая ложь: Мединский сказал, что сейчас культурными учреждениями повсеместно управляют молодые специалисты.

Действительно здорово — во главе одного московского театра мы видим ровесника Цискаридзе Е. Миронова, а во главе цирка Э. Запашного. Но учебные заведения — не цирк! Ни МГУ, ни консерватории не возглавляют молодые.

Третья ложь: где-то в СМИ прошла информация, что Цискаридзе отказался от нескольких предложений возглавить западные труппы. Хотелось бы узнать, какие именно?

Насколько нам известно, борьба за западные труппы идет недетская.

Среди возможных будущих худруков относительно авторитетных западных компаний мелькают и русские имена, но всё те же — В. Малахов, который должен оставить Берлинский балет и куда-то переместиться, И. Зеленский, который интересуется дополнительной работой на Западе, А. Ратманский, сосредоточившийся на собственном творчестве хореографа, и самый заметный соотечественник — М. Вазиев, пока прекрасно трудоустроенный. И всё.

Значит, кому-то выгодно выставить Цискаридзе патриотом.

Околобалетные факты

Вместе с назначением тандема Цискаридзе-Лопаткина, министр заявил о закрытии темы «Национального центра искусств», о создании которого мечтал Гергиев. Худрук Мариинки хотел объединить под одной крышей четыре институции — Мариинский театр, Петербургскую консерваторию, АРБ и Институт истории искусств.

Он апеллировал к аналогичному американскому учреждению — нью-йоркскому Линкольн-центру, который формально включает в себя главные музыкальные учебные заведения, библиотеки и театры. Но такая параллель не работает, потому что институции объединения «Линкольн-центр» не имеют зависимости ни финансовой, ни хозяйственной, ни художественной от президента, министерства и даже города Нью-Йорка. Там всё устроено иначе.

Назначая Цискаридзе, Мединский открыто отказал Гергиеву

(Путин, правда, возможно еще и скажет свое веское слово по этому вопросу в конце ноября).

Вера Дорофеева высказывалась против присоединения училища к театру и согласилась на преждевременный уход с поста ректора на условиях, что учреждения сливаться не будут. То же самое сказал в интервью Цискаридзе — обещает уйти, если поймет, что через его голову у АРБ начнут отбирать территории.

Известно, что Гергиев критиковал работу Дорофеевой и Асылмуратовой, жалуясь, что снизился уровень выпускаемых АРБ студентов.

Допустим, он судит по тем людям, которые пришли в Мариинку, допустим, что они недостаточно хороши. Но вопросом о том, что более сильные выпускники попросту не выбрали местом работы некогда желанную всеми Мариинку с ее хиреющим репертуаром и нестабильностью, могущественный худрук не задался.

Почему замечательные Ольга Смирнова танцует в Большом, Кристина Шапран — в «Стасике»?

Они испугались потеряться в мутном болоте Мариинского балета,

который, кстати, в этом сезоне существует без объявления планов премьер (элементарные планы хотя бы на три месяца вперед есть сегодня во всех провинциальных театрах от Воронежа до Красноярска).

Получается, что Гергиев «нападал» на руководителей АРБ по какой-то другой причине. По той же самой, по которой он поддержал новые назначения?

Когда в историческом здании Мариинского театра начнется ремонт, балетным негде будет репетировать, так как в Мариинке-2 предусмотрен всего один репетиционный зал. Ему нужны будут «свои» люди в АРБ, чтобы гостеприимно приняли артистов театра на время ремонта.

Такая версия выглядит правдоподобной, но на план Гергиева как-то не похожа.

Не проще ли ему найти денег и переделать пару хоровых залов Мариинки-2 в балетные. Или найти спонсоров, например, из той же среды людей, которые поддерживали Цискаридзе во время его активных поисков работы, и не бросят в беде, если ему придется «отнимать» классы у детей под занятия артистов Мариинки, и озаботить их экипировкой каких-то других балетных залов поблизости от театра.

Акты отчаяния

Народный фронт не дремлет. Против назначения Цискаридзе и Лопаткиной пишутся петиции. От имени коллектива педагогов АРБ, артистов и педагогов Мариинского театра.

Для их рассмотрения в Министерстве был создан очередной общественный совет, в который вошли известные деятели балета. Таким образом, Мединский с себя ответственность снял. С другой стороны, какие-то деятели культуры выступают в защиту назначенцев (Додин, например).

Резюме

Будем ждать выборов. Вдруг они окажутся честными и училище получит такого ректора, которого оно хочет, а не ему навязывают?

На фото: Николай Цискаридзе (© РИА Новости. Григорий Сысоев)

реклама

вам может быть интересно

Черемушкинская альтернатива Классическая музыка

Ссылки по теме