Экскурсия по новой Академии танца Бориса Эйфмана

Академия танца Бориса Эйфмана

Академия танца Бориса Эйфмана торжественно открылась 2 сентября 2013 в Петербурге. В тот же день начался отсчет школьного семестра. И вот уже в конце января Эйфман подводит некоторые итоги, суммирует наработанное за пять месяцев. Одно из маленьких достижений – в его новом спектакле «Реквием» приняли участие учащиеся Академии, о чем мы уже писали. А на следующий после премьеры день нам удалось посетить этот уникальный учебный комплекс, расположенный на Петроградской стороне по адресу – улица Лизы Чайкиной, дом 2.

Экскурсоводами выступили директор Театра балета Б. Эйфмана Геннадий Григорьевич Альберт и директор Академии танца Б. Эйфмана Лали Отаровна Афанасьева. Сам Борис Яковлевич подхватил экскурсию для журналистов в самом конце, рассказав о том, каким он видит будущее выпускников новорожденной Академии.

Три корпуса за два года

«Строительство» школы «под ключ» заняло чуть больше двух лет. В конце декабря 2010 здание на улице Лизы Чайкиной перестало быть репетиционной базой Театра – труппа вместе с администрацией переехала на Гагаринскую улицу (дом 32), а в декабре 2012 строители сдали помещение в эксплуатацию.

Академия танца Бориса Эйфмана

Новые корпуса учебного заведения расположились в квартале, ограниченном Большим проспектом Петроградской стороны, улицами Большой Пушкарской, Лизы Чайкиной и Введенской. Общая площадь помещений Академии составляет 12 000 кв. м.

В ансамбль Академии входит особняк Доберт-Штейкмана — памятник деревянного зодчества XIX века, расположенный на Большой Пушкарской.

Также для осуществления проекта снесли здание кинематографа «Ассамблея» по улице Л. Чайкиной с дорическим портиком (именно в нем много лет подряд репетировала труппа театра), но его парадный облик был воспроизведен в качестве основного фасада здания Академии, в соответствии с проектом 1913 года.

Исполнители этого грандиозного проекта — «Студия 44» во главе с Никитой Явейном, который в скором времени построит для Эйфмана школьный театр, вписав еще одно здание в имеющийся комплекс корпусов. Трудно верится, что чему-то еще найдется место на этом небольшом пространстве, но учитывая имеющийся у Явейна опыт «вписывания» нового строения в заданный масштаб, нет сомнений, что все получится.

Академия танца Бориса Эйфмана

Балетный аквариум

Примечательная особенность комплекса Академии — его непроницаемость снаружи и абсолютная открытость внутри.

Снаружи она выглядит скорее как суровый интернат, а внутри — как музей современного искусства, в котором нет экспонатов, но живут дети.

В основу внутренней планировки школы положен «принцип аквариума», чтобы преподаватели в любой момент могли контролировать передвижение детей от общежития до класса, или из атриума в репетиционный зал. Стекло здесь сочетается не с обычным своим соседом — бетоном, а со стильным финским кирпичом и натуральным деревом.

Академия танца Бориса Эйфмана

Фисташкового цвета стеклянные стены и деревянная лестница, уводящая далеко наверх — эти красоты начинаются прямо «с вешалки», видны из стеклянного гардеробного фойе.

Школа в цифрах

Школа рассчитана на 250 учеников. В настоящий момент здесь обучаются 90 человек – 48 детей в возрасте семи лет, и 42 – в возрасте 10-11 лет. Предполагается, что первые проведут в стенах Академии 11 лет, а вторые – 7 лет и 8 месяцев. Старшие начали обучение сразу с пятого класса.

В следующем учебном году Эйфман планирует зачислить 50 «новобранцев» — по 25 на старший и младший поток.

И так дальше, пока число учеников не достигнет 250 человек.

Академия танца Бориса Эйфмана

В пилотном наборе Эйфман несколько «выбился из графика», как рассказала Лали Отаровна, и зачислил вместо 72 детей – 90. Хореограф подхватил отборочную эстафету на третьем, собственно балетном, этапе.

Всего в Академию поступило 5000 заявок

от родителей детей из Ленинградской области, Краснодара, Сахалина, Ростова на Дону, Санкт-Петербурга, Москвы, Ижевска, Сочи. Перед первым туром детей тщательно измеряли, составляли их индекс роста. На первом туре оценивали артистические возможности детей, на втором – изучали разные медицинские показатели. Детей осматривали врачи-специалисты: хирурги, ортопеды, офтальмологи, и отобрали из 5000 — 1400.

Третий тур — танцевальный.

И так как большинство детей имело неплохую танцевальную подготовку перед экзаменами в школу, на третий тур вышло много способных детей. Борис Яковлевич, который отсматривал детей в этом туре лично, не смог расстаться с некоторыми способными соискателями, и в итоге приняли 18 детей сверх лимита.

Академия танца Бориса Эйфмана

Один день из жизни балетного школьника

Оба директора не устают повторять, что учебный план для тех, кто начал учиться с первого класса, носит экспериментальный характер. И программа выстроена так, чтобы на промежуточных этапах ученик, который по каким-то причинам не справляется, или его физические возможности перестают соответствовать стандартам, мог бы безболезненно перейти в общеобразовательную школу или в школу с другим профилем.

Начинается день в Академии Эйфмана в 9 утра и заканчивается в 18.00.

Питерских детей забирают родители, приезжие остаются в интернате (сейчас в интернате проживают 32 человека). Первая половина дня отдана общеобразовательным предметам – русский, математика и т.д., вторая половина – гимнастике, ритмике, музыке. Последней уделяется важное место – с первого класса у детей есть три музыкальных предмета.

Академия танца Бориса Эйфмана

Занятия гимнастикой базируются на методике, заимствованной в Международной академии спорта Ирины Винер. Оттуда приглашен именитый методист. В первые два года обучение детей классическому танцу не ведется, упор делается на ритмико-пластическое образование (акробатика, гимнастика, актерское мастерство, танец-модерн).

Начинать с модерна, а не с классики — это и есть часть эксперимента, который проходит в Академии Эйфмана.

Наверное, время будет вносить свои коррективы, в любом случае эксперимент находится под серьезным контролем.

В перерыве между блоками – общеобразовательных предметов и специальных – дети обедают, релаксируют в бассейне (в их распоряжении два тренера, которые учат плавать) или смотрят кино в атриуме.

География внутреннего помещения

Просторный атриум разделяет здание на две части – в правой части находится пищеблок и интернат, в левой – 14 балетных классов с разноцветными полами.

Академия танца Бориса Эйфмана. Атриум

Классы снабжены современной звуко- и видео аппаратурой. Один из балетных залов пока переоборудован под музыкальный класс. На цокольном этаже – спортивный комплекс, бассейн, тренажерный зал. Закуплено качественное физиотерапевтическое оборудование, ждут запуска его в эксплуатацию.

Человек-оркестр

Среди педагогов классического танца замечена Марина Осипова. Она является одним из самых ярких педагогов мужского танца в своем поколении. Недавно защитила блестящую диссертацию по методике классического танца. Пяти минут, проведенных в ее классе в Академии, оказалось достаточно, чтобы понять, какую жемчужину Борис Яковлевич «увел» в самом начале учебного года из Академии русского балета имени Вагановой.

Вообще, поразительного качества выпуски случились в АРБ двадцать лет назад – оттуда родом и худруки (Вячеслав Самодуров – худрук Екатеринбургского балета, Алексей Мирошниченко – худрук Пермского балета), и прима-балерины (Ульяна Лопаткина и др.), и вот – Марина Осипова – толковый педагог.

Марина Осипова

Опишу маленькое ЧП, которое случилось в тот день, когда журналистам устроили экскурсию. Заболел концертмейстер, который должен был работать в классе Осиповой, и она сама, как обычно ползая «в ногах» у воспитанников, контролируя их выворотные «пятые», превратилась в аккомпаниатора, пропевая и нахлопывая ритм. Только выходя из ее зала, мы заметили некоторую странность музицирования на этом уроке.

Слово Эйфмана

Руководитель Академии Борис Эйфман рассказал журналистам о свободе выбора, которая будет предоставлена выпускникам. Учитывая абсолютно бесплатную форму обучения в Академии (включая трехразовое питание для всех без исключения детей),

выпускник должен будет отработать как минимум три года в одном из государственных театров танца или балета России.

Понятно, что Эйфман будет стараться заинтересовать лучших выпускников работой в своем театре, но неволить никого не будет. Также Эйфман рассказал, что во дворе Академии будет построен школьный театр, где будут не только проходить отчетные концерты, но и мастерские хореографии. Пока трудно сказать, в какой именно форме они будут проходить, но скорее всего речь идет о показах работ учащихся старших классов, которые обнаружат в себе склонность ставить танцы.

Академия танца Бориса Эйфмана

Еще Эйфман подчеркнул, что построенная им школа — это школа совершенно нового типа, непохожая все другие балетные школы.

Поэтому сравнивать его Академию с МГАХ или АРБ совершенно бессмысленно. За АРБ стоит вековая традиция, а за новой школой – пока ничего, кроме незыблемого авторитета Эйфмана и его артистического чутья. Кажется, что он даже сам не ожидал получить то, что получил в результате из рук города и Н. Явейна, и программа обучения в его Академии корректировалась и будет корректироваться дальше, исходя в том числе и из уникальности архитектурной конструкции.

Академия танца Бориса Эйфмана ВКонтакте

Фото предоставлены пресс-службой Академии танца

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама