Первая весна без Елены Образцовой…

«Музыка — это любовь»: концерт-посвящение великой певице

Елена Образцова

«Приходит весна, / Неся надежду / Влюбленным сердцам, / Приближение ее дыхания / Избавляет землю / От ненастья дней…», – именно так в опере Сен-Санса «Самсон и Далила» начинается первая из трех знаменитых арий главной героини – поэтический гимн весне и вечному обновлению в природе. В творчестве Елены Образцовой Далила была одной из ее коронных ролей, и, выходя в этой партии на сцену, своим первозданно-чувственным голосом певица каждый раз несла весну в сердца публики. В этом году весна в Москве наступила стремительно быстро, и привычный цикл пробуждения природы, как всегда, пробудил новые желания и вселил новые надежды. Но непривычным было лишь одно: эту весну мы впервые встречали без Елены Образцовой – самой изысканной, самой обворожительной, самой женственной и, возможно, вообще лучшей Далилы XX века.

В конце апреля в Москве выдалось несколько по-настоящему летних теплых дней, и с проведением в Большом зале консерватории концерта-посвящения Елене Образцовой они, думается, совпали вовсе не случайно: кажется, это было предзнаменование свыше. Речь идет именно о концерте-посвящении, состоявшемся 28 апреля, а не о вечере памяти, хотя о щедром таланте большого художника, каким на протяжении всей своей жизни была Елена Образцова, мы будем помнить всегда. С того момента, как ее не стало (с января этого года), времени прошло, в сущности, еще не так много, но, кажется, что прошла вечность – вечность без Образцовой. Общественно-просветительские музыкальные институты в Москве (Благотворительный фонд поддержки музыкального искусства) и в Санкт-Петербурге (Культурный центр), созданные под эгидой величественного и гордого имени певицы, сегодня, безусловно, осиротели, но их деятельность, как и прежде, продолжается в полном объеме по всем без исключения курируемым ими направлениям.

На нынешнюю инициативу Фонда провести в Москве концерт-посвящение Елене Образцовой под названием «Музыка – это любовь» откликнулось весьма большое количество участников. И необъятный по своему охвату вечер в двух отделениях стал как подлинным праздником музыки, так и признанием в любви к величайшей оперной примадонне, которая, кажется, вовсе не покинула нас, а просто перешла в иную реальность, в нетленное измерение космического мироздания. Одна из малых планет за номером 4623, открытая 24 октября 1981 года и получившая имя «Образцова», продолжает совершать свое привычное движение по раз и навсегда избранной вечностью траектории. Да и на протяжении всего концерта, когда под сводами Большого зала Московской консерватории звучала музыка, Елена Образцова виртуально присутствовала на сцене, смотря на нас с многочисленных фотографий в спектаклях, на концертах и в жизни. Смена кадров этого интереснейшего слайд-шоу просто не могла оставить равнодушным ни одного меломана, ни одного истинного почитателя творчества певицы. То же самое – и бесценные видеофрагменты записей ее выступлений, которые время от времени становились яркими врезками в ткань живого концерта. Слава богу, что огненный артистический темперамент и роскошный голос певицы, уникальный тембр которого невозможно спутать ни с каким другим, оказались так щедро запечатленным для исторической вечности!

Саму идею построения и репертуарного наполнения программы обсуждаемого концерта-посвящения, в котором первая часть была камерной, а вторая прошла в сопровождении Оркестра Московского театра «Новая Опера» имени Евгения Колобова (дирижер – Василий Валитов), совершенно уверенно можно назвать весьма продуманной и претворенной в жизнь с большим тактом и вкусом. При этом несомненной изюминкой компоновки стало то, что многих артистов мы смогли услышать в обоих исполнительских форматах. Открыло программу блестящее выступление одного из лучших отечественных камерных коллективов – Государственного академического камерного оркестра России под руководством Алексея Уткина, который в этот вечер предстал не только дирижером, но и солистом-гобоистом. Особенно захватило переложение пьесы Морриконе «Миссия» для гобоя и виолончели с оркестром, сделанное Ильей Пашинцевым, который также выступил и в качестве солиста-виолончелиста. Свое выступление, несомненно, задавшее тон всему концерту, сей коллектив не менее впечатляюще завершил исполнением жизнерадостного финала ре-мажорного дивертисмента Моцарта и одного из популярных танго Пьяццоллы.

Солистом еще двух инструментальных номеров предстал виолончелист Борислав Струлев: в дуэте с пианистом Анатолием Кузнецовым он исполнил «Ave Maria» Каччини, а с оркестром «Новой Оперы» – свой фирменный номер («Медитацию» из оперы Массне «Таис»). Академическую ткань программы несколько разнообразил парафраз Грюнфельда на темы вальсов из оперетты Иоганна Штрауса «Летучая мышь» в исполнении лауреата молодежной премии «Триумф» Николая Медведева (фортепиано). Под аккомпанемент Анатолия Кузнецова еще бóльшее разнообразие исполнением канцоны Тости «Donna, vorrei morir» на слова Стеккетти и арии Венеры из оперы Люлли «Тезей» внес Валерий Макаров, совсем еще юный обладатель Гран-при V Международного конкурса юных вокалистов Елены Образцовой (2014).

Самой неоднозначной участницей этого концерта предстала Василиса Бержанская. Её гипертрофированную аффектацию в Lied Рихарда Штрауса «Когда я услышал твою песню» на слова Брентано (партия фортепиано – Николай Медведев) еще хоть как-то можно было отнести к стилистическим поискам певицы в позднеромантическом немецком репертуаре. Однако спетая затем под оркестр ария Джульетты «с ядом» из оперы «Ромео и Джульетта» Гуно, хотя в ней, безусловно, и подразумевается присутствие недюжинного вокального драматизма, предстала у певицы на одном сплошном громогласном forte в ущерб изысканно тонкой музыкальности и элегантности французского стиля. Но впрочем, к этому меня заранее подготовило ее исполнение вальса Джульетты из той же оперы, свидетелем которого мне довелось стать на заключительном гала-концерте Шаляпинского фестиваля этого года в Казани. И снова пришлось заключить, что наличие у певицы голоса и природных данных – еще не повод говорить о владении ею вокальной культурой.

Кто в этот вечер действительно потряс романтически тонким проникновением в стилистику как камерной, так и оперной немецкой музыки, так это замечательный лирический баритон Илья Кузьмин: под сопровождение фортепиано Светланы Радугиной он исполнил «Посвящение» Шумана на слова Рюккерта, а под аккомпанемент оркестра – сцену и романс Вольфрама из оперы «Тангейзер» Вагнера. Еще один яркий представитель баритонального амплуа Василий Ладюк изумительно стильно и эмоционально чувственно сосредоточился на русском репертуаре. В его исполнении мы услышали романс Римского-Корсакова «Редеет облаков летучая гряда» на слова Пушкина и романс Рахманинова «Весенние воды» на слова Тютчева. В оркестровом формате певец снова обратился к камерному опусу: с упоительно-возвышенной патетикой, с истинным благородством стиля романс Чайковского «Серенада Дон Жуана» на слова Алексея Константиновича Толстого прозвучал в оркестровке Евгения Колобова.

У молодого тенора Арсения Яковлева уже сегодня есть все необходимые задатки тенора драматического, и это отчетливо проявилось во второй части программы во время исполнения им с оркестром ариозо Германа из оперы Чайковского «Пиковая дама». В век катастрофического дефицита драматических теноров этот певец определенно вселяет надежду на будущее тенорового исполнительства, хотя сегодня, в сáмом начале творческого пути певца, стопроцентную драматическую кондицию его голос пока еще не набрал, да и объективно набрать просто не мог. В первой части вечера этот же исполнитель с захватывающим драйвом, эмоциональностью и точностью интонационного посыла представил романс Чайковского «Средь мрачных дней» на слова Ратгауза (партия фортепиано – Анатолий Кузнецов).

Напротив, как несомненный профессионал и творческая личность благородно-лирический тенор Алексей Татаринцев сформировался уже давно. Свое выступление в этот вечер он уверенно начал с лирически-сентиментальных красок романса Рахманинова «Покинем, милая» на слова Голенищева-Кутузова (партия фортепиано – Лариса Скворцова-Геворгизова). В оркестровой же части вечера певец поначалу несколько удивил выбором более крепкой для фактуры своего голоса партии – Рудольфа в «Богеме» Пуччини. Однако спетая им ария этого персонажа и его партнерство с Еленой Гусевой в финальном дуэте первого акта (Рудольфа и Мими) не оставили никаких сомнений в том, что примерка новой партии для Алексея Татаринцева прошла на редкость удачно: его голос звучал свободно, без форсирования, драматически выразительно, весьма впечатляюще «зависая» на высоких ферматах.

Сопрано Елена Гусева, которая была занята только во второй части программы, кроме дуэта из «Богемы» с Алексеем Татаринцевым сольно представила арию Леоноры из первого акта «Трубадура» Верди. Исполнительской манере этой певицы, в целом достаточно грамотной и выверенной в техническом отношении, как правило, всегда недостает изюминки индивидуальности, эмоциональности красок и накала чувственной страсти. Так было и на сей раз, хотя ее вокальные зарисовки и пуччиниевской Мими, и вердиевской Леоноры из «Трубадура» оказались однозначно зачетными. На контрасте с певицей-сопрано ярким эмоциональным посылом было отмечено выступление меццо-сопрано Агунды Кулаевой: ее с полным правом можно назвать царицей обсуждаемого концерта-посвящения. Эта певица словно перекинула мостик между разножанровыми частями программы: сначала проникновенно возвышенно и стилистически безупречно она солировала в финале первого отделения в Agnus Dei из «Маленькой торжественной мессы» Россини, а затем в начале второго совершенно безупречно – эпически основательно и психологически ярко – представила сцену гадания Марфы из «Хованщины» Мусоргского.

Марфа в «Хованщине» – одно из ярчайших творческих достижений Елены Образцовой в русском оперном репертуаре, и сегодня для Агунды Кулаевой образ-архетип мятежной раскольницы связан с мечтой исполнить эту партию на оперной сцене. С этого сезона певица влилась в труппу Большого театра России, и хочется верить, что шедевр Мусоргского, давно уже не звучавший на главной музыкальной сцене страны, рано или поздно вновь займет в этих стенах подобающе достойное ему место: исполнительница главной партии уже есть! В опусе Россини Агунда Кулаева солировала в его оригинальной авторской версии: за дирижерский пульт Московского государственного академического камерного хора встал Владимир Минин, художественный руководитель этого коллектива, а партию фортепиано исполнила концертмейстер хора Елена Ильина. Еще одним незабываемо ярким хоровым впечатлением вечера явилась интерпретация переложения Сергея Анашкина для смешанного хора a cappella знаменитого «Адажио» из Струнного квартета № 1 Барбера.

В этот вечер Алла Демидова, как всегда «на разрыв аорты», читала поэзию Ахматовой, в том числе и отрывок из ее бессмертного «Реквиема». В прошлом блистательная певица-сопрано Маквала Касрашвили, несомненная гордость Большого театра России, и тенор Олег Кулько исполнили дуэт Сантуццы и Туридду из «Сельской чести» Масканьи. В свое время в Италии Елена Образцова была признана лучшей Сантуццей – и это поистине дорогого стóит! А в заключение программы состоялся – ни много ни мало! – «концерт трех теноров»: Олег Кулько, Алексей Татаринцев и Арсений Яковлев на три голоса исполнили «шлягер всех времен и народов» – арию Калафа из третьего акта оперы Пуччини «Турандот». «Всем миром» дружно взяв высокую фермату, которую всегда так ждет широкая, демократично настроенная публика, в концерте-посвящении Елене Образцовой три отечественных тенора поставили необычайно яркую финальную точку.

Но я был бы определенно легкомыслен, если бы особо не отметил вклад в оркестровую часть программы замечательного дирижера «Новой Оперы», подлинного перфекциониста от музыки Василия Валитова. Когда этот маэстро находится за дирижерским пультом, можно не сомневаться: высочайший уровень оркестрового аккомпанемента певцам будет надежно обеспечен. В памятный вечер 28 апреля 2015 года именно так всё и было…

реклама