Между желанием и агрессией

Опера Генделя «Партенопа» на сцене лондонского «Колизея»

Опера Генделя «Партенопа» на сцене лондонского «Колизея»

На сцену Английской национальной оперы вернулась «Партенопа» — опера Генделя в постановке 2008 года известного английского режиссера Кристофера Олдена. Роскошная, стильная, она заявила о себе как вернувшаяся домой роковая женщина, знающая цену себе и своим поступкам.

Вымышленный сюжет сосредотачивается на легендарной сирене, которая дала свое имя Неаполю, в древности — Партеноп, названному так в ее честь. В двадцать седьмой по счету опере Генделя всего несколько участников — королева Неаполя Партенопа, а также принцы Коринфа (Арсаче), Родоса (Арминдо), Кум (Эмилио), Кипра (Эвримен, на самом же деле — это кипрская принцесса Розмира).

Каждый из них стремится добиться симпатии и расположения неаполитанской королевы, а потому периодически они воюют друг с другом.

Ее любовник Арсаче, выигравшей для королевы не одну битву и властвующий над ее сердцем, начинает мучиться угрызениями совести из-за брошенной им Розмиры, чей облик постоянно и мучительно мерещится ему в принце Эвримене. Как вы уже поняли — это переодетая в мужское платье принцесса и его бывшая возлюбленная.

Ну а теперь забудьте обо всех этих принцах, войнах, оставьте только имена, поместите героев этой комико-эротической оперы в 20-е годы прошлого века в Париж. И что мы видим?

Перед нами высшее парижское общество, разместившееся в великолепных апартаментах в стиле арт-деко.

Партенопа, элегантная, хрупкая, в изысканных нарядах — и ее молодые люди — типичные и узнаваемые представители того общества. Поле боя находится исключительно за карточным столом, а скорее всего в будуаре. Ветры дальних и недавних баталий колышут тонкие занавески, а противогазы и каски красноречиво напоминают нам о той эпохе.

Оригинальная версия сама по себе — невелика и достаточно запутана, но оперная постановка Кристофера Олдена и не пытается претендовать на нечто весомое и глубокое. Этот рассказ о грозной королеве и ее поклонниках, запутавшихся в своих чувствах и симпатиях, воюющих исключительно за сердце красавицы, чрезвычайно привлекателен. Но кроме того,

в сюрреалистической манере постановщики оперы пытаются исследовать психологическую связь между желанием и агрессией.

Не совсем в стиле Генделя, предпочитавшим говорить только о любви и битвах. Но в сочетании с утонченной сценографией (Эндрю Либерман), великолепными костюмами (Джон Моррелл), потрясающим пением всех, без исключения, солистов, виртуозной, живой и обаятельной игрой оркестра под руководством Кристиана Карнина такая трактовка Генделя обречена на успех.

Сопрано Сара Тайнан в роли Партенопы — сама по себе легкая, воздушная, и поет также легко и выразительно, красиво фразируя. Контртенор Джеймс Лэнг, он же робкий Арминдо — превосходен и чрезвычайно трогателен.

Заменив заболевшего Роберта Мюррея, обладатель мощного гибкого тенора Руперт Чарлсворт в партии Эмилио громко заявил о себе в первой же крупной для него роли.

Ирландское меццо-сопрано Патриция Бардон — единственная певица из каста 2008 года — с сосредоточенной интенсивностью исполнила партию молодого человека по имени Арсаче.

Розмира в исполнении меццо-сопрано Стефани Видзор-Левис снискала мощные аплодисменты за тонко исполненные музыкальные арии, в которых ее героиня рассказывала о сложных эмоциональных переживаниях, о своей ревности и любви к Арсаче. Решительного сторонника и защитника Партенопы Ормонте сыграл и спел баритон Мэтью Дуркан.

Это шикарное шоу было дополнено остроумным переводом Аманды Холден.

Фотографии предоставлены пресс-службой театра

реклама