«Газета» Россини: знакомства в эпоху новых медиа

Либретто оперы Россини «Газета» основывается на комедийной пьесе Карло Гольдони «Брак по конкурсу». В Гамбургской камерной опере «Газета» идёт в вольном переводе Барбары Хасс и превращается в сатиру на поглощающую силы и внимание власть новых медиа.

Итак, итальянский предприниматель Дон Помпонио (Мариус Адам) сообщил в социальных сетях, что устраивает конкурс среди желающих жениться на его дочери Лизетте (Сесилия Родригез-Моран). Но Лизетта уже влюблена в Филиппо (Роберт Элибей-Хартог), портье в парижской гостинице. В эту гостиницу по объявлению Помпонио в поисках идеальной красавицы приходит Альберто (Любан Живанович) и влюбляется в Дораличе (Наташа Двулецки), дочь коммерсанта Ансельмо (Титус Витт), думая, что это дочь Помпонио. Следует путаница с женихами и невестами, в интригах активно участвует также журналистка мадам Ля Роз (Фелине Кнабе); Дораличе соблазняет Дона Помпонио, решившегося снова жениться в отместку дочери; Филиппо и Альберто сражаются на кухонных ножах; Филиппо переодевается в богатого квакера, владельца фабрики по производству сухих хлопьев; в итоге на маскараде отцы примиряются с женихами, доставшимся их дочерям.

Работая над «Газетой», Россини проявил свободное, не романтически-сакрализирующее отношение к партитуре: она «постмодернистски» сконструирована из кусочков. Так, трио в сцене дуэли Россини взял из своей оперы «Пробный камень» (включая текст). Из «Турка в Италии» он позаимствовал дуэт Фиориллы и Джеронио и маскарадную музыку. Кроме того, композитор использовал фрагменты из таких своих опер, как «Вексель на брак», «Странный случай», «Торвальдо и Дорлиска», «Шёлковая лестница», и, конечно же, «Севильский цирюльник» (финал первого действия). Увертюрой Россини позже сопроводил «Золушку». Мелодию из арии Альберто «Ma voce tenera» Россини включил в общей сложности в семь опер. Арии Дораличе и мадам Ля Роз вообще написал помощник, оставшийся неизвестным. Оригинальную музыку Россини сочинил только для дуэта Филиппо и Лизетты и арии Лизетты во втором акте.

Дирижёр Этторе Пранди, автор камерной версии «Газеты» (скрипка, контрабас, кларнет, гобой и фагот) замечает: «В отдельные моменты музыка словно уходит с поверхности вглубь и даёт тонко прозвучать мысли, пока водоворот ритмов не начинает снова разоблачать проступки протагонистов: … в этом нелепом мире единственное ценное – искренняя любовь». Учитывая методы самого Россини, Пранди не стал церемониться и сделал вечеринку в конце ещё оживлённее, слегка добавив диско, а также интегрировал в музыкальную ткань произведения уведомления о новых сообщениях.

Режиссёр Альфонсо Ромеро Мора несколько утрирует, вплоть до крика, вокальные акценты и тем самым делает, возможно, более очевидной для современного зрителя скрытые в музыке Россини и в либретто эмоции. Бесконечные селфи и позирование на камеру; общение дочери и отца, сидящих в соседних комнатах, посредством смартфона; заседание с телефонам зубах в туалете; смартфон-запрет как худшее наказание для непослушной дочери, лёгкий стриптиз в массажном кабинете – вроде бы, не так и оригинально, но поставлено смешно и иронично, а каждый сценический образ умело выстроен и пластически отточен.

Немаловажно, что влюбленных и прикидывающихся влюблёнными персонажей в спектакле действительно окружает эротическая аура, а не так, как часто бывает в кино и театре: изображают любовь и желание, но ощущается только, насколько эти люди безразличны друг другу.

То, что артисты Гамбургской камерной оперы иногда недобирают красотой голосов и совершенством исполнения, они все компенсируют несомненным обаянием и прекрасной актёрской игрой, поддерживая актуальность сравнения опер Россини с искрящимися весельем напитками.

Премьера спектакля состоялась 6 октября 2017 года, рецензируемый спектакль — 17 июня 2018 года.

Foto: Dr. Joachim Flügel

Партнер Belcanto.ru — Театральное бюро путешествий «Бинокль» — предлагает поклонникам театра организацию поездки и услуги по заказу билетов в Камерную оперу Гамбурга, Гамбургскую государственную оперу, а также ряд немецких и европейских театров, концертных залов и музыкальных фестивалей.

реклама