«Конкордия» — фестиваль премьер

В Казани в восьмой раз прошел международный фестиваль современной музыки имени Софии Губайдулиной «Конкордия». Земляки Софии Асгатовны успешно знакомятся с самыми разными, порою спорными, но от того не менее интересными сочинениями современных композиторов.

Рядом с домом композитора

Удивительно, но еще восемь лет назад на родине Софии Губайдулиной не было фестиваля, посвященного ее творчеству. И это при всемирной славе Софии Асгатовны. Правда, к ее восьмидесятилетию был заново перестроен дом в центре Казани, где она долгие годы жила. И этот новодел, по мнению видевших реакцию Губайдулиной, когда ее подвезли к этому дому, не вызвал особой радости на ее лице. Конечно, музыка композитора периодически исполнялась в Казани, но это были лишь разовые акции, не имевшие сильного резонанса, даже если участие в них принимал Валерий Гергиев.

Положение кардинально изменилось, когда восемь лет назад ГСО РТ возглавил новый художественный руководитель и главный дирижер Александр Сладковский, сразу же взявший курс на мощное фестивальное движение. Одним из первых был инициирован международный фестиваль современной музыки имени Софии Губайдулиной «Конкордия».

Концепция фестиваля — музыка современных композиторов, то из чего «выросла» сама Губайдулина, сочинения коллег ее плеяды и опыты тех, кто идет за ней и формирует и будет формировать музыку нового века. Таким образом, оказывается охваченным мощнейший музыкальный пласт. Кстати, сама София Асгатовна, побывав в Казани на фестивале своего имени, оказалась очень довольна качеством его проведения.

Государственный Большой концертный зал им. С. Сайдашева, где традиционно проходят концерты международного фестиваля современной музыки, находится в пяти минутах ходьбы от дома, где жила Губайдулина и где сейчас находится Центр современной музыки, носящей ее имя. В дни проведения «Конкордии» зал традиционно бывает переполнен, и это подтверждает идею художественного руководителя фестиваля Александра Сладковского, что современная музыка очень интересна слушателю.

ГСО РТ сейчас выполняет культуртрегерскую функцию в республике, репертуарная политика оркестра строится так, что львиную долю репертуара составляют произведения, которые впервые исполняются в Казани или вообще являются мировыми премьерами. Не стал исключением и нынешний фестиваль, состоявший из четырех абсолютно разных программ, но столь значимых и в исполнительском, и в культурологическом плане, что выбрать лучший концерт из четырех слышанных практически невозможно. Общее у них было одно — все концертные программы были объединены художественной волей к безукоризненному стилю главного дирижера.

Губайдулина и все, все, все

Первый фестивальный концерт открылся по традиции сочинением самой Губайдулиной — прозвучала «Поэма-сказка». Далеко не новое произведение, которое, тем не менее, вполне актуально. «Поэма-сказка» — это рассказ о мелке, который рисует картинки и становится все тоньше и тоньше. Но продолжает рисовать, потому что его рисунки приносят людям радость. Этот небольшой музыкальный рассказ о жертвенности художника ГСО РТ исполнил как-то нежно и по-детски искренне. И можно сказать о том, что «Поэма-сказка» стала своего рода эпиграфом к нынешней «Конкордии».

Гостем первого фестивального концерта стал композитор, которого уже можно причислить к поколению классиков, Сергей Слонимский. Он доверил татарстанскому оркестру и его главному дирижеру исполнить свою симфонию № 33 и симфоническую поэму «Восхождение и триумф», она посвящена столетию независимости Польши.

Сладковский прочел «Восхождение и триумф» как историю страны, которая не смотря на частые очень неблагоприятные исторические ситуации тем не менее сумела выстоять, не растеряв свою национальную идентичность и дала миру множество гениев — от Мицкевича до Словацкого, от Шопена до Анджея Вайды.

Второй концерт «Конкордии» состоял из произведений Алексея Рыбникова, это был его творческий вечер и композитор, естественно, как и Сергей Слонимский на первом концерте, находился в зале. В программе были представлены сочинения Алексея Львовича разных периодов. От ярких, острых ранних «Скоморохов» до написанной недавно философской «Музыки Ликии», скорбного рассказа о погибшей цивилизации, где и композитор, и интерпретатор его сочинения — дирижер словно были озабочены непрочностью современного мира.

Следующий концерт был не совсем обычным. Кроме вполне узнаваемых Кшиштофа Пендерецкого и Витольда Лютославского (в виолончельном концерте последнего, посвященном Мстиславу Ростроповичу, солировала Анастасия Кобекина), а дирижировал оркестром во время исполнения произведений польских композиторов маэстро Гавриэль Гейне, состоялась мировая премьера сочинения молодого российского композитора Анны Поспеловой.

Анна написала своё сочинение еще в 2012 году, но по какой-то причине оно не исполнялось. Она назвала его «Равновесие», и действительно это словно попытка найти точку опоры в вечном дрейфе от тьмы — к свету, от зла — к добру. Дирижировал оркестром при исполнении «Равновесия» сам маэстро Сладковский, который, по сути, зажег «зеленый свет» для Анны Поспеловой.

И совсем непривычным для некоторой части публики прозвучало сочинение Александра Мосолова «Завод. Музыка машин», созданное несколько десятилетий назад. Это был своего рода «конструктивизм» в музыке, навевавший ассоциации с произведениями Александра Родченко.

Ну а ассоциации финального концерта «Конкордии» были совсем иными. Они перенесли нас в «Серебряный век», потому что героем концерта был Игорь Стравинский. Но началось все с исполнения ироничной «Садовой симфонии» большого друга татарстанского симфонического Александра Чайковского, и это тоже было своего рода знаково. Известный «Стан Тамерлана» Александра Чайковского — визитная карточка ГСО РТ, он исполняется практически на всех топовых концертах.

Стравинский же звучал в финальном концерте дважды — прозвучали концерт для скрипки с оркестром и незабвенный «Петрушка». В концерте для скрипки с оркестром солировал концертмейстер Венского филармонического оркестра, играющий на скрипке Страдивари, Райнер Хонек, продемонстрировавший виртуозность и мастерство. А маэстро Сладковский и его оркестр еще раз показали, как они могут деликатно работать с солистами.

Что до «Петрушки», то его исполнение можно назвать потрясающим, в игре оркестра была ирония, скоморошья удаль и затаенные слезы. Был надлом, характерный для «Серебряного века» и отчаяние от невозможности любви. И все это снова утопало в каком-то безумном кураже несчастной балаганной куклы. Завершился концерт так, как можно было спрогнозировать, — на бис сыграли «Стан Тамерлана», благо автор — Александр Чайковский — был в зале.

Казанцы смогли прослушать четыре абсолютно разных концертных программы и, хочется верить, получили мощное интеллектуальное вливание. Впереди у ГСО РТ первые в истории оркестра гастроли в Китае, а в январе — фестиваль «Мирас», на концертах которого исполняется музыка татарстанских композиторов.

реклама