Французский альбом: и опера, и симфония

Владислав Сулимский, Александр Рудин и РНО

Вечер в Концертном зале имени Чайковского в Москве, состоявшийся 27 апреля, в котором в качестве солиста выступил известный отечественный баритон Владислав Сулимский, привлек не только ценителей и почитателей оперного вокала. Интереснейшую подборку французской музыки малой формы, «приложенной» к большой «Фантастической симфонии» до мажор Берлиоза (op. 14), не могли пропустить и убежденные «симфонисты», ибо корреляция между изысканностью французского стиля и рафинированностью звучания Российского национального оркестра (РНО) ни малейших сомнений не вызывала никогда.

К тому же, весьма интересно было услышать этот коллектив с новым художественным руководителем и главным дирижером Александром Рудиным, получившим это назначение относительно недавно. Шедевру программной музыки Берлиоза предпослан подзаголовок «Эпизод из жизни артиста», и эпизод с романтически влюбленным, но, к счастью, всё же прозревающим на счет превратностей любви героем, прототипом которого собственной персоной стал композитор, мы провели и на сей раз в поистине волшебном музыкальном полете! Априорные ожидания оправдались сполна, и творческую преемственность в стиле игры оркестра, который Александр Рудин возглавил после основателя коллектива Михаила Плетнева, не подметить с чувством абсолютной удовлетворенности было невозможно.

Это вселяет законный оптимизм, и он, понятно, еще более усиливается тем, что новый глава оркестра – музыкант в высшей степени интеллектуальный и эрудированный, всегда скрупулезно доходящий до глубинной сути любой музыки, с которой соприкасается на дирижерской ниве. В «Фантастической симфонии» Берлиоза это проявилось по-особому рельефно и упоительно: в ее не раз изведанные романтические дали маэстро увлекал не столько безоглядной настойчивостью и энергетикой своего мобилизующего естества (хотя, конечно, работало и это), сколько прозрачно тонкой драматической акцентированностью на прихотливых изгибах и чувственных нюансах каждой программной части.

Фактура удивительно красивой оркестровой звучности, фактура поразительно емких и красочно рельефных контрастов, фактура восхитительно трепетной узорчатости оказалась присуща оркестру и при исполнении музыки других композиторов. Речь идет о фрагментах Сюиты № 1 из музыки Бизе к драме Доде «Арлезианка», о «Медитации» из оперы Массне «Таис» (соло на скрипке – Татьяна Поршнева) и о фрагментах из музыки Делиба к драме Гюго «Король забавляется». Из восьми номеров «сюиты» Делиба (набора мелодий в стиле старинных танцев) прозвучали шесть (кроме № 3 и № 6), а соло на мандолине исполнила Александра Скрозникова («Vieille chanson» / «Старинная песня», № 7).

Фрагменты сюит из музыки Бизе к «Арлезианке», можно сказать, на слуху в силу если и не слишком частого, то довольно регулярного звучания оных в качестве концертных вставок, а буквально вытягивающая душу «Медитация» из «Таис» Массне – довольно частый гость и хит, «разбавляющий» гала-вечера с участием оперных солистов. И всё же филигранную рафинированность исполнения этих номеров мы вновь смогли оценить по достоинству. Что же касается изысканного лакомства Делиба, предъявленного на этот раз, то живого исполнения данного произведения на академической концертной площадке припомнить сходу что-то и не удается! Так что эта прелестная «дансантная» музыка стала нечаянным открытием и еще одним раритетным подарком вкупе с нечасто звучащими в наших концертных залах, но прозвучавшими в этот вечер оперными раритетами.

Под таковыми мы имеем в виду отнюдь не каватину Валентина из «Фауста» Гуно и, тем более, не куплеты Эскамильо из «Кармен» Бизе, абсолютно изумительно исполненные Владиславом Сулимским. Спетые же им номера из опер Мейербера – баллада коварного злодея Нелюско «Adamastor, roi de vagues profondes» («Адамастор, царь штормов») из «Африканки» и романс незадачливого жениха Гоэля «Ah! Mon remords te venge» («Ах! Мое раскаяние возвращает тебя») из «Диноры» («Прощения в Плоэрмеле») – в сферу раритетов попадают однозначно. Первый – артефакт большой оперы, второй – комической.

Речитатив и ария Ирода «Ce breuvage pourrait me donner un tel rêve …Vision fugitive et toujours poursuivie» («Сей напиток смог вызвать во мне такой ​​сон … Мимолетное и всё еще навязчивое видéние») из «Иродиады» Массне – тоже, конечно, раритет, но стихия этой музыки – абсолютно иная: она адресована до мозга костей эстетствующим меломанам. Так что «пентакль» французской оперы, представленный в первом отделении, – два явных хита и три раритета – сложился отменный, но, прибегая к слову «раритет», надо четко отдавать себе отчет в том, что это взгляд с позиции широкой публики, а для «меломанов со стажем» исполненные фрагменты опер Мейербера и Массне раритетами всё же вряд ли являются.

Солист Мариинского театра Владислав Сулимский – обладатель роскошного, истинно драматического баритона, и его голосу насыщенно-темного, бархатистого тембра присуща мощная объемно-полетная фактура, прекрасно коррелирующая и с сильными характерами в операх Верди, и с психологически глубокими характерами русской оперы. Вскоре после обсуждаемого концерта – в мае – певца довелось услышать в «Царской невесте» Римского-Корсакова на Исторической сцене Большого театра России в партии Грязного, и это было феноменальное, абсолютно точное музыкально-драматическое попадание в десятку!

А французский стиль, какие бы драматические коллизии ни происходили с героями на сцене, всегда априори требует вокальной куртуазности – утонченной лиричности, мягкости посыла, изысканности интонационной пластики. Казалось бы, французская опера вотчиной этого исполнителя не является, однако услышанное на обсуждаемом концерте решительно убеждает в обратном! В море французской оперы, компактно представленной практически всеми жанрами, сей «пловец» необычайно искусно и стилистически органично преодолел все подводные рифы, укротив природную мощь и высветив тонкие музыкальные грани…

Фото предоставлены пресс-службой Московской филармонии

реклама