«Горько-сладкая» опера Доницетти в веронском варианте

«Дон Паскуале» в театре Филармонико

Творчество Гаэтано Доницетти являет изумленному слушателю еще более необозримый мир, чем мир его старшего современника Джоаккино Россини. Воистину грандиозная фигура в истории музыкального театра, маэстро из Бергамо не был большим новатором, и, по сравнению с современниками, ему понадобилось большее время на обретение собственного стиля и на достижение творческой зрелости. Кроме того, к Доницетти нелегко приклеить удобную этикетку.

Чтобы продраться через заманчивую джунглю, именуемую «творчество Доницетти», одной жизни может не хватить. Десятки названий в самых разных жанрах, которые итальянская исследовательница Франка Челла попыталась классифицировать. Доницетти равно влекло к драме и комедии. Перелистывая либретто его опер, любопытный читатель сталкивается с мифологическими жанрами, различными видами комедии и драмы, сказки, французской grand opéra.

«Дон Паскуале» (1841) — венец комической продукции Доницетти. Жанр оперы определен как «dramma buffo», ее природа буржуазной комедии очевидна.

«Я смеюсь, но тебе-то известно, что на душе у меня печаль, которую я скрываю под мишурой веселья»,— писал композитор в письме к родственнику незадолго до начала сочинения «Дона Паскуале». Эта комическая опера в равной степени смешная и драматичная, сладкая и горькая. Она окажется последней opera buffa: у Европы пройдет желание смеяться и следующее великое творение в комическом жанре появится только полвека спустя. Речь идет о «Фальстафе» Джузеппе Верди.

Истоки «Дона Паскуале» легко найти в восемнадцатом веке. Сюжет традиционен — старичок влюбляется в молодую женщину и женится на ней (слава Богу,что брак ненастоящий!). Та в два счета обводит его вокруг пальца, показывая не только коготки, но демонстрируя немалую жесткость, если не жестокость. Все затеяно с целью устроить брак молодых героев, Норины, небогатой вдовушки, и Эрнесто, племянника пожилого Дона Паскуале. Успехом осуществление плана обязано доктору Малатесте, вхожего в дом главного героя, именем которого названа опера. Герои узнаваемы — пожилой любовник, интриган, субретка и молодой любовник, банальна мораль — «глуп тот, кто на старости лет женится». Но отнюдь не банальна музыка Доницетти. Каждый номер партитуры — подлинная жемчужина, а образ главного героя обрисован с большой живостью и вызывает искренние симпатию и сочувствие.

В веронском театре Филармонико опера предстала в постановке 2013 года, которую осуществил Антонио Альбанезе, известный киноактер и режиссер кино. В очередной раз опера была доверена человеку, имеющему весьма смутное представления о том, как подобает обращаться с Владычицей, как называл ее Франц Верфель. В очередной раз к классическому творению «прицепили» время и место действия, отличные от либретто.

Работа Альбанезе, впрочем, не нанесла непоправимого ущерба творению Доницетти, спектакль ничем особенным не поразил и не раздосадовал. Действие из Рима девятнадцатого века было перенесено в Верону, в 50-60-е годы минувшего века, и Дон Паскуале превратился в винодела (провинции города Верона славятся такими винами, как Soave, Custoza, Bardolino, Valpolicella, Amarone и занимает почетное третье место, после Пьемонта и Тосканы, среди винодельческих регионов). Действие первой картины разворачивалось на фоне огромной «стены» из пустых бутылок. Доктор Малатеста был превращен в бухгалтера, а Эрнесто в молодого энолога. Если в либретто Норина — молодая вдова и в обществе, современном Доницетти, рынок труда для представительниц женского пола был закрыт, то в веронском спектакле ее сделали наемной сельскохозяйственной рабочей, если так можно выразиться, и появлялась она в косынке и плаще, чем-то напоминающими наряд Сильваны Мангано в некогда знаменитом неореалистическом фильме «Горький рис».

Скромная режиссура Антонио Альбанезе предоставила немало поводов для добрых улыбок. За благодушным Доном Паскуале непременно следовали веселенькие слуги, находившиеся в состоянии очевидного подпития, и некий персонаж женского пола, что-то среднее между секретаршей и домоправительницей. Похоже, это «что-то среднее» было влюблено в пожилого винодела. Альбанезе придумал немало симпатичных и функционирующих gags, но не проявил понимания природы этой мало комической оперы, не пошел вглубь, не поинтересовался психологическим богатством персонажей. Легкий и «приятный во всех отношениях» спектакль, кроме того, отличался сниженным тоном благодаря перемене места и времени действия: возможно, «Дона Паскуале», изысканную салонную оперу, перепутали с простым и «сельским» «Любовным напитком».

Легки и приятны глазу были декорации Лейлы Фтейта, не только хранилище пустых винных бутылок и элегантный интерьер дома Дона Паскуале, но и виноградник, радующий яркими цветами, и поэтический задник, изображающий звездное небо. Особенно мила была одна деталь: среди производимых фирмой Дона Паскуале вин было и знаменитое вино Amarone в версии «Лейла».

В том, что касается вокального состава, веронский спектакль попал в десятку. Начиная с исполнителя главной роли Карло Лепоре, обладателя превосходного звучного голоса, недюжинного актерского дара и отличного чувства юмора. Имя Лепоре на афише — гарантия успеха, так произошло и на этот раз. Что за прелесть был его пожилой винодел, добрейший, воспитаннейший синьор, ни разу в жизни не связавший себя с представительницами женского пола и нимало не представляющий, чем это грозит, искренне желающий добра непокорному племяннику! Какое сочувствие вызывал его жалобный крик, после того, как фальшивая вдовушка так жестоко отделала его: «Pensare che per un misero puntiglio,/ mi son ridotto a questo!/Mille Norine avessi dato ad Ernesto» («Подумать только, что из-за гордости и глупого упрямства/ Я нахожусь в таком состоянии! /Лучше бы я дал Эрнесто тысячу таких, как Норина» (пер. с итал. — И.С.)). И какое наслаждение доставило его вокальное мастерство, каждая составляющая которого была совершенна!

Карло Лепоре составила восхитительную вокальную конкуренцию исполнительница партии Норины испанское сопрано Рут Иньеста, счастливая обладательница самого звончатого и колокольчатого сопрано, которое можно себе представить, и воистину превосходной техники. Роль капризной и целеустремленной «артистки» Норины в ее исполнении напоминал превосходно сшитый наряд, который идеально сидит на фигуре. Крепкий средний и беспроблемный верхний регистры, безупречное легато, легкость в виртуозных пассажах, выразительно поданное слово, абсолютная естественность существования на сцене и чувство юмора: лучшей Норины нельзя было желать. Внешний вид прекрасной певицы несколько подпортили не подходящие ее фигуре одеяния, придуманные художницей по костюмам Элизабеттой Габбьонетой.

Тенор Маттео Фальчиер корректно звучал в партии Эрнесто, в которой немало музыкальных красот (достаточно вспомнить прекраснейшую арию «Cercherò lontana terra» с солирующей трубой. Голос Фальчиера, скорее «тенорок», чем тенор, высокий, хорошо воспитанный, деликатный, отличается чуть «блеющим» оттенком, что, впрочем, никак не отразилась на финальном удовлетворительном результате.

Не слишком примечательная внешность Федерико Лонги, присущая ему естественность и раскованность на сцене, светлой окраски баритон и безупречная музыкальность как нельзя лучше подошли доктору (пардон, бухгалтеру!) Малатесте.

Самым приятным сюрпризом возобновления «Дона Паскуале» в Вероне стало дирижирование Альвизе Казеллати, который провел оперу в безупречных темпах, с яркой динамикой и большим вниманием к солирующим инструментам. Огорчило знаменитое соло трубы, предшествующее арии Эрнесто, в котором было немало фальшивым нот. Хор Арена ди Верона, как всегда, был на высоте; артисты показали себя прекрасными комическими актерами, «спущенные» в зрительный зал и самым живым образом пообщавшиеся с публикой.

Не всегда, чтобы доставить радость зрителю, требуется премьера: «Дон Паскуале» с бородой, хотя и не слишком длинной, оказался приятным подарком завсегдатаям театра Филармонико.

Foto: Ennevi / Fondazione Arena di Verona

Партнер Belcanto.ru — Театральное бюро путешествий «Бинокль» — предлагает поклонникам театра организацию поездки и услуги по заказу билетов в театр Филармонико в Вероне, в Арена ди Верона, в театр Ла Скала, Ла Фениче, Римскую Оперу, Флорентийскую оперу, театр Сан-Карло, а также заказ билетов в итальянские концертные залы и на летние музыкальные фестивали.

Тип
Раздел
Театры и фестивали
Персоналии
Произведения
Автор

реклама