Шедевры на ужин

«Оклахома как она есть»

Не очень щедрый за последние время телеэкран подарил нам целую обойму настоящих шедевров. Но вот только с замечательным фильмом Стенли Крамера «Оклахома как она есть» («Культура», 27 мая, 22.10. США, 1973) нам повезло: мы можем его посмотреть в самое что ни на есть удобное время. С одной стороны, это производственная драма: в 1910 году на своем клочке земли в Оклахоме, охваченной нефтяной лихорадкой, своевольная и энергичная молодая женщина Лина (Фэй Дануэй) — «мужик в юбке» — с помощью нескольких рабочих пытается добыть нефть. С другой стороны, это вестерн: крупная нефтяная компания, желая захватить участок Лины, натравила на нее бандитов. Старый отец Лины (Джон Миллз), с которым она во вражде, нанимает ей в помощь опустившегося бродягу и проходимца Мейса (Джордж Скотт). Но ближе к финалу этот фильм приобретает черты психологической драмы: в очерствевшей душе Мейса, который поначалу готов по дешевке продать и себя, и Лину, и ее отца, и ее буровую вышку, и в Лине с ее бойцовским, «пионерским» характером робко пробуждаются теплота, благородство, человечность. Все это действительно мастерски снято и сыграно, за что Стенли Крамер был удостоен «Золотого приза» на Московском кинофестивале с формулировкой «За последовательное претворение темы гуманизма в киноискусстве».

А вот другие классические ленты придется смотреть ночью. В том числе великий черно-белый фильм Лукино Висконти (режиссер и автор сценария) «Рокко и его братья» (ТВЦ, 27 мая, 1.35. Франция — Италия, 1960. В ролях: Ален Делон, Ренато Сальваторе, Анни Жирардо, Клаудия Кардинале), которым многие годы восхищались представители самых разных категорий зрителей. Это история о том, как овдовевшая Росария и четверо ее сыновей переехали из нищей деревни в Милан, где живет пятый сын. В поисках лучшей доли братья Паронди не гнушаются никакой работы и постепенно каждый находит свое место... Одни увидели в этой ленте крутую мелодраму. И действительно, взаимоотношения развращенного легкими деньгами темпераментного, властного и жестокого Симоне (Сальваторе), его младшего брата Рокко (Делон) с ангельской внешностью и чудным характером и проститутки Нади (Жирардо), в которую оба брата были влюблены — каждый по-своему — и которая, влюбившись в Рокко, решила завязать с прошлым, выписаны на грани мелодраматического надрыва. «Высоколобая» публика за ширмой бушующих страстей разглядела, как глубоко, в лучших традициях неореализма Висконти исследует распад в большом городе семейных традиций, крушение освященных веками моральных устоев. А вот самих кинематографистов и настоящих ценителей искусства кино привело в восторг высочайшее мастерство режиссера, которое помогло ему реализовать свой замысел.

Глубокой ночью нам покажут и фильм классика американского кино Джона Форда, его легендарный «Рио-Гранде» («Первый канал», 26 мая, 2.40. США, 1950). «Король вестернов» Джон Уэйн, сыгравший у того же Форда в знаменитом «Дилижансе», здесь занят в роли крутого подполковника Кирби Йорка, несущего службу в маленьком отдаленном форте на Рио-Гранде. В его подчинение прибывает единственный и горячо любимый сын Джефф (Клод Джармэн-мл.) — выгнанный из престижного военного училища, он полон желания доказать отцу, что чего-то стоит. Отец же дает понять сыну, что ни в чем поблажек ему не будет. Юношу взяли под свою опеку веселые сорвиголовы Тайри (Бен Джонсон) и Бун (Хэрри Кэрри-мл.). Вскоре в форт приезжает жена Кирби (Морин О’Хара), с которой он расстался. Дама настроена весьма решительно: она хочет добиться ухода сына из армии и вернуть любовь мужа... В этой ленте есть все, что мы любим в добрых старых голливудских вестернах, — легкость и непринужденность действия, мужественные и благородные герои, впечатляюще сыгранные отличными актерами, жизнеутверждающая сила.

А в ночь на воскресенье смотрите две картины Франсуа Трюффо. «451 по Фаренгейту» (СТС, 28 мая, 1.30. Великобритания, 1966) — антиутопия по одноименному фантастическому роману Рея Брэдбери. Действие происходит в некоем государстве, где чтение книг уже давно запрещено законом. Молодой пожарный Монтег (Оскар Вернер) со своей бригадой безжалостно преследует подпольных книголюбов. Но вот однажды он познакомился с молодой учительницей Кларисс, и ее вопросы заставляют его задуматься. Дома Монтега ждет молодая и красивая жена, которая внешне похожа на Кларисс (и ту и другую играет Джули Кристи), но она живет жизнью зомби и не интересуется ничем, кроме телевизионного интерактивного театра. Несколько дней спустя Монтег становится свидетелем того, как пожилая женщина сгорает заживо вместе со своими книгами, не желая расставаться с ними. Пораженный ее поступком, Монтег прячет одну из книг... «История Брэдбери, — отмечал Трюффо, — заинтересовала меня тем, что в ней есть реальное — костры из книг, преследование мысли, террор идей — явления, не раз повторявшиеся в истории человечества. Вчера они проявлялись жестоко и открыто. Сегодня они принимают более скрытые, мирные, но тем более опасные формы».

«Стреляйте в пианиста!» (СТС, 28 мая, 3.25. Франция, 1960) — еще один эксперимент Трюффо, на этот раз в жанре криминальной драмы. «Я стремился разрушить кинодетектив, — писал режиссер, — и потому смешал разные жанры: комедию, драму, мелодраму, психологический фильм, триллер, любовный фильм и т.д. Знаю, что публика терпеть не может смену тона повествования, а мне такая смена всегда нравилась. В „Стреляйте в пианиста!“ не найти ни единой разъяснительной сцены, ничего для удобства пользования, но все — ради моего собственного удовольствия как автора и, надеюсь, вашего, зрительского». Герой Шарля Азнавура Чарли Колер вынужден оставить карьеру концертного пианиста и зарабатывает на жизнь, развлекая посетителей дешевого кафе. Втянувшись в темные дела своего брата Реми, Чарли теперь опасается не только за собственную жизнь, но и за жизнь своего малолетнего брата Фидо. Он влюбляется в красавицу Лену, однако не решается приударить за ней. По мере того как Чарли все безнадежнее запутывается в паутине преступного мира и любви, мы узнаем, кто же он такой на самом деле, как он очутился здесь, на дне, и почему не думает о возвращении в свет...

Заслуживает особого внимания драма Алехандро Гонсалеса Инарриту «Сука-любовь» («Первый канал», 28 мая, 1.20. Мексика, 2000. В ролях: Гаэль Гарсиа Берналь, Ванесса Бош, Альваро Гуэрреро, Гойя Толедо, Эмилио Эчеварриа) — одна из главных киносенсаций года. Эту оригинальную, жестокую и страшную картину о странностях любви отличает жесткость киноязыка, рваный, нервный ритм и постоянно нагнетаемое напряжение. Она состоит из трех новелл, герои которых время от времени соприкасаются в раскаленной атмосфере большого города. Юный Октавио хочет бежать с женой своего крутого брата, зарабатывает деньги на побег, участвуя со своим псом в подпольных собачьих боях... Преуспевающий редактор бросает ради фотомодели жену и двух дочек. Однако она попадает в аварию, и мысль о будущей долгой счастливой жизни оказывается ловушкой... Бывший повстанец, много лет просидевший в тюрьме, зарабатывает на жизнь убийствами. Это все, что он умеет делать. У него нет ничего, кроме нескольких собак и любви к дочери, которая считает его погибшим. Больше всего на свете он хочет сказать ей, что любит ее...

«Комнату страха» (СТС, 24 мая, 21.00. США, 2002. В ролях: Джоди Фостер, Форест Уайтекер, Джаред Лето) Дэвида Финчера («Чужой-3», «Семь», «Бойцовский клуб») — одного из самых интересных и многообещающих американских режиссеров — ждали все. И очень многим он пришелся по вкусу — кассовые сборы в Америке составили 180,7 миллиона долларов. Но истинные ценители кино оказались разочарованными. Финчер на этот раз не порадовал новыми открытиями — заметно снизив «планку» художественности, он снял довольно стандартное, коммерческое кино. Но снял, надо отдать ему должное, мастерски. С помощью нехитрых приемов он постоянно нагнетает напряжение, создает атмосферу тревожного ожидания и страха, которая отчасти передается и зрителям. Безупречно справилась со своей задачей (впрочем, не очень сложной) Джоди Фостер. Действие происходит в стенах построенного по спецпроекту, еще не заселенного элитного нью-йоркского дома. Трое жестоких грабителей забрались сюда, чтобы забрать сокровище, якобы здесь спрятанное. Две испуганные героини, мать и дочь, оказавшиеся в доме, пытаются от них спастись. Главный двигатель сюжета — некая секретная «комната страха»...

«Мэрия» («Россия», 24 мая, 0.30. США, 1996) — фильм о власти, об азартной игре с судьбой за пропуск на политический олимп. Мэра Нью-Йорка (Аль Пачино) от победы на президентских выборах отделяет всего несколько ступеней. Но вдруг его карьера оказалась под угрозой. И все потому, что его помощник Кевин — во всех отношениях правильный и вместе с тем болезненно честолюбивый, мечтающий о большой политической карьере молодой человек — вдруг обнаружил, что у его обаятельного, привлекательного и чрезвычайно успешного шефа «рыло в пушку»... Подобные сюжеты не раз обыгрывались в мировом кино, в том числе и в американском, и если строго судить — получше обыгрывались. Сценарные недоработки (хотя были задействованы такие асы, как Пол Шредер, Николас Пиледжи и Бо Голдман) не позволили крепкому режиссеру Гарольду Беккеру («Море любви») создать по-настоящему запоминающиеся характеры и действительно увлечь зрителей драматичной интригой. Но в его распоряжении был Аль Пачино, который по определению не может играть «вполпинка» и способен в одиночку вытянуть любой проект. Здесь, безусловно, он сыграл не лучшую свою роль, но уже только одна его работа заслуживает того, чтобы вы посмотрели «Мэрию». Хороши и его коллеги — Джон Кьюсак в роли Кевина, Мартин Ландау в роли неподкупного судьи Стерна, к которому потянулись нити расследуемого Кевином двойного убийства, Дэнни Айелло в роли коррумпированного партийного бонзы, Бриджет Фонда в роли адвоката, которая помогает помощнику мэра добыть доказательства коррупции во дворце правосудия.

Примечательна актерскими работами, и прежде всего Энн Бэнкрофт («Золотой Глобус» и приз за лучшую женскую роль на МКФ в Канне, номинация на «Оскара»), и психоаналитическая драма «Пожиратель тыкв» («Культура», 26 мая, 11.05. Великобритания, 1964). Ее героиня, оставшаяся после двух разводов с четырьмя детьми, вновь влюбляется и выходит замуж. Вскоре у них появляется свой ребенок. Муж (Питер Финч) успешно делает карьеру сценариста, в дом приходит материальный достаток. Через некоторое время у жены на почве ревности начинаются нервные срывы... Британский режиссер Джек Клейтон, прославившийся реалистической драмой «Путь в высшее общество» (1958), умело использовал достоинства литературного первоисточника — одноименного романа П.Мортимер. Характеры главных героев прописаны психологически убедительно, их поступки достаточно хорошо мотивированы, действие развивается вполне динамично. Так что у вас есть возможность получить немалое удовольствие.

Заслуживают внимания и актерские работы Кевина Бэйкона («Несколько хороших парней», «24 часа») и Элизабет МакГоверн («Однажды в Америке») в романтической комедии «У нее будет ребенок» (СТС, 26 мая, 2.25. США, 1988). Режиссер Джон Хьюз («Кудряшка Сью») мастерски плетет психологическую вязь между двумя молодыми людьми — Джейком и Кристи, которые, пережив бурный период сумасшедшей влюбленности, чуть было не утонули в монотонно скучных реалиях супружеской жизни и отнюдь не благосклонной к ним суровой действительности.

Геннадий Белостоцкий

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама