Звёзды оперы: Надя Крастева

Болгарская певица Надя Крастева — одна из наиболее востребованных меццо-сопрано в современном оперном мире. Публика в Европе и Америке уже многие годы восхищается ее Кармен, поражающей земной чувственностью и огненным темпераментом.

В страстную неделю Надя Крастева приняла участие в исполнении Реквиема Верди на сцене Софийской оперы под управлением дирижёра Большого театра России Павла Клиничева, а уже в октябре можно будет услышать вместе с хором Минина на сцене Московского дома музыки.

Мы поговорили с певицей о ее Кармен и Ульрике, о русской музыке и творческих планах на ближайшее будущее.

— Надя, в одном из интервью вы сказали: «Кармен у меня в крови». Вам довелось исполнить эту партию на многих сценах и в различных постановках. Какая из интерпретаций позволила вам ярче раскрыть свои вокальные и артистические возможности?

— Я мечтала исполнить партию Кармен еще будучи студенткой софийской Государственной музыкальной академии имени Панчо Владигерова. Эта роль необыкновенно волновала меня, в образе главной героини я находила много общего с собственным мироощущением, через ее слова мне хотелось выразить то многое, что чувствуешь в самых потаенных уголках души, но в обычной жизни просто нет возможности сказать об этом. Мне посчастливилось выступить в этом образе в Венской государственной опере, Большом театре, Немецкой опере в Берлине, Латвийской национальной опере, Арена ди Верона, в Амстердаме и Гамбурге, а также на фестивалях в Санкт-Маргаретен (Австрия) и Савонлинне (Финляндия).

Первый раз я исполнила Кармен в Софии в постановке Пламена Карталова, это был опен-эйр на одной из центральных площадей города. В спектакле было много довольно сложной хореографии, много движения на сцене, для меня это был необычный опыт.

Сегодня на сцене Софийской оперы идет другая «Кармен» Пламена Карталова. Я пела на премьере спектакля, а потом на гастролях в Японии, где была тепло встречена публикой. Новое режиссерское прочтение этой оперы мне исключительно близко, оно позволяет глубже, я бы сказала по-философски, взглянуть на образ героини.

В Москве мою Кармен встретили с большим восторгом, я там пела с огромным удовольствием. Безусловно, каждая постановка этого великого произведения красива и интересна по-своему.

— В страстную неделю вы примете участие в исполнении Реквиема Верди на сцене Софийского театра оперы и балета. Что значит это «неоперное» произведение великого итальянца для вас?

— Реквием — это не просто одно из самых красивых и часто исполняемых сегодня церковных произведений XIX века, это одно из моих любимейших творений Верди. Это невероятно волнующая, красивая музыка, проникающая в самое сердце. Не случайно этот Реквием часто называют «самой красивой оперой» Верди. Я была удостоена чести участвовать в концертном исполнении этого произведения в рамках Вердиевского фестиваля в Парме под управлением Рикардо Мути, а также в Церкви Святого Петра в Риге, в Кардиффе и в Музикферайне в Граце. Каждый раз я с волнением жду исполнения этой божественной музыки!

— Болгарские оперные певцы как в настоящем, так и в прошлом являются одними из лучших в мире. Чем, на ваш взгляд, объясняется этот феномен?

— О, мне нередко задают этот вопрос! На самом деле, удивительно, что в такой небольшой стране как Болгария, родилось такое количество знаменитых на весь мир оперных певцов. Я в шутку отвечаю, что это благодаря уникальному составу болгарского кислого молока. Если серьезно, то для меня вполне логично, что страна с уникальным географическим положением, чудесным климатом и многовековой историей является родиной не одного поколения талантливых и всесторонне одаренных людей.

— Совсем недавно вы исполняли на сцене Большого театра партию Ульрики в опере «Бал-маскарад». Чем интересна вам лично эта роль?

— Ульрика — исключительно драматичная роль. Что меня в ней привлекает, равно как и в Азучене, — эти партии дают меццо-сопрано возможность полноценно использовать и нижний регистр, грудные тоны своего голоса. Позвольте мне подчеркнуть, что эта партия не особенно подходит для сопрано, которое вдруг решит, что может петь как меццо — явление, которое сегодня встречается все чаще. Со временем мой голос становится все лучше и лучше для исполнения этой партии, как и нескольких других ей подобных. Курьезно, что в свои 26 лет я была самой молодой Ульрикой в истории Венской оперы.

— Как вам работается с российскими коллегами?

— Участие в спектаклях на сцене Большого театра всегда было преисполнено для меня особыми эмоциями: как в этом году, так и в прошлом, когда меня пригласили на премьеру оперы «Бал-маскарад», а также и когда мы поставили «Кармен». Российская критика всегда удостаивала меня самыми лестными отзывами в прессе, а многие зрители и хористы до сих пор говорят, что я «их Кармен». Вы не представляете, насколько это мило, я глубоко тронута теплой славянской душевностью.

— Что значат для вас русские композиторы, какой из них вам ближе всего?

— Мой абсолютный фаворит — Вторая симфония Рахманинова, это необыкновенно глубокая и нежная музыка, там нет ни одной лишней или неправильной ноты. Мне очень нравятся Мусоргский и Шостакович, а меланхоличное мироощущение Чайковского мне ближе всего. Я счастлива, что недавно мне удалось записать диск с моими любимыми романсами Чайковского.

— В одном из интервью на болгарском радио вы сказали, что будете петь, пока это приносит удовольствие вам и интересно зрителям. Расскажите, пожалуйста, о ваших творческих планах.

— Я так сказала, потому что убеждена, что искусство должно идти из глубины души, должно быть по-детски чистым, излучать любовь и вдохновение. Только тогда оно будет настоящим, тогда сможет тронуть зрителей и они уйдут после спектакля озаренными. Я всегда желаю себе и своим коллегам испытывать вдохновение, оставаться верным себе, чувствовать, что нам есть чем поделиться с другими. Это и есть настоящее счастье для артиста.

Что касается творческих планов — предстоят «Кармен» в Софии, «Риголетто» в Вене, «Самсон и Далила» в Инсбруке, «Русалка» в Далласе. В октябре я снова исполню вместе с хором Минина «Маленькую торжественную мессу» Джоаккино Россини. С нетерпением жду встречи с московской публикой!

И давайте не будем забывать, что жизнь — это прекрасное путешествие. Она у человека одна и надо полноценно проживать каждое мгновение, а работа, в частности пение, это всего лишь один аспект от калейдоскопа, который мы называем жизнью.

Беседу вела Анастасия Бубенец

реклама