Интервью с директором Пловдивской оперы

Нина Найденова

Пловдив наряду с итальянской Матерой в этом году носит титул культурной столицы Европы. Одним из ярчайших событий лета стал фестиваль Opera Open, ежегодно проходящий в Античном театре Пловдива. В день закрытия фестиваля мы встретились с Ниной Найденовой — оперным режиссером, директором Государственной Пловдивской оперы и креативным директором летнего фестиваля Opera Open.

— Госпожа Найденова, летний оперный фестиваль Opera Open проводится уже в шестой раз. Вы являетесь его идейным вдохновителем и креативным директором…

— Пловдивский Античный театр — совершенно уникальное сооружение: это памятник архитектуры, который идеально подходит для музыкально-сценического искусства. Он прекрасно отвечает масштабам любой оперы, это то место, где наш театр может показать свои возможности в полном объеме, где могут быть реализованы постановки, которые нельзя показать в закрытом зале.

В сущности, Opera Open является продолжением Фестиваля Верди, который проводился в Пловдиве на протяжении 35 лет. Причина появления Opera Open — стремление интегрировать различные виды музыкального искусства, чтобы вызывать интерес у различной публики, постараться привлечь внимание молодежи. Англоязычное название фестиваля изначально было рабочим вариантом, но оказалось актуальным, когда Пловдив был избран Европейской культурной столицей на 2019 год.

Мне хотелось бы обратить внимание, что это не чисто оперный фестиваль, это платформа для различных жанров: классического балета, современного танца, симфонической музыки, камерной музыки, мюзикла, оперетты. Во многом благодаря такому разнообразию названий нам удалось привлечь и иностранных зрителей. На сегодняшний момент мы можем уже назвать Пловдив одним из городов оперного туризма: более 40% нашей аудитории в этом году — иностранцы, приехавшие специально ради посещения спектакля в Античном театре.

Пловдивский Античный театр

— Этот год особенный для Пловдива, как это отразилось на программе Opera Open?

— Как мне кажется, нам удалось реализовать наше основное стремление — интегрировать работы различных мастеров, которые работают на крупнейших сценах Европы.

Безусловно, огромной удачей для нас стало то, что такой большой артист как Стефано Пода отклонил предложение поставить «Травиату» в «Арена ди Верона» ради постановки «Орфея и Эвридики» в Пловдиве. Это уникальный режиссер, хореограф, сценограф, мастер по костюмам и свету. На мой взгляд, именно эта постановка стала ярчайшим моментом всего фестиваля. Желающих посмотреть спектакль было столько, что нам пришлось повторить его дополнительно дважды, а телеканал Mezzo включил его в свою выборку интересных событий для меломанов.

— Расскажите, пожалуйста, как шла работа над спектаклем? Почему было выбрано именно это название?

— Согласно одной из легенд, мифический певец Орфей происходит из Фракии — страны, некогда находившейся именно на этой земле. По словам самого Пода, Орфей — символ музыки и мелодрамы — идеальным образом связывает зарождение театра и современную Европу с пловдивской землей. Поэтому постановка именно этой камерной барочной оперы в Античном театре глубоко символична.

Как всегда, Стефано Пода удалось заворожить зрителей необычностью постановки. Спектакль начался с танца дервиша, а закончился исполнением болгарской народной песни. Перед публикой предстала мифическая река Стикс, по которой плывет лодка Харона. Настоящая водная стихия, развернувшаяся на мраморной арене, поразительно сочеталась с огненными всполохами, удивительно передавая атмосферу царства теней. Вся сцена была покрыта 20 тоннами белоснежного песка. Должна признаться, иногда мне казалось, что у нас не хватит ресурсов для реализации всех идей режиссера, но, Слава Богу, нам это удалось. И поверьте, результат полностью оправдал ожидания! Используя энергию воды, огня и песка и только четыре цвета: белый, бежевый, красный и черный, Стефано создал впечатляющую картину античного мифа.

Партию Орфея исполнил итальянец Антонио Джованини — один из актуальнейших контратеноров Европы на сегодняшний день, а в роли Эвридики выступила талантливая ученица Райны Кабаиванской — Мария Радоева.

Как директора меня больше всего радует, что три спектакля посетили более 7000 человек. И это барочная опера, о которой в принципе принято говорить, что она «не для массового слушателя». Но Стефано удалось создать спектакль, настолько насыщенный сильнейшей энергетикой, что ни один зритель не остался безучастным: многие в зрительном зале буквально плакали в финале. Исключительно гармоничный спектакль с невероятным воздействием на публику, — так писали критики, и я полностью с ними согласна.

— Артисты из России участвовали в этом году в программе Opera Open?

— Конечно! Балет «Лебединое озеро» мы поставили с чисто русской командой. Превосходный хореограф Константин Уральский создал сказочно красивый классический спектакль. Все костюмы были сшиты в Москве специально для этой премьеры. Дирижировал оркестром Валерий Воронин, главные партии исполнили звезды русского балета, солисты Московского академического Музыкального театра им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко Ксения Шевцова и Дмитрий Соболевский. Спектакль имел колоссальный успех у публики, ввиду чего мы планируем дважды показать его в следующем году в рамках Opera Open 2020.

Для нашей балетной труппы, которой к слову всего полтора года, эта постановка и работа с российскими артистами и хореографом, а также дирижером Валерием Ворониным стала уникальным опытом.

— Еще одним подарком для меломанов стало участие тенора Хосе Куры в «Отелло».

— Без сомнения нам очень повезло, что этот великий певец еще в прошлом году принял наше приглашение. Это невероятный артист, десятидневная работа с ним в рамках подготовки к спектаклю заставила каждого артиста нашей труппы искать новые нюансы, новые подходы в своей работе. Он поражает не только талантом, но и всей своей философией, появившейся благодаря колоссальному опыту работы на различных мировых сценах с величайшими музыкантами. Работа с артистами такого уровня как Хосе Кура повышает, если можно так выразиться, творческие самочувствие всей труппы. В этом ключе я хотела бы сказать и о концерте джазовой певицы Лиз Райт, который тоже прошел в рамках нашего фестиваля. Это была авторская программа в сопровождении нашего симфонического оркестра. И опять же этот концерт был на том высочайшем уровне, который позволяет зрителю попасть в другое ментальное измерение, заставляет пережить эмоциональное потрясение.

— По традиции завершающим спектаклем Opera Open стала «Аида», режиссером которой вы являетесь. Каковы особенности вашей постановки?

— Это классическая монументальная постановка, выполненная полностью в традициях «большой итальянской оперы». Само пространство Античного театра, его масштаб, располагает к такому сценическому решению. В психологическом плане мне было важно показать абсолютную предопределенность судеб героев, которая связана с египетской мифологией: вся жизнь человека полностью зависит от решения богов.

Состав исполнителей в этом году позволяет с абсолютной точностью передать музыкально-драматический характер этой многогранной оперы. Партию Аиды исполняет наша штатная солистка Таня Иванова, Радамес — Камен Чанев, который поет эту партию по всему миру, а в роли Амонасро впервые на нашей сцене выступит Кирилл Манолов, известнейший болгарский баритон.

— Фестиваль Opera Open заканчивается, что ждет зрителей в ближайшее время?

— В конце сентября мы покажем премьеру — «Фальстаф», главную партию исполнит Кирилл Манолов, которого великий Риккардо Мути после Фестиваля в Равенне в 2015 году назвал «лучшим Фальстафом современности».

Уже сейчас в общих чертах мы прорабатываем программу Opera Open 2020. Например, режиссер Вера Немирова, постановки которой идут с огромным успехом на ведущих оперных сценах, подготовит специально для фестиваля первую «взрослую» оперу Моцарта «Идоменей».

Как мне видится, наша главная задача — удержать тот высокий уровень, на котором мы находимся сейчас и шаг за шагом развивать успех. Сейчас у нас выступают артисты, о которых еще несколько лет назад Пловдив не мог и мечтать. И самое главное, после первого выступления они возвращаются к нам снова.

Нам удалось привлечь внимание зарубежных журналистов, крупные туроператоры включили Пловдив в список городов интересных для оперного туризма, — все это стало реальностью благодаря той высокой планке, которую коллектив Пловдивской оперы ставит перед собой. У нас сильный оркестр, обладающий невероятным музыкальным потенциалом, хорошо укомплектованный хор, который может петь во всех жанрах и стилях — все это дает нам смелость приглашать артистов самого высокого уровня. А то внимание, с которым публика встречает наши постановки говорит о том, что мы движемся в правильном направлении.

Беседу вела Анастасия Бубенец

Фото: Александр Богдан-Томсон. Предоставлены Пловдивской оперой

реклама