От Моцарта — к Равелю!

«Оперный класс» вспомнил детство и подарил волшебство

Фото предоставлено Благотворительным фондом Елены Образцовой

Молодежный образовательно-творческий проект «Оперный класс» — ноу-хау, которое под эгидой Благотворительного фонда Елены Образцовой родилось в Москве три года назад. В 2019 году всё начиналось с Россини – с подготовки молодыми певцами партий в постановке «Золушки» (на базе спектакля театра «Новая Опера») и их участия в монографической программе «Россини-гала» в Большом зале консерватории. В 2020 году этот проект в весьма оригинальном инновационном формате, что называется, на злобу пандемийного дня, обратился сразу к трем названиям знаменитой триады Моцарта на либретто Лоренцо да Понте, сплетенным в единый драматургический клубок музыкально-театрального шоу.

Наконец, на третий год своего существования проект сделал неожиданно резкий крен в сторону импрессионистских звучностей Мориса Равеля. Резкий – вовсе не потому, что сам выбор музыкального материала не заслуживает внимания – конечно же, нет! Просто в прошлых «редакциях» «Оперных классов» законное внимание уделялось техническим, стилистическим и артистическим аспектам исполнения вокальной музыки двух великих стихий (бельканто в лице Россини и классицизма в лице Моцарта), а вокальная музыка Равеля в океане мирового импрессионизма – лишь небольшое, но весьма «юркое» течение. Одноактный опус «Дитя и волшебство» сего композитора, к которому обратился «Оперный класс» в 2021 году, – де-факто опера-балет, лирическая фантазия в стиле французского импрессионизма, а не французская opéra lyrique как ипостась романтизма XIX века.

Именно поэтому собственно вокальные задачи данного опуса Равеля – принципиально иные, чем, скажем, у Гуно или Массне, и на первый взгляд непонятно даже, чтó молодым певцам постигать в стиле Равеля хотя бы потому, что сквозным персонажем этой мини-оперы является лишь Дитя, а его Мать и все многочисленные другие герои, оживающие в воображении Мальчика (люди, неодушевленные предметы и мир природы в проявлениях флоры и фауны), – персонажи-эпизоды. И как ни парадоксально, для всех героев, кроме Мальчика и его Матери, важен не столько даже вокальный пласт, сколько харáктерно-пластическое перевоплощение: недаром ведь по специфике жанра сей опус Равеля – опера-балет. А в обсуждаемом образовательно-творческом проекте он весьма органично вобрал в себя еще и фрагменты другого опуса Равеля – балета «Сон Флорины» («Матушка-гусыня»).

«Дитя и волшебство»

И всё же, как ни крути, вокальное воплощение каждого из персонажей-эпизодов – задача отнюдь не простая, тем более что, в отличие от постановки театра «Новая Опера», ее адаптация на новой сценической площадке, принявшей обсуждаемый проект, исполняется теперь на языке оригинала – французском. А это значит, что вокальным педагогам и языковым коучам есть чем заняться! Кроме этого, несмотря на очевидную камерность весьма простого – даже банального – сюжета, оркестр Равеля – отнюдь не камерный, а очень даже плотный и «многосоставный». Так что к театральному воплощению детского мини-опуса всегда приходится подходить, как к взрослой опере: без профессионалов (певцов-солистов, артистов хора, полновесного оркестра и дирижера) она немыслима! Как и в прошлые годы, музыкальным руководителем и дирижером проекта «Оперный класс» стал инициатор его рождения Дмитрий Корчак, который на относительно новом для него поприще за последние годы успел уже зарекомендовать себя вполне уверенно.

Итак, показы оперы «Дитя и волшебство» Равеля состоялись 6 и 7 декабря 2021 года на сцене Детского музыкального театра юного актера. Режиссерами обучающей постановки в рамках проекта «Оперный класс» стали художественный руководитель названного театра Александр Фёдоров и Екатерина Василёва, которая в 2012 году как раз и осуществила постановку этого опуса в московской «Новой Опере». Очень трудно судить о вкладе в этот спектакль первой из двух названных персоналий, ибо казалось, что на сей раз постановка Екатерины Василёвой просто перебежала из сада «Эрмитаж» в Каретном ряду на улицу Макаренко на Чистых прудах… Сценографический реквизит, видеографические решения с использованием проекционного задника-экрана и необычайно креативные, изумительные костюмы, апеллирующие к абстрактно изящным, легко считывающимся ассоциациям, и сама волшебная оркестровка Равеля тотчас же вызвали мощное ощущение déjà vu.

В свете новых условий перенос спектакля с небольшой по габаритам сцены «Новой Оперы» на совсем крошечную площадку Детского музыкального театра юного актера, обретшую статус новой постоянной сцены этого театра после завершения реконструкции здания в марте 2021 года, потребовал изменения многих режиссерских мизансцен и постановочной «подгонки». И всё же новый спектакль – скорее модифицированный старый с вливанием в него новых творческих сил и, главное, певцов-солистов, отобранных в рамках «Оперного класса» этого года. В молодежном образовательно-творческом проекте принял участие Московский камерный оркестр Musica Viva, который доукомплектовался до необходимого состава, и поэтому одной оркестровой ямы при размещении музыкантов попросту не хватило: пришлось задействовать для этого и первые ряды зрительного зала.

«Дитя и волшебство»

Художественного руководителя и главного дирижера оркестра Musica Viva на этом проекте «заменил», как было сказано ранее, Дмитрий Корчак, а к музыкантам и дирижеру примкнули Камерный хор Московской консерватории (художественный руководитель – Александр Соловьев) и учащиеся Московского хорового училища имени А.В. Свешникова при Академии хорового искусства имени В.С. Попова. В постановочной команде вместе с режиссерами Екатериной Василёвой и Александром Фёдоровым, конечно же, по-прежнему значатся сценограф Александр Арефьев, художник по костюмам Мария Чернышёва и видеодизайнер Александра Комарова, а художника по свету программа на сей раз почему-то не называет. Как видим, речь о «ротации» постановочных кадров практически не идет…

«Оперный класс» – это часть долгосрочного международного проекта Фонда Елены Образцовой «Голоса наследия». Он осуществляется при поддержке Фонда президентских грантов, и для участия в проекте 2021 года (19 ноября – 7 декабря) были отобраны 53 певца из разных регионов России (Астрахани, Екатеринбурга, Москвы, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Симферополя, Уфы), а также ближнего (Кишинева) и даже дальнего зарубежья (Вены и Кракова). Полный цикл подготовки певцов для оперного спектакля Мориса Равеля «Дитя и волшебство» включил в себя мастер-классы с известными вокальными педагогами, работу с концертмейстерами, языковой тренинг, репетиции с оркестром, а также работу с режиссерами по созданию сценических образов.

В числе педагогов проекта – Дмитрий Вдовин (руководитель Молодежной оперной программы Большого театра России), Марина Мещерякова (сопрано, оперная певица), Сергей Лейферкус (всемирно известный баритон, оперный певец), Юлия Синица (коуч по французскому языку). К обучающему проекту также были привлечены ассистент дирижера (студентка Новосибирской консерватории Анастасия Вельт) и команда концертмейстеров (Валерия Прокофьева, Елизавета Малашенко, Александр Широков, Елизавета Дмитриева, Евгения Тейфикова и аспирант Московской консерватории из Франции Юго Мартен).

Опера «Дитя и волшебство» стала главным направлением образовательного проекта, но было в нём и творческое ответвление, связанное с исполнением вокальной камерной музыки русских композиторов в большом спектре эпох и стилей. Участники выбирали произведения сами, и путь постижения их стиля, овладения техникой они смогли пройти с Сергеем Лейферкусом в тандеме с выдающимся концертмейстером и педагогом Любовью Орфеновой, а на финишной прямой принять участие в двух вечерах камерной музыки с разными программами под названием «Антология русского романса» (26 и 27 ноября). Так что «Оперный класс» – 2021 выявил двунаправленный вектор вокального творчества.

Внимание на этом акцентировано исключительно ради полноты творческой картины, но рецензенту в удивительно теплую и радушную атмосферу проекта довелось попасть на финальном аккорде 7 декабря, и детский мир оперы Равеля, созданный руками взрослых, но увиденный глазами детей, не замедлил подарить и наивное очарование, и подлинное волшебство! С первых тактов музыки, с первых же визуальных впечатлений стало ясно, что к своей работе постановочная команда отнеслась явно «по-взрослому». Что и говорить, одно из изумительных воплощений «взрослой сказки» о том периоде беззаботного детства, когда не хочется слушаться родителей, а лишь делать всё им наперекор, вновь, как и девять лет назад, всецело завладело зрительским и слушательским вниманием…

«По-взрослому» вовсе не значит, что спектакль – не для детей. «По-взрослому» значит, что детский спектакль, который, уверен, приведет любого ребенка в неописуемый восторг, обязательно захватит и взрослых, заставив на час сценического времени погрузиться в мир сказочных превращений и самых «настоящих» театральных чудес. По всем приметам, нас погрузили в очень современную и добрую сказку, в которой замкнутое пространство детской комнаты в многоквартирном доме существует как само по себе, так и в контексте большого «живого социума», внутри которого проходят и другие параллельные жизни, высвечиваемые на видеопроекционном «панно с окошками» вокруг комнаты Мальчика.

Либретто оперы (1925) написано известной французской писательницей Сидони-Габриэль Колетт, некогда блистательной звездой эпохи fin de siècle. Запертый Мамой за непослушание в своей комнате, вполне «большой ребенок» школьного возраста выражает свой протест, круша и ломая подряд все свои вещи. И начинается театральное волшебство: вещи оживают, предъявляя свои претензии к Мальчику, но волшебство на этот раз – не в живописной реалистичности, а в очень тонкой и продуманной до мелочей абстрактности, ведь из всех воображаемых героев, с которыми приходится иметь дело Мальчику, лишь Принцесса, Пастух с Пастушкой да ряд хоровых персонажей принадлежат миру людей.

Но ведь артистам в этой опере, как уже отмечалось, приходится воплощать не только образы людей, но и многочисленных представителей флоры и фауны, не говоря уже о неодушевленных предметах – и подчеркнуто смелым «объемно-конструкционным» идеям художника по костюмам, делающих образы живыми, просто нет числа! Визуализации всех таких образов от Кресла и Кушетки до Лягушки и хорового «миманса» Травы невероятно элегантны и, главное, стопроцентно узнаваемы, и для детской зрительской аудитории сей «момент истины» очень важен! При этом и режиссерски «характеры» таких необычных персонажей воплощены на редкость достоверно и даже «психологически продуманно».

Не будем забывать, что эта сказка – моралистическая: «плохой» и недобрый Мальчик становится «хорошим» и добрым, но для этого он должен пройти через все испытания и недружелюбное отношение к нему со стороны того мира, которому он сам причинил много зла. Это происходит, когда замкнутое пространство его комнаты расширяется поистине до объемов Вселенной, только не «простой», а сказочно-театральной: в данном случае это волшебный лес или сад. И сценографическая метаморфоза театрального пространства, и само его художественное решение предстают настолько безотчетно притягательными и «философски загадочными», что от них просто невозможно оторвать взгляд.

В финальной «потасовке», устраиваемой Мальчику зверями и птицами, случайно ранят Белку – и тот ее спасает. Он прощен. Обратная метаморфоза сцены – и нравственно преображенное Дитя вновь оказывается в свой комнате, а на испуганный зов ребенка, сначала непослушного и легкомысленного, а затем в одночасье повзрослевшего, приходит любящая его Мама. В оригинале главная партия поручена меццо-сопрано en travesti, но на втором спектакле 7 декабря травестийность была снята, ибо в уста протагониста был вложен детский голос Михаила Кауфмана. И этот юный певец-артист на полном серьезе удивительно возвышенно и трепетно рассказал нам «весьма правдоподобную» историю маленького Мальчика – историю, одинаково очаровавшую и детей, и взрослых…

Фото предоставлены Благотворительным фондом Елены Образцовой

реклама

вам может быть интересно

В лучших традициях романтизма Классическая музыка