Русская мечта Вячеслава Стародубцева

Вячеслав Стародубцев. Автор фото — Алексей Цилер

В новостном формате это выглядело так. В рамках празднования Дня Государственного флага России Вячеславу Стародубцеву вручена государственная награда. 22 августа 2023 г. Почетный нагрудный знак «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации» Вячеславу Васильевичу был вручен полномочным представителем президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Анатолием Анатольевичем Серышевым

В 2016 году руководство НОВАТа пригласило молодого режиссера, кандидата искусствоведения Вячеслава Стародубцева поставить концертную версию оперы Дж. Пуччини «Турандот». Стародубцеву в то время делались и административные, и творческие предложения о постоянной работе из разных мест от Калининграда до Владивостока, но он приезжает в Новосибирск. И за пять дней готовит спектакль, который сразу превращается в полноценное оперное полотно, и влюбляет в себя весь театр. Постановка становится настолько успешной, что Владимир Кехман, возглавивший театр и энергично обновлявший его репертуар, предлагает Вячеславу поставить серию спектаклей, которую тот и реализует. Оперный квест «Турандот» Дж. Пуччини, fashion-опера «Аида» Дж. Верди, «Пиковая дама. Игра» П. Чайковского. Три спектакля в 2016 году! Серия продолжена в 2017-м. В то время Вячеслав Васильевич принял предложение Владимира Кехмана и был назначен главным режиссером театра. Последовали триллер-опера «Бал-маскарад» Дж. Верди (2017), оперная дегустация «Любовный напиток» Г. Доницетти (2017). Параллельно Стародубцев продолжал сотрудничество с Мариинским театром, Геликон-оперой и другими престижными театрами.

В то время у НОВАТа возник другой вызов. Необходимо было продумать и реализовать концепцию работы Малого зала имени Исидора Зака, начинавшего работать после капитального ремонта. Он не должен был простаивать, но в то же время и не должен был дублировать работу камерного зала Новосибирской филармонии. Эту работу Кехман поручает Стародубцеву. Вячеслав Васильевич принимает решение, которое стало единственно верным: создать репертуар детских оперных спектаклей, которые будут направлены на воспитание нового подготовленного зрителя и станут своеобразным ключом к Большой сцене. Сегодня в репертуаре театра более десяти детских опер. Стародубцевым поставлено ровно десять, пять из которых мировые премьеры. И когда сегодня в повестке воспитания нового поколения патриотизм стал занимать все более значимые позиции, для Вячеслава это оказалось не новой задачей, а уже давно и последовательно реализуемой концепцией, сосредоточенной именно в детском репертуаре. Оперная «Пушкиниана» на камерной сцене НОВАТа стала настоящим хитом, она заложила фундаментальные традиционные русские ценности уже у целого поколения маленьких зрителей.

Не забыл Вячеслав Васильевич и о творческом росте солистов оперы, развивая труппу в разных эстетических и жанровых направлениях. Он ставит целый ряд оперных раритетов, а также популярных названий, которые не во всем подходили к Большой сцене. Так возникла «Моцартиана» НОВАТа, включающая на сегодняшний день три популярные оперы гениального австрийца: «Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан». Так в театре возникла еще одна сфера полного оперного комфорта – это абсолютно аншлаговая камерная сцена.

В 2023 году Вячеслав Васильевич был назначен исполняющим обязанности ректора Новосибирской государственной консерватории имени Михаила Глинки. Он принимает и этот вызов.

И уже сегодня мы можем говорить о продуманной и планомерной концепции. Стародубцев восстанавливает преемственность в учебном заведении, настраивает интегративные процессы. С большим почтением празднуется день рождения Евгения Гуренко, более тридцати лет возглавлявшего консерваторию, на место проректора по учебной работе возвращается Елена Панкина, считающаяся одним из самых высококлассных специалистов в сфере творческого образования страны.

Это видимая жизнь Вячеслава Васильевича Стародубцева. Есть другая, мало кому известная.

Вячеслав вырос в среде, далекой от столиц и культурных событий. Он все свое свободное время проводил у бабушки в безымянном шахтерском поселке под Тулой. Любовь и знание оперы, музыки, театра не формировалась его окружением, ему некому было что-то подсказать и порекомендовать. Первый раз в оперный театр он попал уже студентом ГИТИСа. До всего он доходил сам.

Может быть, отсюда у него такая жадность до работы, нацеленность на качественный результат.

Ему некогда отдыхать, даже к врачам на очередную капельницу он заходит, пробегая по пути из театра в консерваторию.

У многих он вызывает симпатию своей внешней восторженностью, легкостью и «уникальностью» (кстати, знаменитую вирусную нарезку с фразой «уникальность» он продвигает сам, ведь маркетингом и креативом продвижения своих постановок он всегда занимается лично). На самом деле он принимает и неукоснительно реализует любую идею, если она им глубоко продумана. Даже если ее вот только что предложили, а он ее сразу принял, то это говорит только об одном: он эту тему давно продумывал, она им выношена.

Да, он батарейка «Энерджайзер», это верно. Безусловный лидер. Но также верно, что он предан тем людям, которые ему помогали достичь его сегодняшних успехов.

Когда умер его учитель и старший друг Роман Виктюк, Вячеслав перенес это тяжело. Роман Григорьевич был для него очень близким человеком, повлиявшим на него глобально.

Это поразительно: человек из безымянного поселка демонстрирует в своих постановках чувство стиля и красоты, при этом он не позволяет себе скатиться в китч и пошлость. Его голова постоянно рождает новые режиссерские решения, он буквально брызжет идеями. Но сегодня мы не пишем очерк о жизни Вячеслава Стародубцева. Он слишком молод для этого, хотя в его послужном списке более семидесяти постановок и он добился к сорока двум годам многого из того, что иные не добьются за свою жизнь. Это не первое наше интервью и, надеюсь, не последнее.

— Вячеслав Васильевич, на репетиции, когда вы готовили Реквием Верди в память о шахтерах, погибших в шахте «Листвяжная», вы обмолвились, что сами из шахтерского поселка. И вот эти кадры, которые вы готовили для видеопроекции, вам очень хорошо знакомы и близки.

— Да. Я родился в Туле, но все мое сознательное детство я проводил в деревне у бабушки и тети. У этой деревни даже не было названия, был номер. Называлась она Двадцатая шахта.

— Когда вы мальчишкой бегали по этой безымянной деревне, играли, вы могли себе представить, что станете одним из лидеров нового музыкального театра в России, возглавите крупнейшую консерваторию за Уралом, станете кандидатом искусствоведения, президент страны присвоит вам звание заслуженного деятеля искусств России, в торжественной обстановке в рамках празднования Флага России представитель президента страны вручит вам эту государственную награду? Вам лишь сорок два года! Вы вообще могли это себе предположить?

— Я вчера при встрече с представителем президента, на самом деле, думал именно об этом. Я очень благодарен, конечно, Двадцатой шахте, с которой у меня связано очень много воспоминаний. Первое воспоминание – то, как я слушал оперу по радиоприемнику и представлял, что где-то там есть настолько прекрасная жизнь, что в ней не разговаривают, а поют. И мне чудился вот этот мир, где люди ходят в красивых костюмах, где они не разговаривают, а поют…

Бабушкин дом стоял в метрах двадцати от железной дороги. Это была одноколейка, по которой возились вагоны с нажигой от шахты. И они сваливались не так далеко от дома. Там была гора нажиги. Огромная-огромная-огромная гора. И зимой, когда выпадал снег, сверху он был пепельно-черным. Мы очень любили рисовать, как на школьной доске, только пальцем рисовали белые такие силуэты. Нас там было немного детей, но я помню, что вот эта мечта о какой-то другой жизни, красивой, где поют, она была всегда. Я всегда мечтал, что обязательно попаду в эту волшебную страну и тоже буду петь, а не говорить.

Моя тетя Люда однажды принесла с работы наикрасивейшую книжку, которую она взяла специально для меня у своей сослуживицы, – «Приключения Буратино». Мы ее вместе читали и подолгу рассматривали. В ней тоже говорилось о волшебной стране, которая где-то существует! Потом были сказки Пушкина и Андерсена. А как-то бабушка, ее звали Евдокия, достала пластинку «Маша и Витя против “Диких гитар”», я ее выучил наизусть. И, собственно говоря, вот тогда я и начал петь. Начал искать путь к этой стране, какой-то недосягаемой, безумно красивой, волшебной. С того момента как бы начался мой поиск красоты. Хотя я из военной семьи, мой дед и прадед были шахтерами. Дедушка практически погиб на шахте: была авария, и он спасал сослуживцев из холодной воды. Он их спас. Потом ему сказали: «Спасай оборудование». Он спасал оборудование, очень много времени провел в воде. Он заболел воспалением легких, и его вскоре не стало. Ему было пятьдесят.

Помню, как ходили на колонку за водой и как бабушка зимой заливала нам ледяную горку, на которой мы катались с двоюродным братом на куске пленки от парника. После смерти дедушки бабушка работала на стройке. Она в одиночку подняла на ноги троих прекрасных детей. И о нас, внуках, заботилась самозабвенно и радостно. Я сейчас понимаю, как ей было тяжело, но все трудности она преодолевала с улыбкой и никогда никому не жаловалась. Эта черта ушедшего великого послевоенного поколения.

То время очень памятное и романтичное, когда было два мира: мир реальный и мир моих фантазий. И вот с того момента я начал мечтать об этой стране, которая, как оказалось, называется «Опера».

— Вячеслав Васильевич, сколько я себя помню, существовал такой стереотип, как американская мечта. Ее осуществление. Как у человека все так сошлось, что он добился больших успехов, реализовав американскую мечту. Меня всегда немного коробило: а почему нет русской мечты? Я знал людей, которые добивались многого в жизни, являясь примером реализации русской мечты. Вы один из них. Скажите, а что, в России это невозможно?

— Я считаю, есть большая разница. Американская мечта – прежде всего, когда человек из ниоткуда, вдруг на него сваливается что-то. И о нем начинают говорить. Наша русская мечта все-таки строится на огромном труде. Как когда Ломоносов пешком шел за своей мечтой, когда с помощью своего труда и невероятных физических, умственных усилий человек добивается поставленной цели, когда человек верит в эту мечту и не дает себе опускать руки, трудится не останавливаясь. Это самое главное. Между американской и русской мечтой есть концептуальная разница.

— Русская мечта честнее?

— Если мы своим трудом чего-то добиваемся, то это после двенадцати часов не превратится в тыкву, как в известной истории о «Золушке» это случилось с каретой. Это навсегда. И если эта мечта строится на огромном труде и на огромной работе, прежде всего над собой, то она становится очень реальна и устойчива.

— Как руководитель консерватории вы сейчас имеете непосредственное отношение к подготовке творческих кадров. Пример вашего пути в творчестве очень важен для студентов. Они должны осознавать, что ваши успехи зиждутся на неиссякаемой энергии и большой работоспособности. Если этого не будет, не будет ничего.

— Мне очень хочется сказать и дать понять современной молодежи, моим студентам, о ком говорят как о потерянном поколении, особенно тем, кто выбрал хрупкую творческую профессию, и, может быть, отчасти показать своим примером, что все достижимо. Именно мечтатели и фантазеры двигают эволюционный процесс и в науке, и в технике, и, естественно, в творчестве. Мы знаем, что каждый нобелевский лауреат занимался музыкой. Музыка – часть божественного, прямое свидетельство Бога на земле. Поэтому я считаю, что как раз культура, искусство, музыка – тот фундамент, на котором и должно строиться здоровое современное общество. Терпение и труд все перетрут.

Конечно же, мы знаем историю Моцарта и Сальери. Это вечный сюжет противопоставления труда и вдохновения. Мы знаем примеры великих композиторов, писателей, что во главу всего ставится труд. Опера в переводе и есть “труд”. Сначала труд, а потом уже вдохновение. Но, если ты не умеешь трудиться, не обладаешь самодисциплиной и самоорганизацией, в творчестве тебе делать нечего. Это факт. Многие думают, что творческие профессии связаны только с вдохновением или только с какими-то невербальными процессами, но это большое заблуждение.

Я вырос в семье военных. У меня папа был человеком, который обладал мощной самоорганизацией. Это как раз русское офицерство высшего порядка. Он не дослужился до каких-то грандиозных чинов из-за своей бескомпромиссности, он был всегда дисциплинирован, всегда заботился о своем внешнем виде, одет с иголочки, был крайне порядочен, крайне правдив и безмерно трудолюбив. Вся моя семья – и брат, и сестра, и муж моей сестры – военные. И мама всю жизнь проработала в части, а затем перед пенсией уборщицей в театре и на заводе «Октава», который был через дорогу от дома, сейчас там модный креативный кластер. Поменяли четырнадцать адресов за время папиного служения.

Нас в семье трое. И фундаментом воспитания всегда была культура и дисциплина, но не диктатура или тирания. Всегда уважалось мнение и свобода каждого. Папа говорил, что моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. Он был великим человеком. К сожалению, его не стало, когда мне только исполнилось шестнадцать. Я хочу сказать, что если бы не вот эта военная дисциплина, к которой меня приучил отец, занятия спортом, то в творчестве делать было бы нечего. Именно благодаря четкой самоорганизации я могу ставить по восемь-десять премьер в год и планировать свою жизнь так, что я везде все успеваю, очень стараюсь не опаздывать. Я занимаюсь театром, музыкой, педагогикой двадцать четыре часа в сутки. Это моя жизнь. Это мое призвание. Может быть, это пафосно звучит, но это все, что у меня есть. Секрет один: трудиться двадцать четыре часа в сутки и мечтать.

Только стремясь наполнить себя и свой мир красотой, музыкой, театром, оперой и любовью можно что-то изменить, сделать этот мир добрее и великодушнее, научиться никогда не терять надежду, верить и реализовывать самые невероятные мечты.

Это реальное свидетельство того, что культура, искусство, музыка есть фундамент, опираясь на который можно добиться высоких результатов, фундамент развития здорового общества, процветания государства и формирования общечеловеческих традиционных ценностей.

Мой пример — это сигнал к действию для фантазеров и романтиков, странных и смешных, простых, обычных парней и девчонок, начать менять этот мир внутри и снаружи. Ведь любовь к прекрасному обязательно приведет к великой цели.

— Еще один есть секрет. Я знаю, что вы человек верующий. И перед каждым знаменательным сложным событием вы обязательно заходите в церковь.

— Это правда. В детстве я пел в церкви. Всё из детства, когда ты понимаешь, что без существования Высшего ничего не происходит. Когда понятие «удача», для которого ты действительно очень много делаешь и трудишься, не существует без Бога.

— Вы можете сказать, что с вами Бог?

— Да. Вся моя жизнь этому свидетельство.

Хочется пожелать Вячеславу Васильевичу реализации всех его задумок и неиссякаемого генерирования новых идей. Мы знаем, что Вам тяжело, но это Ваш путь и Вам по нему идти.

Автор публикации — Александр Савин, cultvitamin.ru

Автор фото — Алексей Цилер

реклама

вам может быть интересно