4:3 в пользу меццо-сопрано

Юлия Меннибаева

На концерте фестиваля «Владимир Спиваков приглашает»

На самом деле оба исполнителя первого – вокально-оперного – отделения концерта, состоявшегося 2 декабря в МКЗ «Зарядье» в рамках XII Московского музыкального фестиваля «Владимир Спиваков приглашает», показали высочайший класс мастерства! Речь идет о меццо-сопрано Юлии Меннибаевой (солистке Московского театра «Новая Опера», приглашенной солистке Большого театра) и баритоне Игоре Головатенко (солисте Большого театра). Смысл заголовка настоящих заметок – лишь в том, что меццо-сопрано по числу спетых арий баритона обогнала. Конечно, критерии искусства с количественными оценками несовместимы, однако факт остается фактом.

В этот вечер аккомпанировал вокалистам Национальный филармонический оркестр России (НФОР) под управлением его художественного руководителя и главного дирижера Владимира Спивакова. Свой фирменный именной фестиваль, понятно, придумал маэстро, а его резидентом как раз и стал возглавляемый им коллектив, учрежденный по поручению Президента России в январе 2003 года. В прошлом сезоне НФОР отметил свое 20-летие, но в число брендовых московских симфонических оркестров этот коллектив вошел вряд ли, в связи с чем, манкировав вторым – стопроцентно симфоническим – отделением вечера, рецензент, думается, «духовно обокрал» себя всё же не столь существенно…

Тем более что заявленную в программе Четвертую симфонию ля мажор Мендельсона («Итальянскую», op. 90) слышать в интерпретации НФОР и Владимира Спивакова, хотя и очень давно, уже доводилось. Однако впечатление от вокально-оперного отделения было настолько сильным, что перебивать его мощное послевкусие еще одним исполнением – обычным в череде многих – пусть и мелодически красочного опуса Мендельсона как-то не хотелось. Вполне достаточно оказалось симфонической музыки в двух представленных фрагментах опер Верди – в увертюре к «Сицилийской вечерне» и вступлении к «Аттиле», от года к году и от раза к разу повторяемым маэстро в своих программах.

Дирижер – профессия штучная, и в чисто музыкальном аспекте, хотя само качество оркестрового звука ожидаемо не захватило и на этот раз, в двух исполненных фрагментах, на первый взгляд, всё было на вполне достойном профессиональном уровне. Но это была всего лишь формальная музыкальная сторона, не осененная истинно музыкантским даром дирижерской передачи. Он либо есть, либо его нет, и ничего поделать с этим решительно невозможно. Когда же в игру вступали певцы-солисты, всё сразу преображалось, ибо в эти моменты творческую погоду делали они – и только они! И если бы не имена заявленных в афише певцов, в числе публики этого концерта автор этих строк оказался бы едва ли…

Итак, певцы… Существует негласное понятие «вердиевский голос». И баритон Игорь Головатенко, и меццо-сопрано Юлия Меннибаева, обладая природной драматической фактурой академического звучания, подкупающей небывалой чувственностью и актерским драйвом, под это понятие подпадают однозначно! Из двух арий Верди – арии Риголетто из одноименной оперы и арии Графа ди Луна из оперы «Трубадур» – именно в первой с первых же ее тактов должен клокотать живой, до предела обнаженный человеческий нерв, который к финалу переходит на глубоко щемящую «кантилену страдания», возникающего в душе безутешного отца, ведь честь его дочери оказывается вероломно поруганной. И всё это в интерпретации Игоря Головатенко проступает фантастически мощно и ярко!

Игорь Головатенко

Арии Графа ди Луна из оперы «Трубадур» с ее изумительной кантиленой к лицу всё же лирическое прочтение, однако певец проводит ее на не менее изумительной драматической кантилене, а завершает выступление заведомо «неформатным», если судить о всей триаде спетых им арий, номером. Им становится романс Видаля Хернандо из известной сарсуэлы Федерико Морено Торробы (1891–1982) «Луиза Фернанда» (1932). В нём выясняется, что герой-баритон – помещик и монархист – вливается в ряды повстанцев, свергающих в 1868 году с испанского трона королеву Изабеллу II, а единственный для него стимул к этому – любовь к главной героине, которую она в итоге не разделяет. И в представленном романсе (в «коктейле» из лирики, героики и драматизма) певец явно оказывается на высоте стиля.

Песня и рассказ Азучены из «Трубадура» в роскошном прочтении Юлии Меннибаевой составляют вердиевский диптих, звучащий и с необходимой плакатностью, и с мощной психологической аффектацией, и с изысканно трепетной нюансировкой. Красота тембра, проникновенная чувственность, необъятная глубина, объемность нижнего регистра и уверенная ровность звучания на всём диапазоне – вот слагаемые впечатления, которое производит пение артистки, доставляющей слуху не только истинно меломанское, но и музыкально-эстетическое удовольствие. Воплотить Азучену на оперной сцене певице еще предстоит, и на текущем этапе ее карьеры, взывающем к расширению репертуара, момент для этого, о чём так убедительно говорит предъявленная трактовка, настал!

Общеизвестно, что тонкая нюансировка и кружевная вокальная вязь – то, чем легким от природы академическим голосам овладеть, в принципе, легче, чем голосам большим и фактурным – таким, как голос нашей героини. Но прозвучавший в этот вечер французский диптих – вторая и третья арии Далилы из оперы Сен-Санса «Самсон и Далила» – отчетливо показывает, что и элегантная музыкальность французского лирического стиля, зиждущаяся на «мелкой технике» и живописной прозрачности, лишь в отдельные моменты способной достичь гипертрофированной страстности итальянской оперы, Юлии Меннибаевой удается как нельзя лучше. Опыт, накопленный ею за время карьеры, просто говорит сам за себя!

Вторая ария Далилы на ее начальных тактах по музыкальному окрасу подобна прыжку коварной хищницы, выводящей на изготовку арсенал любовного обольщения, и экспрессия этой арии на таком наступательном настрое как раз и основана. Это словно «плацдарм» для третьей (наиболее известной) арии Далилы – арии обольщения расчетливой гетеры, своим музыкально сладким елеем усыпляющей бдительность Самсона. И контраст между этими ариями, поддерживаемый широкой и щедрой градацией чувственных оттенков, в мощном и страстном, нежном и переливчатом звучании певицы проступает и драматически рельефно, и лирически завораживающе. Так что, как ни крути, 4:3 в пользу меццо-сопрано!

Фото с сайта МКЗ «Зарядье»

Несмотря на то, что на нашу страну наложено множество санкций, абоненту любой сети доступна возможность пополнить счет apple. Как это сделать вы можете узнать, прочитав нашу статью. Инструкция предназначена для пользователей iPhone.

реклама