
В пятницу вечером 9 мая и в субботу 10-го днем в театре Филармонико в Вероне держатели абонементов и любители музыки собрались на концерт, посвященный двум значительным композиторам ХХ века — французу Морису Равелю и русскому Сергею Прокофьеву. В первом отделении концерта исполнялся Вальс, хореографическая поэма для оркестра, и знаменитое «Болеро», во втором «Александр Невский», кантата для меццо-сопрано, хора и оркестра, соч. 79, которая «отпочковалась» от музыки к одноименному фильму Сергея Эйзенштейна. Для многих поколений русских «Александр Невский» — культовое кинематографическое произведение, благодаря патриотическому духу и игре великого актера Николая Черкасова в заглавной роли.
Оркестр «Fondazione Arena» не только демонстрирует отличную форму, но и исполняет музыку с подлинным вдохновением. Музыкантам близки как утонченная атмосфера произведений Равеля, так и героический и печальный дух кантаты Прокофьева.
Программу открывает Вальс. Еще в юности Равель чувствовал влечение к жанру вальса, у него даже была идея сочинить стихотворение в жанре вальса, одного из символов Австро-Венгерской империи Габсбургов, однако дебют Вальса состоялся только в 1920 году. К тому времени исполнилось два года с того момента, как великая империя прекратила свое существование. Рождение Вальса, известного также как «Хореографическая поэма» (Рoème choréographique), для Равеля было связано с вулканическим русским импресарио Сергеем Дягилевым и его частным труппой «Les Ballets Russes». Однако, прослушав произведение, заказчик счел партитуру несовместимой ни с одним видом хореографии: это стало причиной разрыва между менеджером и артистом, и «Вальс» дебютировал в концертной форме.
Ошеломляющее сочинение привлекает не только ценителей, но и покоряет ту часть публики, которая прежде не имела возможности его услышать. Исполнение партитуры в Театре Филармонико в Вероне подтверждает это: зрители приходят в восторг от музыки баскского композитора, магии его тем и его ритмов. На подиуме Марко Анджус излучает энергию, которая выражается не только в жестах, но и в движениях тела, в том числе в энергичных подскоках. К счастью, эта несколько преувеличенная театральность поведения не наносит никакого ущерба исполнению партитуры, музыка Равеля звучит непринужденно и страстно, с безупречно рассчитанным непрерывном крещендо.
Если Вальс нуждается в небольшом представлении, то «Болеро» знают многие. Прослушанный сотни раз, главный шедевр Равеля всегда привлекал и будет привлекать, что подтверждает его исполнение в Вероне. Знаменитое произведение является самым исполняемым в мире: статистика утверждает, что каждые пятнадцать минут в разных местах планеты люди слушают «Болеро» не только в концертном зале или в театре в качестве сопровождения к балету, но и в качестве «музыкального лица» рекламного ролика. Одним словом, уже около девяноста лет человечество слушает шедевр Равеля без каких-либо перерывов.
После убедительной интерпретации Вальса Анджус доказывает несомненную близость «Болеро» своей творческой индивидуальности. Создается впечатление, что монотонное повторение одного и того же ритма и одной и той же мелодии являются для него источником безудержной радости и наслаждения. Его желание играть эту музыку огромно, и он относится к каждому инструменту с искренней любовью. Прыжки на подиуме и несколько чрезмерных энергичных жестов являются неотъемлемой частью этой игры. Он добивается от оркестра напряженного и выразительного, но всегда идеально сбалансированного звучания, мощность аккомпанемента не перекрывает звучание солирующих групп инструментов. Захватывающее дух крещендо приводит к кульминации, которая заставляет публику затаить дыхание, а властный жест приказывает трубам ошеломить слушателей финальным глиссандо: на мгновение зал замирает, затаив дыхание, чтобы наградить маэстро Анджуса и оркестр Арены ди Верона долгими аплодисментами.
Переходя к исполнению кантаты Сергея Прокофьева «Александр Невский», мы считаем само собой разумеющимся, что европейский театральный зритель хорошо знает балет «Ромео и Джульетта» — настоящий хит советского композитора, представленный в большинстве оперных театрах мира и неизбежный в труппах классического и современного танца. Что касается популярности, то сразу после «балетизированной» истории веронских влюбленных идет балет «Золушка». Но мы готовы поспорить, что в Европе и в Италии мало кто знает фильм великого советского режиссера Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» — один из символов кинематографа сталинской эпохи.
Фильм вышел на экраны в 1939-м году, до нападения Германии на Советский Союза, и, наверное, немногие могли предположить, что вскоре возникнут параллели между историческими событиями, произошедшими в 1242-м году, с самой трагической актуальностью прокофьевского времени. Всего через два года после первого исполнения кантаты и примерно через семь столетий (ровно 699 лет) после вдохновившей ее битвы, русский народ оказался перед необходимостью противостоять гораздо более сильному и технически подготовленному агрессору — гитлеровской Германии. Семью веками ранее с подобной ситуацией пришлось столкнуться и русской армии во главе с князем Александром, после победы получившему прозвище «Невский» — по названию реки Невы, у Чудского озера, ледяные воды которого приняли тела рыцарей Ливонского ордена, Дании, епископства Дерпта и предков сегодняшних финнов и эстонцев.
Семь частей кантаты, «Русь под игом монгольским», «Песня об Александре Невском», «Крестоносцы во Пскове», «Вставайте, люди русские!», «Ледовое побоище», «Мертвое поле» и «Въезд Александра во Псков» вобрали в себя лучшие фрагменты музыки к кинофильму, первое исполнение произведения в Большом зале Московской консерватории 17 мая 1939 года прошло с оглушительным успехом.
Подобно симфоническим произведениям Равеля, Марко Анджус находит идеальную гармонию с оркестром Арены и в кантате Прокофьева, дирижер и музыканты буквально «меняют музыку», сталкиваются с совершенно иным музыкальным миром и демонстрируют страстность и разносторонность. Во вступительной части кантаты «Русь под игом монгольским» Анджус делает акцент на тяжелых звучаниях, что создает особый эффект, который мы могли бы назвать «замороженность». Расставленные дирижером акценты выразительны и своеобразны, а между группами инструментов достигнут прекрасный баланс.
В «Песне об Александре Невском» он демонстрирует глубокое проникновение в лирический дух русской музыки, и музыканты оркестра достигают теплого и хорошо сбалансированного звучания. В «Крестоносцах во Пскове» он широко открывает дорогу духовым, их «военные» фанфары создают большой контраст с болезненными эмоциями, передаваемыми струнными, в культовом фрагменте «Вставайте, люди русские!». Дирижер ведет за собой музыкантов, усиливая напряжение, и добивается ярких контрастов, знаменитое «Ледовое побоище» заслуживает эпитет «скульптурного». В «Мертвом поле» оркестр деликатно аккомпанирует женскому голосу, оплакивающему усопших и поющему песню, отмеченную большим достоинством и глубокой болью. А финал кантаты «Въезд Александра Невского в Псков», который является не чем иным, как повторением всех самых красивых и значимых тем прокофьевского шедевра, благодаря Анджусу обретает цельность.
Трогательное соло «Я пойду по полю белому», плач женщины, которая ищет своего мужа среди павших в бою, доверено меццо-сопрано Аните Рачвелишвили, которую мы знаем с момента ее появления в «Кармен» в постановке Эммы Данте в Ла Скала в далеком 2009 году. Голос большой, густой, хорошо выровненный; пение выразительное, но несколько монотонное.
Хор Арены ди Верона под руководством Роберто Габбиани всегда был объектом похвальных отзывов критики и восхищения публики и не разочаровывает, когда берется за музыку Прокофьева. Предъявив страстный подход к музыкальному материалу и большую, глубокую и точную работу, он может считаться вторым главным героем концерта. В «Песне об Александре Невском», своеобразном гимне России, ее бескрайним просторам и ее народу, которому на протяжении всей истории не раз приходилось сталкиваться с агрессией монголо-татар и немцев, коллектив демонстрирует красивое звучание и ласкающее легато.
В третьей части «Крестоносцы во Пскове» хор Арены ди Верона полностью преображается, интонируя аскетический хорал тевтонских рыцарей, меняя звучание от горячего к холодному, характер от витального к аскетическому: мы не преувеличиваем, если говорим о почти нечеловеческом эффекте. Артисты хора очень хорошо передают героический дух знаменитого эпизода «Вставайте, люди русские», отмеченного живым контрастом между партиями, а красивое и мягкое звучание — в номере «На Руси родной». Тенора и басы также способны менять «лицо» и «голос», когда приходит время перевоплотиться в тевтонских рыцарей и петь их хорал на латыни — холодной, механической и бесчеловечной.
Большой успех необычной пары Равель-Прокофьев в веронском театре Филармонико радует и согревает душу, подобно солнцу, наконец-то появившемуся над площадями и улицами старинного города Ромео и Джульетты.