Опера Берлиоза «Беатриче и Бенедикт»

Béatrice et Bénédict

Композитор
Дата премьеры
09.08.1862
Жанр
Страна
Франция
Гектор Берлиоз / Hector Berlioz

Опера французского композитора Гектора Берлиоза в 2 действиях. Либретто по комедии Шекспира «Много шуму из ничего» написано самим композитором.

Премьера: Баден-Баден, 9 августа 1862 г., под управлением автора; в Париже — Императорская академия музыки, 4 ноября 1863 г.

Действующие лица:

  • Дон Педро, бас
  • Леонато, бас
  • Геро, его дочь, сопрано
  • Беатриче, его племянница, сопрано
  • Бенедикт, тенор
  • Клавдио, баритон
  • Урсула, наперсница Геро, меццо-сопрано

Первое действие

В парке перед дворцом правителя Мессины Леонато собрался народ, чтобы торжественно приветствовать возвращающегося с победой полководца Дон Педро и его воинов. Среди встречающих — Геро, дочь правителя, и его племянница Беатриче. Разные чувства испытывают девушки. Геро с нетерпением ожидает своего любимого Клавдио. Беатриче, по ее словам, не ждет никого. Мужчины вообще ее не интересуют. Правда, среди воинов Дон Педро находится Бенедикт. О нем все это время она частенько вспоминала. Но Беатриче неизменно ссорилась с Бенедиктом. Не проходило дня, чтобы он от нее не услыхал колкости, а она от него — насмешки.

Наконец, воины прибыли. Счастливый Клавдио заключает в свои объятия Геро. Миновала долгая разлука, сегодня влюбленные навеки соединятся — их ожидает веселая свадьба. А Бенедикт вновь едко подтрунивает над Беатриче. Острая на язык девушка не остается в долгу. Между ними завязывается ожесточенный словесный поединок. И несмотря на все это Дон Педро предсказывает Бенедикту, что еще нынешней ночью быть ему женатым. Бенедикт ошеломлен — это невозможно. Он выше всего ценит свою свободу и ненавидит женщин; в нем даже звуки свадебной музыки вызывают отвращение. Заслышав музыку и пение, — это приглашенные артисты готовятся к предстоящему свадебному торжеству, — Бенедикт, негодуя, прячется в кусты. Ему настолько противна предсвадебная суета, что он на нее и глядеть не хочет.

Дон Педро неспроста предсказывал Бенедикту женитьбу. Выследив, куда тот скрылся, он вместе с Леонато и Клавдио приступает к осуществлению задуманного плана. Друзья приближаются к кустам и, делая вид, что не замечают спрятавшегося, беседуют между собой. Им хорошо известно, что Беатриче влюблена в Бенедикта. Она сама по секрету призналась в этом Геро.

Бенедикт поражен. Неужели он на самом деле любим? Да, возможно. Насмешки, колкости — все это вздор, пустое. Ведь недаром же ему самому давно казалось, что и он любит Беатриче.

А во дворце тем временем Геро открывает Беатриче важную тайну: ей стало известно, что Бенедикт любит Беатриче.

И Беатриче поражена. И ей тоже становится ясным, что она давно любит насмешливого, колкого Бенедикта.

Радостные, счастливые, изливают девушки свои чувства чудесной южной ночи-чаровнице.

Второе действие

Во дворце Леонато начались свадебные торжества. Играет музыка, звучат песни, танцуют, веселятся гости. Беатриче охвачена сладостными мечтами о любви, но Геро она отвечает резко и решительно, что замуж никогда не пойдет. Беатриче не верит в счастливый брак. Быть подвластной мужчине — ни за что, лучше — в монастырь. Толпа пышно разодетых гостей увлекает за собой Геро. К оставшейся в одиночестве печальной Беатриче приближается Бенедикт. Он пришел, чтобы рассеять ее скуку и присоединиться вместе с Беатриче к общему веселью. Между Бенедиктом и Беатриче по старой памяти вспыхивает ссора. Но она для обоих только лишнее доказательство их взаимной любви. В самом деле, почему бы им не отважиться на брак? Появление свадебного шествия кладет конец колебаниям. Клавдио и Геро подписывают брачный контракт, а заодно с ними и Бенедикт с Беатриче скрепляют своими подписями такой же документ.


Из сложной интриги пьесы Шекспира композитор заимствовал лишь встречу-столкновение двух упрямцев — Беатриче и Бенедикта, которых, каждого порознь, друзья убеждают, что он любим другим. В музыке господствует лирика. Берлиоз, опираясь на традиции старой комической оперы, создал произведение, в котором очень сильно романтическое начало, особенно ярко выступающее в дуэте-ноктюрне Геро и ее наперсницы Урсулы. Больше комедийных красок в партии Беатриче, но и здесь проявляется лирическая стихия. Гротескная эпиталама, прославляющая счастье брака, выдержана в духе мадригалов XVI в.

Не оцененная на родине Берлиоза, опера имела большой успех в Германии, где впервые была поставлена по инициативе Ф. Листа (1863). В XX в. она шла на сценах Глазго (1936), Вашингтона (1964), Вупперталя (1981) и других городов.

А. Гозенпуд

Дискография: CD — Philips. Дир. Дэйвис, Беатриче (Бейкер), Бенедикт (Тир), Геро (Эда-Пьер), Урсула (Уотс), Клавдио (Аллен).

реклама

вам может быть интересно

Дворжак. Фортепианный квартет No. 1 Камерные и инструментальные

Публикации

Главы из книг

рекомендуем

смотрите также

Реклама