Шопен. Два ноктюрна Op. 48

Nocturnes, Op. 48

Композитор
Год создания
1841
Жанр
Страна
Польша
Портрет Шопена работы Эжена Делакруа, 1838

Op. 48 No. 1, до минор
Op. 48 No. 2, фа-диез минор

Ноктюрн c-moll — самый „гражданский" из ноктюрнов Шопена. Содержание его представляет возврат трагических образов освободительной борьбы. Здесь за первой волной (светло-печальная, речитативная лирика) следуют вторая (нарастание интонаций героического марша) и третья (реприза первой, но возбужденная второй волной, — лирическое начало становится тревожным и напряженно страстным). В конце же ноктюрна — кульминация и типичный спад.

Первая часть ноктюрна (такты 1-24) примечательна рядом черт. Во-первых — изобилуют весьма характерные попевки. Во-вторых — обращает внимание фактура, способствующая „воздушности" мелоса, как бы парящего над гулкими, мягкими басами (Справедливо пишет Л. А. Мазель: „В первой части ноктюрна до минор мерное сопровождение близко по своему типу к похоронному маршу, мелодия же приближается к ритмически свободному, патетически выразительному речитативу, сковываемому, сдерживаемому строгим сопровождением" (Л. Мазель. Ф. Шопен. М.—Л., 1947, стр. 30).). В-третьих, типичны смены гармонического колорита (осветления — омрачения на основе ясной функциональности), которые усиливают необыкновенную выразительность и пластическую красоту рельефа мелодической линии.

Превосходно затем развитие звучности мерного, торжественного марша средней части к мощному потоку октав, сначала восходящих, затем обрушивающихся (вспомним полонез fis-moll).

Совершенно изумительна третья часть. От сдержанности первой части не осталось и следа. Все взволнованно и тревожно. Великолепно применяет здесь Шопен обыгрывания, разбухания, столкновения, задержания с их романтической красочностью, неопределенностью, томительностью, тоскливостью (см. особенно такты 15, 18, 19, 22 третьей части). И все это заканчивается „отрезвляющей" модуляцией в неаполитанскую ступень (Des) и горестным кадансом спада. Унылой жалобой звучат восходящие шестнадцатые (такт 3 от конца29) и безнадежно замирают аккорды тоники в мелодическом положении терции. Перед нами опять тоска Шопена-патриота, но уже до некоторой степени лишенная осязаемости образов этюда c-moll ор. 10, прелюдии d-moll, полонеза es-moll.

Ноктюрн fis-moll несравненно менее монументален, но и он полон замечательных деталей. Характерно вступление с его элегическими вздохами. Выразительны мелос (лирические ниспадания) и волнообразный баркарольный аккомпанемент. Этот мелос тонко „инструментован" — в тактах 23-25 (после предшествовавшего изложения в высоком регистре), будто поет виолончель (тут же, в тактах 21-23, между прочим, замечательная игра красок gis-moll и Gis-dur). В тактах 14-15 средней части — нарушение метра ритмом (двухдольность в трехдольности). Колористически ярка кода ноктюрна, где тихая грусть подголосков разрешается в ласкающие всплески Fis-dur.

Ю. Кремлев

реклама

вам может быть интересно

Словарные статьи

Ноктюрн 12.01.2011 в 12:01