Моцарт. Большая месса до минор

Große Messe (c-moll), K. 427

Композитор
Год создания
1783
Дата премьеры
25.08.1783
Жанр
Страна
Австрия
Вольфганг Амадей Моцарт / Wolfgang Amadeus Mozart

Состав исполнителей: сопрано, меццо-сопрано, тенор, бас, хор, оркестр.

История создания

В 1781 году, когда архиепископ Зальцбургский приехал в Вену с большой свитой, в состав которой входил и Моцарт, положение композитора стало совершенно невыносимым. Им помыкали как слугой, и он решился на беспрецедентный в то время шаг: потребовал отставки и остался в Вене, рассчитывая только на заказы и концерты. В следующем году он женился на Констанце Вебер. Оба эти поступка вызвали негодование отца, не представлявшего жизни музыканта вне службы, дающей постоянный доход, и к тому же неприязненно относившегося к семье Веберов. Чтобы примириться с отцом, Моцарт приехал в Зальцбург с женой и только что родившимся первенцем. Там он задумал впервые исполнить мессу, написанную в 1783 году, по разным источникам, либо в честь рождения ребенка, либо по случаю выздоровления Констанцы.

Месса (об этом жанре см. мессу h-moll Баха) к этому времени не была закончена композитором: он успел написать лишь Kyrie, Gloria, Sanctus и частично Credo. Недостающие части были заимствованы из ранних месс, созданных Моцартом еще в Зальцбурге. В заключительной части, Agnus Dei, повторена музыка Credo. В таком виде премьера Большой мессы состоялась 25 августа 1783 года в зальцбургском соборе Святого Петра. Закончена месса так и не была. Больше к ней композитор никогда не возвращался.

Следующее исполнение Большой мессы c-moll Моцарта состоялось лишь в 1901 году в Дрездене, под управлением дирижера Алоиза Щмитта, который закончил ее, учитывая наброски Моцарта, и в таком виде подготовил к изданию.

Музыка

Большая месса отличается удивительной гармоничностью, красотой и трогательностью. Ее 18 номеров отразили влияние Баха и Генделя, чьи произведения Моцарт углубленно изучал в те годы, но проникновенная кантилена отдельных эпизодов заставляет вспомнить о пленительной мелодике итальянской оперы — жанра, которым Моцарт владел в совершенстве. Переплавленные его творческим гением, оба эти начала органично сочетаются, рождая неповторимый моцартовский стиль. Необычна в мессе и трактовка сольных голосов: на всем протяжении произведения звучат только сопрано, меццо-сопрано и тенор. Бас появляется лишь однажды, в составе квартета (Benedictus).

Уже в №1, хоровом обращении к Господу (Kyrie eleison), поражает соединение строгого полифонического начала с нежной мелодичностью. Наполненное радостными юбиляциями славление (№2, Gloria), также в звучании 4-голосного хора, сменяется светлой арией альта (№3), написанной в оперном стиле. Торжественно величав 5-голосный хор благодарения (№4, Gratias), вслед за которым дуэт двух женских голосов (№5, Domine) разворачивается легко и непринужденно. Первая кульминация мессы — грандиозная оркестрово-хоровая пассакалья, воспевающая Несущего грехи мира (№6, Qui tollis). Далее выделяются словно проникнутая солнечным светом фуга в №8, Jesu Christe cum sancto spiritu (Иисус Христос и Дух святой), широко развернутый торжественный начальный хор Символа веры (Credo, №9), и его продолжение (№10, Et incarnatus — И воплотившегося...) в неожиданном ритме сицилианы с солирующим сопрано в сопровождении флейты, гобоя и фагота. В величественном Sanctus (№16, Свят) центральное место занимает колоссальная двойная фуга славления (Osanna), после которой квартет солистов в мелодиях удивительной красоты возглашает благословение (№17, Benedictus).

Л. Михеева

реклама

вам может быть интересно

Дворжак. Струнный квартет No. 11 Камерные и инструментальные

Словарные статьи

Месса 12.01.2011 в 15:50

рекомендуем

смотрите также

Реклама