Опера Доменико Чимарозы «Капельмейстер оркестра»

Композитор
Жанр
Страна
Италия

Итальянский композитор Доменико Чимароза прославился как создатель множества опер (его перу принадлежит около восьми десятков произведений в этом жанре) – и, конечно, он прекрасно знал, как они ставятся, как проходит репетиционная работа. Кроме того, он много лет служил капельмейстером – то в Санкт-Петербурге, то в Вене, то в Неаполе – и о сложностях работы дирижера знал не понаслышке. Театральной тематике посвящены три его произведения – «Парижский художник», «Импресарио в затруднении» и «Капельмейстер оркестра». Во всех трех сочинениях столь близкая композитору тема подается в юмористическом, пародийном ключе.

История «Капельмейстра оркестра» окутана тайной. Единственное, что удалось установить исследователям – это то, что написано произведение не ранее 1786 г. и не позднее 1792 г., назвать более точную дату не представляется возможным. Остаются без ответа и другие вопросы – кто написал либретто этого сочинения, какие обстоятельства послужили непосредственным поводом к его созданию. Определенную проблему представляет даже жанровое определение – это intermezzo giocoso («веселое интермеццо») даже не всегда включают в список опер Доменико Чимарозы – слишком уж необычным представляется оно в свете оперных традиций XVIII столетия. Все же многие музыковеды считают его одним из первых образцов монооперы. В таком случае можно сказать, что композитор опередил свое время – задолго до Франсиса Пуленка, с легкой руки которого жанр монооперы расцвел в XX столетии, он создал оперное сочинение, в котором действует только один персонаж – собственно, это и есть заглавный герой. Он делает то, что и положено делать дирижеру – проводит репетицию с оркестром.

Впрочем, «Капельмейстера оркестра» нельзя трактовать как монооперу в строгом смысле: другие действующие лица в ней все-таки присутствуют, но вокальными партиями композитор их не наделил. Эти персонажи – оркестранты, и единственным доступным им средством высказывания становятся музыкальные инструменты, на которых они играют. Следует заметить, что оркестрантам очень нелегко работать под началом такого капельмейстера, какого представляет нам Чимароза – это человек более чем серьезный, недаром его партия поручена басу-баритону! Это представитель старой неаполитанской школы – и ему никак не удается добиться, чтобы оркестр соответствовал ее стандартам. В своем стремлении добиться от музыкантов игры на должном уровне, дирижер усердствует до такой степени, что голосом демонстрирует, как нужно играть, подражая то гобою, то контрабасу, то еще кому-нибудь, так что к певцу эта партия предъявляет весьма высокие требования.

В небольшом произведении (продолжительность интермеццо не превышает двадцати минут) выделяются два раздела. Первый из них начинается инструментальным вступлением, далее следует троекратное сопоставление речитативных и ариозных реплик. Высказывания капельмейстера невелики по объему и, соответственно, скромны по музыкальной форме, укладывающейся в пределы периода с дополнением. Каждый раз на высказывание дирижера отвечает оркестр. В определенной степени это сближает жанр произведения с концертом (соло главного героя чередуется с оркестровым tutti), однако в звучании оркестра тоже выделяются соло различных инструментов – прежде всего духовых, звучание которых вызывает у капельмейстера особое недовольство. Но если первый раздел напоминает оперный дуэт-ссору, то во втором происходит «примирение»: оркестр наконец начинает звучать так, как хочет дирижер.

Дата мировой премьеры «Капельмейстера оркестра» остается такой же тайной, как и другие обстоятельства его создания. Но, так или иначе, произведение не было забыто. Примечательно, что Федерико Феллини указывал на эту оперу как на один из источников вдохновения при создании псевдодокументального фильма «Репетиция оркестра». В России она тоже известна – хотя и ставится не так часто, как «Тайный брак» (небольшая продолжительность произведения не позволяет уделять ему целый театральный вечер, поэтому ставят ее вместе с другими небольшими произведениями). Опера «Капельмейстер оркестра» входит в репертуар Самарского академического театра оперы и балета.

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама