Лео Делиб: преданность театру

Еще в молодые годы судьба связала талантливого французского композитора Лео Делиба с музыкальной сценой. Сперва он появился здесь в качестве аккомпаниатора, получив солидную подготовку в Парижской консерватории. Мир кулис открылся перед семнадцатилетним юношей в известном «Театре лирик», и с тех пор он все свое вдохновение отдавал сценическому искусству.

Можно сказать, что Делиб методично взбирался по жанровой лестнице музыкального театра. Он с увлечением писал непритязательные оперетты, которые имели немалый успех у широкой французской публики. Позднее это дало Сен-Сансу основание язвительно заметить: «Вот кого французская критика не упрекнет в отсутствии мелодий: он ведь сочинял оперетты!»

Быть может, это звучит как снисходительный упрек, однако Делиб всегда оставался верен музыке мелодической, красивой в лучшем смысле слова. Именно поэтому наиболее удачные его произведения пережили свое время, до сих пор приносят людям радость.

Антрепренеры довольно скоро уверовали в творческие возможности автора таких оперетт, как «На два су угольков», «Шесть девиц на выданье», «Две старые сиделки», «Яичница, а ля Фоллембуш», «Месье де Бонн-Этуаль». В них слышались отголоски парижского городского фольклора, они привлекали сюжетной остротой, живостью музыкального языка. Словом, они собирали зрителей, а это был для театральных предпринимателей неотразимый аргумент.

В результате Делиб был рекомендован многоопытному Л. Минкусу как помощник в работе над балетом «Ручей». Однако по ходу создания этого произведения роли, можно сказать, переменились. Мало того, что соавторы оказались на равных правах: каждый из них написал по две картины. К тому же вскоре всем стало ясно: молодой композитор явно превзошел своего авторитетного в хореографическом мире партнера. Еще одна попытка Делиба в этом жанре также носила вспомогательный характер: он сочинил музыку дивертисмента «Путь, усыпанный цветами» к балету Адана «Корсар».

Теперь Делиб мог рассчитывать на собственные силы и самостоятельную работу. Свой выбор он остановил на сказке Э. Т. А. Гофмана «Песочный человек» и назвал свой балет «Коппелия». Его постановка на сцене парижского театра «Королевская академия музыки» оказалась на редкость успешной. С тех пор прошло 125 лет, но этот балет до сих пор пользуется повсеместной любовью зрителей. Это происходит не только благодаря покоряющей мелодичности и лирической проникновенности музыки. «Делиб, — справедливо подчеркивал известный музыковед Э. Ганслик, — может гордиться тем, что он первый развил драматическое начало в танце и в этом отношении превзошел всех своих соперников».

Действительно, композитору удалось создать не привычную цепочку танцевальных номеров, но цельное музыкально-хореографическое полотно, одухотворенное миром живых человеческих чувств. Эмоциональная выразительность сочетается в музыке балета с образной пластичностью, яркостью индивидуальных характеристик. В партитуру Делиб органично ввел материал, почерпнутый в народном искусстве. Французская баллада соседствует здесь с венгерским чардашем и польской мазуркой. Используя лейтмотивы, композитор прочно цементирует музыкальную драматургию балета. Все это было внове для того времени и обеспечило «Коппелии» долгую сценическую жизнь.

Значительно сложнее оказалась судьба другого хореографического детища Делиба — балета «Сильвия». Но виной тому был скорее всего сюжет, неудачно скомпонованный из пасторалей Торквато Тассо. Что касается музыки, то композитор сделал, пожалуй, даже шаг вперед. Здесь особенно рельефно проявилось его стремление к симфонизации балетной партитуры.

Недаром это сочинение вызвало такой восторженный отклик П. И. Чайковского. В 1877 году он писал Н. фон Мекк: «Слышал я недавно гениальную в своем роде музыку к балету Делиба „Сильвия“. Я уже прежде познакомился по клавираусцугу с этой чудной музыкой, но в великолепном исполнении венского оркестра она меня просто очаровала, особенно в первой части».

Еще более показательно мнение великого русского композитора, высказанное в письме к С. И. Танееву: «Я слышал балет „Сильвия“ Лео Делиба, именно слышал, потому что это первый балет, в котором музыка составляет не только главный, но и единственный интерес. Что за прелесть, что за изящество, что за богатство мелодическое, ритмическое и гармоническое!» Эти слова приобретают особый вес, ибо именно Чайковский гениально развивал принципы Делиба в своих балетных шедеврах.

Важной страницей в развитии европейской музыкальной культуры явились и лучшие оперные создания Делиба. Из них широкую известность вскоре после рождения завоевали «Так сказал король», «Жан де Нивель» и признанная вершина творчества французского композитора — лирико-романтическая опера «Лакме», работа над которой была завершена в 1883 году.

Быть может, в этом жанре Делиб не сказал столь же оригинального слова, как в балете, но его мелодический дар и здесь проявился с большой силой. Кто из любителей оперного искусства не знает знаменитой арии с колокольчиками Лакме или стансов Нилаканты! Ориентальные мотивы нередко привлекали внимание французских композиторов. И сюжет «Лакме» построен на действительных событиях, связанных с борьбой индийского народа против английских колонизаторов. Конечно, Делиба больше привлекал экзотический колорит, нежели социально-общественные конфликты. Лучшие балеты и оперы Лео Делиба неизменно входят в репертуар многих музыкальных театров, они неоднократно ставились и у нас в стране.

Л. Григорьев, Я. Платек
Источник: «В мире музыки», 1986 г.

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама