Франк Сезар

Категории словаря
Сезар Франк / César Franck

Творческий портрет и список сочинений Франка

Франк (Franck) Сезар Огюст (10 XII 1822, Льеж — 8 XI 1890, Париж) — французский композитор, органист, педагог. По происхождению бельгиец. Учился в Льежскои консерватории, брал уроки композиции в Париже у А. Рейхи (с 1835), позднее занимался в Парижской консерватории под рук. П. Ж. Циммермана (фп.), Ф. Бенуа (орган), Э. Леборна (композиция). С 13 лет успешно выступал как пианист в городах Бельгии и в Париже. В 1842 познакомился с Ф. Листом, который оказал ему поддержку, способствовал изданию его произведений. С 1843 Франк постоянно жил в Париже. С 1851 органист церкви Сен-Жан-Сен-Франсуа, с 1858 до конца жизни — церкви Сент-Клотильд. С 1872 профессор Парижской консерватории по классу органа (преемник Ф. Бенуа), который под его руководством превратился в школу композиции; из нее вышли мастера симфонической и камерной музыки, в т.ч. В. д’Энди (позднее директор «Схола канторум», продолжатель композиторских и педагогических традиции Франка), Ш. Борд, П. О. Бревиль, Э. Шоссон, А. Дюпарк, Г. Ропарц, дирижёр Г. Пьерне (преемник Франка в церкви Сент-Клотильд), П. Видаль; в начале 80-х гг. класс органа Франка посещал К. Дебюсси. Франк играл заметную роль в Национальном музыкальном обществе, которое возглавлял с 1886 (рекомендовал исполнение сочинений русских композиторов). Славился как органист; Лист, высоко ценивший искусство Франка, уподоблял его импровизации баховским. Музыкальные сочинения Франка редко исполнялись до 80-х гг., когда состоялись концерты из его произведений в Брюсселе, Антверпене и др.

В своем творчестве Франк соединял романтическую образность со стремлением к классической ясности стиля; в то же время для музыки Франка характерны антитезы восторженности и строгости, свободы высказывания и четкой структурной организации (монотематизм), органной вязкости полифонизированного орк. письма и речитативов; ей свойственны полнозвучие сложной аккордики и свежесть быстрых модуляций. В музыкальном языке Франка многое определяется ocoбенностями органного изложения — четкость линии басового голоса, тесное расположение деревянных дух. инструментов, регистровый контраст орк. групп (напр., начало симфонии d-moll), плотность полифонич. фактуры, широкое использование имитационных форм. Синтезировав влияния И. С. Баха и Л. Бетховена, поздних романтиков (Р. Вагнер, Ф. Лист) и франц. (отчасти фламандской) нар. мелодики, Франк выработал свой индивидуальный стиль.

Наиболее известные симфонии (симфония d-moll), камерно-инструментальные (соната для скрипки и фп., струн. квартет D-dur), органные (3 хорала) и фортепианные (Прелюдия, хорал и фуга) произведения Франка относятся к позднему периоду творчества (к 80-м гг.; в этот период он писал также оперы, хор. соч., романсы). Им свойственны более непосредственная лирика, наполненная чувством любви к природе. Сочинения этого времени разнообразны по жанрам и формам (типы произв. фактически не повторяются), усложняется муз. язык, в т.ч. полифонич. средства, бульшую роль играют хроматизмы и пр.

В историю музыки Франк вошел как представитель т.н. движения обновления (см. Французская музыка). Гл. место в наследии Франка занимают инстр. соч.; им присущи обобщённость, интеллектуализм. Один из крупнейших франц. композиторов-мыслителей, вобравший в себя нац. традиции франц. и бельг. музыки, Франк сочетал в своем иск-ве филос. углублённость со свойственными лат. культуре ясностью, соотнесённостью чувства и разума; его отличали такие нац. франц. качества, как тонкость вкуса, блеск выражения.

Творчество Франка оказало влияние не только на совр. ему композиторов, но и на музыкантов более молодого поколения, среди них П. Дюка, К. Дебюсси («Дева-избранница», «Мученичество св. Себастьяна»), А. Онеггер (симфонии, «Царь Давид») и др. Наряду с И. Брамсом и М. Регером, а также С. И. Танеевым (он был знаком с Франком и высоко ценил его соч.), отчасти подготовил своим творчеством возникновение неоклассицизма в музыке 20 в.; в то же время гармонич. язык Франка предвосхитил нек-рые приемы импрессионизма.

Среди оркестровых сочинений Франка выделяется симфония d-moll — одно из лучших его произведений. Симфонические поэмы (исполняются реже) различаются по исполнительским средствам, композиции («Психея» — многочастное сочинение для солистов, хора и оркестра), степени сложности (непрограммные «Симфонические вариации» — разновидность двойных вариаций с чертами слитного цикла), жанровым признакам («Джинны» для фортепиано с оркестром — произведение, близкое к концерту). Программы его соч., основанные на античных, библейских сюжетах, а также образах нар. легенд, имеют философско-этич. аспект (напр., в «Пруклятом охотнике» проводится идея возмездия за злодеяние). Среди соч. Франка наиболее выраженный классич. характер имеют симфония и камерно-инстр. ансамбли; в них применен лейттематизм (позднее тот же приём развивал С. И. Танеев), а также симф. или конц. принципы (в этом отношении камерно-инстр. соч. Франка подобны камерно-инструментальным ансамблям И. Брамса и П. И. Чайковского).

Франк внёс новое и в фп. музыку: в его фп. циклах, к-рым не было равных по масштабу во франц. фп. лит-ре, кроме влияния клавирной музыки И. С. Баха и фп. соч. Бетховена, ощущается также воздействие фп. циклов Р. Шумана; фп. пьесы отмечены типичной для позднего Франка конструктивной сложностью (в Прелюдии, хорале и фуге — совмещение фуги и сонаты, соединение хорала и темы фуги в коде). Из органных соч. Франка особенно известны 3 хорала (1890), входящие в репертуар всех органистов Эти виртуозные пьесы — вершина орг. творчества Франка; здесь Франк достигает подлинно симф. размаха (хорал h-moll — редкий в музыке 19 в. пример вариаций на basso ostinato). Можно предполагать, что в них (особенно в лучшем из хоралов — а-moll’ном) сохранились отзвуки импровизаций их автора.

Меньшее место в творчестве Франка занимают романсы; однако они сыграли свою роль в развитии этого жанра во Франции, где продолжателями традиций Франка стали А. Дюпарк и Э. Шоссон. Ранние соч. Франка для голоса с фп. обнаруживают родство с песнями Ф. Шуберта, Э. Грига, поздние — с вок. лирикой Листа.

Оперы, а также оратории Франка (сам он особенно ценил «Заповеди блаженства»; К. Дебюсси считал эту музыку прекрасной) нередко исполняются во Франции, но за её пределами остаются наименее известной частью наследия композитора.

Брат Франка — Жозеф Франк (31 X 1825, Лейпциг — 20 XI 1891, Исси, близ Парижа) — скрипач, педагог, автор муз. сочинений и инструктивных работ, в т.ч. методич. руководств по гармонии.

Литература:

(В-ва О.), Ц. Франк, «РМГ», 1898, No 7; Школа Франка?, пер. с франц., там же, 1906, No 40, 41; Каратыгин В., Ц. Франк, в сб.: Музыкальная летопись, сб. 3, Л., 1926, то же, в его кн.: Избр. статьи, M. — Л., 1965; Шнеерсон Г., Музыка Франции, M., 1958, с. 36, 37; Алексеев А., Французская фортепьянная музыка конца XIX — начала XX века, M., 1961, с 57-86; Розеншильд К., Молодой Дебюсси и его современники, М., 1963; Протопопов Вл., История полифонии в её важнейших явлениях. Западноевропейская классика XVIII-XIX веков, M., 1965; Рогожинa H., Сезар Франк, M., 1969; Rolland R., Musiciens d’aujourd’hui, P., 1908 (рус. пер. — Роллан Р., Музыканты наших дней, P., 1923, то же, в его кн.: Собр. музыкально-исторических соч., т. 5, M., 1938); Tiersоt J., Un demi-siecle de la musique franзaise, P., 1924, ch. 7 (рус. пер. — Тьерсо Ж., Ц. Франк, в кн.: Французская музыка второй половины XIX века, сб. переводных работ, вступ. ст. и ред. M. С. Друскина, M., 1938, с. 99-113).

В. П. Фраёнов
Музыкальная энциклопедия под редакцией Ю. В. Келдыша. 1973–1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Концерт Термины и понятия
Шумовое оформление Термины и понятия

Персоналии

Франк, Сезар 21.12.2010 в 11:03

рекомендуем

смотрите также

Цимбалы Музыкальные инструменты
Академия Термины и понятия
Высота звука Термины и понятия
Перекидное жете Балет и танец
Трель Термины и понятия
Респонсорий Церковная музыка
Противосложение Термины и понятия
Четвертитоновая система Термины и понятия
Одноимённые тональности Термины и понятия
Древнегреческая музыка Национальные культуры

Реклама