Высота звука

Категории словаря

Высота звука — одно из основных качеств музыкального звука.

Понятие высоты звука связано с перенесением на музыку пространственных представлений. В. з. составляет форму восприятия человеком частоты колебаний звучащего тела и находится в прямой зависимости от неё — чем больше частота, тем выше звук, и наоборот. Восприятие В. з. зависит от физиологич. особенностей органа слуха. Для ясного восприятия высоты звук должен иметь гармонический или близкий к нему спектр (обертоны должны располагаться по т.н. натуральному звукоряду) и минимум шумовых призвуков; при отсутствии гармоничности (в звуках ксилофона, колоколов и др.) или при шумовом спектре (барабаны, там-там и т. п.) В. з. становится менее ясной или совсем не воспринимается. Звук должен быть достаточно продолжительным — в среднем регистре, напр., не короче 0,015 сек. На восприятие В. з. влияют также громкость звука, наличие или отсутствие вибрато, атака звука (форма динамич. изменений начала звука) и др. факторы.

В муз. психологии отмечают две стороны звуковысотного восприятия: интервальную, связанную с отношениями частот звуков, и тембровую, характеризующуюся ощущением изменения окраски звука — просветлением при повышении и потемнением при понижении. Интервальный компонент воспринимается в пределах от 16 гц (С2) и до 4000–4500 гц (примерно с5 — d5), тембровый — от 16 гц до 18 000–19 000 гц. За нижним пределом находится область инфразвуков, где ухо человека вообще не воспринимает колебательные движения как звук. Чувствительность слуха к небольшим изменениям В. з., характеризуемая порогом различения В. з., наиболее высока в диапазоне малая — 3-я октава; в крайних регистрах звуковысотная чувствительность снижается. По особенностям восприятия В. з. различают несколько типов звуковысотного слуха (см. Слух музыкальный): абсолютный (в т. ч. — тональный), относительный, или интервальный, а также интонационный. Как показали исследования сов. муз. акустика Н. А. Гарбузова, звуковысотный слух обладает зонной природой (см. Зона).

В муз. практике В. з. обозначается нотными, буквенными и числовыми знаками (см. Алфавит музыкальный), в акустике измеряется в герцах (число колебаний в сек.); в качестве мельчайшей единицы измерения В. з. применяется цент (сотая часть темперированного полутона).

Литература: Гарбузов H. A., Зонная природа звуковысотного слуха, М.-Л., 1948; Музыкальная акустика, Уч. пособие под ред. Н. А. Гарбузова, М., 1954. См. также лит. при ст. Акустика музыкальная.

Е. В. Назайкинский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Prestissimo, престиссимо Теория музыки
Pas marche, па марше Балет и танец

рекомендуем

смотрите также

Полиритмия Теория музыки
Юбиляция Церковная музыка
История музыки Термины и понятия
Сидней музыкальный Национальные культуры
Урок танца Балет и танец
Тапёр Термины и понятия
Кекуок (кэйкуок) Музыкальные жанры и формы
Гонг Национальные культуры
Классический танец Балет и танец
Киргизский балет Балет и танец

Реклама