Лист Ференц (Франц)

Категории словаря
Ференц (Франц) Лист / Franz Liszt

Творческий портрет Листа

Лист (Liszt) Ференц (Франц) (22 X 1811, дер. Доборьян, комитат Шопрон, Венгрия — 31 VII 1886, Байрёйт, Бавария) — венгерский композитор, пианист, дирижёр, педагог, музыкальный писатель и обществ. деятель.

Отец Л., смотритель овчарни князя М. Эстерхази, играл на мн. инструментах, пел, сочинял музыку. Под его рук. Л. в 6-летнем возрасте начал обучаться игре на фп. и через 3 года с успехом выступал публично. В 1821-22 продолжил занятия в Вене у К. Черни (фп.) и А. Сальери (композиция). В 1822-23 дал в Вене неск. концертов (на одном из них присутствовал Л. Бетховен); в 1823 в мае с огромным успехом выступал в Пеште, осенью переселился в Париж для завершения муз. образования. Однако директор Парижской консерватории Л. Керубини не принял Л. как иностранца. Нек-рое время Л. брал частные уроки по композиции у Ф. Паэра и А. Рейхи. В 1824-27 с триумфом концертировал во Франции и Великобритании. В эти годы им был написан ряд произв. для фп. (12 этюдов, «Бравурное аллегро», «Бравурное рондо» и др.), а также одноактная опера «Дон Санчо, или Замок Любви» (1825, Париж). С 1827, из-за неожиданной смерти отца, Л. был вынужден много выступать и давать уроки музыки. Впервые он задумывается над унизит. положением художника в обществе, его тяготят пошлые вкусы бурж. публики. Стремясь восполнить пробелы в образовании, он много читает, увлекается поэзией Дж. Г. Байрона, философией Ф. М. Вольтера, Ж. Ж. Руссо, Дж. Локка; испытывает сильное влияние франц. писателей-романтиков — В. Гюго, Ф. Шатобриана, А. Ламартина. Особенно его привлекают произв., направл. против социального неравенства. С энтузиазмом встречает Л. июльскую Революцию 1830. Он становится приверженцем учения Сен-Симона. Под непосредств. впечатлением революц. событий написал «Революционную симфонию» (осталась незавершённой). В 1834, после восстания лионских ткачей, создал фп. пьесу «Лион», взяв эпиграфом к ней знаменитый лозунг восставших «Жить в труде или умереть в борьбе». Общение с выдающимися музыкантами (Г. Берлиозом, Н. Паганини, Ф. Шопеном) и прогрессивными писателями (В. Гюго, Ж. Санд, О. Бальзаком, Г. Гейне и др.) ещё больше укрепило демократич. убеждения Л. и оказало плодотворное влияние на формирование его пианизма и композиторских принципов. Л. сближается также с аббатом Ф. Ламенне и серьёзно увлекается его учением (христианский социализм). Большую роль в творч. биографии Л. сыграла встреча в 1833 с писательницей М. дАгу (впоследствии публиковала статьи под псевдонимом Даниель Стерн). В 1835 Л. и М. д’Агу уехали в Швейцарию, где начали совместную жизнь; в 1837-39 путешествовали по Италии. В эти годы Л. много и плодотворно работал — сочинял, концертировал, преподавал (в Женевской консерватории). В сотрудничестве с д’Агу написал 6 статей (серия) «О положении людей искусства и об условиях их существования в обществе» (1835) и «Письма баккалавра музыки» (12 писем, 1837-1839). В них наряду с острой критикой бурж. общества и положения художников содержится ряд прогрессивных эстетич. суждений (о социальной значимости иск-ва, о программности и др.). Периодически Л. концертировал в Париже, пропагандируя классич. музыку, гл. обр. произв. Л. Бетховена. В 1837 Л. выступал там, состязаясь в игре с выдающимся австр. пианистом З. Тальбергом. В этот период им были написаны многочисл. оригинальные соч. для фп. — «Альбом путешественника» (своеобразный муз. дневник путешествий, частично послуживший материалом для цикла «Годы странствий»), фантазия-соната «После чтения Данте», 12 больших этюдов (впоследствии переработаны в «Этюды трансцендентного исполнения»), «Три сонета Петрарки» (1-я ред.), «Пляска смерти» и др., а также сделан ряд транскрипций и обр. для фп. (в т. ч. «Бравурные этюды по каприсам Паганини», переложения «Фантастической симфонии» Берлиоза, 5, 6 и 7-й симфоний Бетховена, увертюры «Вильгельм Телль» Россини, песен Шуберта, фантазии на темы из опер «Гугеноты», «Пуритане», «Лючия ди Ламмермур» и др.). Своей практикой транскрипций и оперных фантазий Л. не только расширил сферу применения фп., но и способствовал выработке и закреплению новых принципов программного инстр. творчества, выработал новый фп. стиль.

С 1838 началась интенсивная конц. деятельность Л. как пианиста-виртуоза. Поводом для больших конц. поездок послужила весть о наводнении в Венгрии, всколыхнувшая в нём патриотич. чувства; доход от б. ч. концертов, данных в Вене и др. городах, он внёс в фонд помощи пострадавшим. В 1839-40 Л. выступал в Венгрии, пожертвовав весь сбор с концертов на благотворит. цели (в т. ч. на учреждение в Пеште консерватории). Его повсюду встречали и чествовали как национального героя.

В 1840-е гг. Л. гастролировал во всех крупных городах Европы. Трижды (1842, 1843 и 1847) посетил Россию, с огромным успехом концертировал в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе, Елизаветграде. В Петербурге Л. познакомился с М. И. Глинкой и стал одним из самых горячих почитателей его творчества (в своих концертах импровизировал на темы из опер «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила»), сблизился с Мих. Ю. Виельгорским, бывал у В. Ф. Одоевского (в его доме сыграл с листа по рукоп. партитуре Глинки неск. номеров из «Руслана и Людмилы»). Тогда же Л. сделал ряд транскрипций произв. рус. композиторов, в т. ч. «Соловья» А. А. Алябьева и «Марша Черномора» Глинки. Во время гастролей в Киеве Л. познакомился с К. Витгенштейн, близкая дружба с к-рой продолжалась на протяжении всей его жизни (ей посвящены все симфонические поэмы Л.). В Елизаветграде в сент. 1847 он дал концерт, к-рым закончил свою карьеру виртуоза.

Конц. деятельность не принесла Л. полного удовлетворения. Великий преобразователь фп. игры, увлекавший слушателей стихийной силой своего артистич. темперамента, необычайной виртуозностью, поэзией и драматизмом исполнения, стремившийся сделать достоянием широкой аудитории шедевры мирового муз. иск-ва, часто оставался непонятым в своих лучших устремлениях. В 1848, приняв пост придв. капельмейстера в Веймаре, Л. отказался от деятельности виртуоза. С веймарским периодом жизни Л. (1848-61) связан расцвет его композиторского творчества. Здесь им созданы 2 симфонии — «Фауст-симфония» (по Гёте, 1854-57) и «Симфония к „Божественной комедии“ Данте» (1855-56) и 12 симф. поэм. Тогда же он создал «Два эпизода из „Фауста“ Ленау» для оркестра и много хор. и сольных вокальных произв. (среди них — шедевры песенной лирики), но гл. обр. самые значит. сочинения для фп., в т. ч. сонату h-moll (монументальное произв., по замыслу примыкающее к программно-симф. творчеству Л.), «Годы странствий» (цикл программных пьес, объединённых общей поэтич. идеей), «Этюды трансцендентного исполнения», «Поэтические и религиозные гармонии» (цикл из 10 пьес), 2 концерта (Es-dur и A-dur), «Фантазию на венгерские народные темы» и др. В Веймаре, где вокруг Л. объединилась группа видных музыкантов (X. Бюлов, Й. Рафф, П. Корнелиус, К. Таузиг и др.), образовавшая т. н. веймарскую школу, широко развернулась и муз.-популяризаторская деятельность Л. В качестве гл. дирижёра и худ. рук. оперного т-ра в Веймаре он поставил редко исполнявшиеся классич. оперы В. А. Моцарта, К. В. Глюка, Л. Бетховена и ряд опер совр. ему композиторов. Особенно много сделал Л. для пропаганды соч. Р. Вагнера (в т. ч. осуществил первую пост. «Лоэнгрина»), с к-рым долгое время находился в дружеских отношениях. Под упр. Л. были впервые исполнены также мн. симф. произведения др. композиторов. В своих муз.-критич. статьях этого периода (ок. 1855), непосредственно связанных с пропагандой оперных и симф. произв. (в т. ч. «Берлиоз и его симфония „Гарольд“» — «Berlioz und seine „Haroldsymphonie“», «Роберт Шуман», «„Орфей“ Глюка», «„Эврианта“ Вебера», «Летучий голландец» — «Der fliegende Hollдnder»), а также в монографии о Шопене, свидетельствующей о славянских симпатиях Л. и его восхищении гением Шопена, Л. отстаивал (хотя и не во всём последовательно) принципы демократич. иск-ва, резко выступал против формалистич. направления, возглавлявшегося Э. Гансликом, боролся с ремесленным профессионализмом, активно содействовал организации «Всеобщего немецкого музыкального союза» («Allgemeiner deutscher Musikverein»). Им был разработан план демократич. реформы оперного т-ра, что вызвало сильнейшее противодействие консервативно настроенных придв. и бурж. кругов Веймара. Не имея возможности продолжать работу в атмосфере сословных предрассудков, косности, равнодушия, филистерства и интриг, Л. в 1861 отказался от должности придв. капельмейстера. С этого времени он жил то в Риме, то в Пеште, периодами возвращаясь в Веймар. Не удовлетворённый своей обществ.-муз. деятельностью, он стал всё чаще поддаваться пессимистич. настроениям. В 1865, вскоре после того как выяснилась невозможность его брака с Витгенштейн, с к-рой он прожил до этого много лет и к-рая оказывала известное воздействие на эстетич. и идейные взгляды Л., он (не без её влияния) принял сан аббата. Однако Л. продолжал свою творч. деятельность (помимо многочисл. церк. сочинений, им в этот период созданы 2-й и 3-й «Мефисто-вальсы», в к-рых. получили дальнейшее развитие образы листовского скепсиса, «Фантазия и фуга на тему BACH», «Три забытых вальса», транскрипция «Смерти Изольды» Вагнера, транскрипция полонеза из оперы «Евгений Онегин» и др.). Л. по-прежнему был проницателен и зорок, темпераментен и непреклонен в своих художеств. убеждениях. Он ежегодно проводил неск. месяцев в Будапеште, являясь одним из гл. деятелей венг. муз. культуры; принимал деятельное участие в учреждении в 1875 Академии музыки, был её первым президентом, а также профессором; содействовал творч. работе лучших венг. музыкантов: Ф. Эркеля, М. Мошоньи, Э. Ременьи, К. Абраньи и др.; воспитал ряд видных венг. пианистов: А. Юхаса, И. Томана, А. Сенди, Г. Зичи и др. Л. преподавал также в Веймаре, куда к нему приезжали совершенствоваться музыканты из разных стран, нередко уже известные пианисты: А. И. Зилоти, В. В. Тиманова, А. Рейзенауэр, Э. д’Альбер, Э. Зауэр и др., причём со всеми учениками Л. занимался бесплатно.

Свой огромный авторитет Л. использовал для пропаганды нового передового иск-ва, следил за ростом молодых нац. муз. школ, оказывал поддержку композиторам, развивавшим муз. культуру своих народов (среди них Б. Сметана, Э. Григ, С. Франк, К. Сен-Санс, И. Альбенис). Но особенно внимательно он следил (как и в 1840-е гг.) за творчеством совр. ему композиторов России, пропагандировал их произв. на Западе. Кроме музыки Глинки, он высоко ценил соч. А. С. Даргомыжского, приветствовал демократич. критич. деятельность А. Н. Серова и В. В. Стасова, с симпатией отзывался о композиторах «Могучей кучки», изучал их произв. Он предугадал великое будущее рус. музыки и смело поставил всё дальнейшее развитие мирового муз. иск-ва в тесную связь с развитием рус. культуры. Радостно приветствовал Л. развитие рус. исполнит. иск-ва, высоко ценил игру бр. А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов и др. Осенью 1886 Л. по приглашению М. А. Балакирева, Стасова и др. собирался вновь посетить Петербург, чтобы установить ещё более тесный контакт с прогрессивными музыкантами России, но летом этого же года, во время Вагнеровского фестиваля, заболел и умер в Байрёйте.

Сложная и многогранная творч. деятельность Л. охватывает более 60 лет. Глубоко прогрессивная, просветительская по своей осн. направленности, она не была свободна от противоречий. В его личности причудливо переплетались передовые взгляды, сочувствие к нац. революционно-освободит. движению с утопич., слепой верой в учение о христианской любви, с разочарованием и политич. скепсисом; вера в нар. силы и ненависть к капиталистич. строю уживались в нём с мелкобурж. предрассудками и социальными заблуждениями. Эти идейные противоречия нашли отражение в его творчестве. Искренность, правдивость чувств в его музыке подчас сочетается с романтич. преувеличениями, искусственностью и пафосом, непосредственная эмоциональность — с нарочитой рефлексией, глубина содержания с внешним блеском.

Существует мнение, извращающее подлинное содержание иск-ва Л.: усиленно подчёркиваются его связи с франц. и нем. культурой (несомненно значительные и определявшие мн. стороны творчества Л.) и игнорируется его венг. нац. основа; нек-рые критики пытаются приписать ему «общеевропейский», «вненациональный» характер. В действительности творчество Л. твёрдо опиралось на нац. почву. В своих произв. Л. часто обращался к образам нар. жизни, быта своей родины, к её песням и танцам. Он использовал их и в своих симф. произв., ораториях и фп. пьесах. Мн. нац. особенности, характерные для венг. стиля вербункош (особенно заключительные ритмич. и мелодич. формулы и богатая, разнообразная фигурация) и чардаша (синкопированная пунктирная ритмика, сильная акцентировка и др.), а также нек-рые мелодич., гармонич. и ритмич. элементы венг. нар. музыки нашли применение в творчестве Л. Они сказались не только в его многочисл. обработках венг. нар. мелодий (особенно в «Венгерских рапсодиях», созданных в основном на материале гор. фольклора и представляющих собой как бы своеобразный муз. эпос венг. народа, его «патриотическую антологию»), но и в произв., вдохновлённых венг. нац.-освободит. движением, таких, как «Погребальное шествие», посв. памяти казнённых в 1849 венг. революционеров и имеющее подзаголовок «1849, Октябрь», «Плач о героях», также посв. памяти борцов за нац. освобождение и примыкающий по муз. содержанию к «Революционной симфонии», симф. поэма «Венгрия», повествующая о героич. прошлом страны, и фп. пьесы «Памяти Петефи», «Героический марш в венгерском стиле», «Венгерские исторические картины» и др. Стилистич. особенности венг. музыки проявились и в симф. поэмах «Битва гуннов» и «Мазепа», «Эстергомской (Гранской) мессе», «Венгерской коронационной мессе», оратории «Святая Елизавета» и др.

Гл. принцип творчества Л. — программность; в основе б. ч. его произв. лежит поэтически-сюжетный замыссл. С помощью программы Л. стремился установить взаимопонимание между художником и публикой, приблизить муз. иск-во к передовым идеям своего времени, сделать его действенным, образно-конкретным. Программная музыка привлекала Л. гл. обр. как жанр, несущий в себе элементы подлинного демократизма. Осн. эстетич. принципы Л. — обновление музыки путём её внутр. связи с поэзией, освобождение художеств. содержания от схематизма — раскрываются с наибольшей силой и полнотой в созданном им новом муз. жанре — программной одночастной симф. поэме. В симф. поэмах Л. наметил разл. пути развития этого жанра. Он сумел ярко воплотить в музыке образы мирового иск-ва (Фауст, Прометей, Орфей, Гамлет и др.). В центре творч. внимания Л. — сильная, интеллектуальная личность, борющаяся за высокие гуманистич. идеалы, стремящаяся к свету, свободе, счастью. Смелый новатор, Л. обогатил и расширил выразительные средства муз. иск-ва (мелодию, гармонию, инструментовку).

В инстр. мелодику Л. внёс элементы речевых интонаций, подчёркнутую декламационность, идущую подчас от приёмов ораторского иск-ва, ввёл принцип монотематизма, заключающийся в образовании совершенно различных по своему характеру тем из единой тематич. основы (сам Л. считал подобное превращение тем, основанное на технике свободного варьирования, развёртывания мотивов, гл. чертой своего композиционного метода). Л. часто прибегал к т. н. мелодии-характеристике, как бы обрисовывающей те или иные жизненные ситуации, мысли, чувства, причём направление, в к-ром происходит «характерная» трансформация мотива, всецело предопределяется поэтич. образом. Особенно значительны достижения Л. в области гармонии. В его муз. иск-ве впервые были столь разносторонне использованы средства гармонич. красочности (контрастные сопоставления, альтерированные гармонии, энгармонич. замены, использование старых натуральных ладов и др.). Л. был одним из крупнейших мастеров инструментовки, применившим ряд новых приёмов, основанных на глубоком проникновении в природу орк. тембров. Характерно, что и переворот, произведённый им в пианистич. иск-ве, был основан на симф. трактовке фп. Использование инструмента во всей его регистровой полноте, многокрасочности и динамичности предоставляло универсальные возможности для воспроизведения орк. звучаний и способствовало демократизации фп. игры, выведению её из ограниченной сферы камерности и салона в массовую аудиторию, в большой конц. зал. По меткому выражению Стасова, начиная с Л. «для фортепиано стало возможно всё»; Л. открыл «новую эру пианизма». Яркая образность, романтич. приподнятость, драматизм выражения, орк. красочность были теми средствами, с помощью к-рых Л. достиг высот исполнительского иск-ва, доступного широким кругам слушателей. В небывалом до Л. виртуозном размахе игры, в непринуждённой свободе исп. сказались и нац. особенности его иск-ва. Манера интерпретации Л. воспроизводила и развивала характерные черты венг. нар. импровизационности.

В последние годы жизни творч. устремления Л. существенно изменились — он пришёл к созданию особого, аскетич., лаконичного стиля, свободного от романтич. излишеств и преувеличений, и во многом предвосхитил муз.-выразительные средства 20 в.

Деятельность Л. сыграла большую роль в становлении венг. нац. композиторской и пианистич. школ и оказала большое влияние на развитие мировой муз. культуры.

Основные даты жизни и деятельности:

1811 — 22 X. В Доборьяне, близ Шопрона (Венгрия), в семье Адама Л. родился сын Ференц.

1817 — Начало обучения под рук. отца игре на фп.

1820 — X. 1-й публич. концерт в Шопроне. — 26 XI. Выступление в Пожони (Братиславе), получение субсидии от венг. магнатов на муз. образование.

1821 — Переезд с родителями в Вену.

1822 — Занятия у К. Черни (фп.) и А. Сальери (композиция). — Сочинение хорала «Tantum ergo» и вариации для фп. на вальс Диабелли.

1823 — V. Публич. концерты в Пеште. — Осень. Переезд в Париж. Начало занятий у Ф. Паэра.

1824 — 7 III. Первый публич. концерт в Париже. — Лето. Поездка в Англию.

1825 — VI. Конц. турне по Франции и Англии. — 17 X. Первое исп. оперы Л. «Дон Санчо» в Париже.

1826 — Занятия у А. Рейхи (композиция).

1827 — 28 VIII. Смерть отца в Булони.

1828 — Начало преподават. деятельности (частные уроки).

1829 — Сочинение 1-й оперной фантазии (по «Невесте» Д. Ф. Э. Обера).

1830 — VII. Наброски «Революционной симфонии». — 4 XII. Встреча с Г. Берлиозом.

1831 — 9 III. Присутствие на концерте Н. Паганини; наброски фантазии по мотивам Паганини.

1832 — 26 II. Присутствие на концерте Ф. Шопена в Париже.

1833 — Весна. Знакомство с М. д’Агу. — Переложение для фп. «Фантастической симфонии» Берлиоза.

1834 — Сочинение фп. пьес «Лион», «Видения», «Поэтические и религиозные гармонии» (1-я ред.). — Знакомство с Ф. Ламенне.

1835 — Совм. работа с М. д’Агу над серией статей «О положении художников и об условиях их существования в обществе». — 18 XII. Рождение первой дочери д’Агу и Л. — Бландины.

1836 — Концертирование в Париже. — Сочинение фантазии «Гугеноты», переложение для фп. симфонии «Гарольд в Италии» Берлиоза.

1837 — II-III. Состязание с пианистом З. Тальбергом в Париже. — Осень. Поездка в Италию. — Наброски фантазии-сонаты «После чтения Данте». — Переложение для фп. 5-й и 6-й симфоний Бетховена. — 25 XII. Рождение второй дочери д’Агу и Л. — Козимы.

1838 — IV. Концерты в Вене. — Сочинение «Этюдов по каприсам Паганини» и «24 больших этюдов для фортепиано». — Переложение для фп. 12 песен Ф. Шуберта и увертюры Россини «Вильгельм Телль».

1839 — 3 X. Предложение денег Бетховенскому комитету в Бонне на сооружение памятника Бетховену. — XI-XII. Концерты в Вене, Пожони и Пеште. — Наброски концерта A-dur для фп. с оркестром.

1840 — 11 I. 1-е выступление в качестве дирижёра (Пешт). — 1. III-X. Концерты в Лейпциге, городах Англии, Гамбурге.

1841 — Концерты в европ. странах (ежегодно до 1847). — Встреча с Р. Вагнером (в Париже). — Сочинение фантазий на темы опер «Дон Жуан», «Норма», «Роберт-Дьявол».

1842 — 16 IV — 28 V. Конц. поездка в Россию. Знакомство с М. И. Глинкой, В. Ф. Одоевским, В. В. Стасовым, А. Н. Серовым и др. — XI. Назначение придв. капельмейстером в Веймаре. Переложение для фп. органных фуг И. С. Баха. 1843. — V-VI. Выступления в Москве и Петербурге. — Издание 1-й книги песен («Лорелея» и др.).

1844 — 7 I. Начало капельмейстерской деятельности в Веймаре. — Издание 2-й книги песен («Когда я сплю» и др.). — Разрыв с М. д’Агу.

1845 — VII. Знакомство с Й. Раффом в Базеле. Сочинение произв. «Кузнец» (на сл. Ф. Ламенне). — VIII. Выступление в качестве дирижёра, пианиста и композитора («Торжественная кантата») на открытии памятника Бетховену в Бонне.

1846 — III. 1-е посещение А. Г. Рубинштейном Л. (в Вене).

1847 — II. Концерты в Киеве. — Знакомство с К. Витгенштейн. — Концерты в Одессе и Елизаветграде. — Конец деятельности Л. в качестве пианиста-виртуоза.

1848 — IV. Приезд к Л. в Веймар К. Витгенштейн. — Сочинение «Хора рабочих» и хора «Весёлый легион» (отклик на Революцию 1848), 3 конц. этюдов для фп. и др.

1849 — Лето. Сочинение и 1-е исп. (28 VIII) симф. поэмы «Тассо». — X. Сочинение «Погребального шествия» (отклик на поражение Революции 1849 в Венгрии).

1850 — 1-е исп. симф. поэм «Что слышно на горе» (II) и «Прометей» (24 VIII).

1851 — Сочинение симф. поэмы «Мазепа», «Этюдов трансцендентного исполнения» и др. — Издание 1-й и 2-й «Венгерских рапсодий».

1852 — Сочинение фп. «Фантазии на венгерские народные темы» и транскрипций вальсов Шуберта «Венские вечера».

1853 — VI. И. Брамс в гостях у Л. в Веймаре. — Завершение сонаты h-moll для фп. Сочинение симф. поэмы «Праздничные звуки», 2-й баллады и др. — Издание «Венгерских рапсодий» (с 3-й по 15-ю).

1854 — Первое авторское исп. симф. поэм «Прелюды», «Тассо» (в окончат. ред.), «Maзeпa», «Орфей», «Звуки празднества» (в Веймаре). — V-VI. 1-е посещение Веймара А. Г. Рубинштейном. — VI-VII. Сочинение симф. поэмы «Венгрия». — X. Завершение «Фауст-симфонии». — XI. Основание объединения «Нововеймарская школа» (см. Веймарская школа).

1855 — Работа над симфонией «Данте» и «Эстергомской (Гранской) мессой». — 17 II. 1-е исп. концерта для фп. с орк. Es-dur (в Веймаре).

1856 — 8 VII. Завершение «Симфонии к „Божественной комедии“ Данте». — 31 VIII. 1-е исп. «Гранской мессы». — Издание симф. поэм «Тассо», «Прометей», «Мазепа».

1857 — 1-е исп. симф. поэм: 7 I. «Что слышно на горе» (в окончат. ред.), 5 IX. «Идеалы», «Фауст-симфония», 5 IX. «Симфонии к „Божественной комедии“ Данте». — 7 XI. Завершение симф. поэмы «Битва гуннов».

1858 — Сочинение симф. поэмы «Гамлет». — XII. Отказ от должности оперного капельмейстера.

1859 — VI. Подготовка к организации Всеобщего нем. муз. союза. — 13 XII. Смерть сына Л. Даниеля в Берлине.

1860 — Сочинение траурной оды «Мёртвые» в память об умершем сыне. — Завершение 2 симф. эпизодов из «Фауста» Ленау («Ночное шествие» и «Мефисто-вальс»).

1861 — 8 III. 1-е (авторское) исп. «Мефисто-вальса» в Веймаре. — 7 VIII. Основание Всеобщего нем. муз. союза. — Отказ от должности придв. капельмейстера. — 17 VIII. Отъезд из Веймара. — 21 X. Приезд (после Берлина и Парижа) в Рим.

1862 — 11 IX. Смерть старшей дочери Л. Бландины. — Завершение оратории «Легенда о святой Елизавете». — XI. Сочинение «Вариаций на тему BACH».

1863 — Сочинение «Испанской рапсодии».

1864 — Переложение 9-й симфонии Бетховена для фп.

1865 — 25 IV. Посвящение Л. в духовный сан. −15 VIII. 1-е исп. «Легенды о святой Елизавете» в Пеште под упр. Л.

1866 — III. Последнее свидание с М. д’Агу в Париже. — 29 IX. Завершение оратории «Христос».

1867 — 14 IV. Завершение и 1-е исп. (8 VI) «Венгерской коронационной мессы» в Пеште. — 3 XII. Роспуск Нового Веймарского союза.

1868 — VIII. Начало работы над «Техническими упражнениями». — IX-XII. Пребывание на вилле д’Эсте в Италии.

1869 — 13 I. Возвращение в Веймар. — 20 I. Выступление в качестве пианиста в придв. концерте в Веймаре. Посещение Л. в Веймаре А. Г. Рубинштейном. — X-XII. Отдых и работа на вилле д’Эсте.

1870 — 29 V. Выступление в качестве дирижёра (9-я симфония Бетховена) в Веймаре.

1872 — X. 1-е посещение Байрёйта. — XI. Поездка на родину в дер. Доборьян.

1873 — 29 V. 1-е исп. оратории «Христос» (полностью) в Веймаре под упр. Л. — XI. Чествование Л. в Будапеште в связи с 50-летием творч. деятельности.

1875 — 10 III. Авторский концерт в Пеште. — 28 IV. 1-е исп. «Вариаций на тему BACH» в концерте в Ганновере. Основание Академии музыки в Пеште (избрание Л. президентом).

1876 — VIII. 1-я встреча с П. И. Чайковским (в Байрёйте на вагнеровских торжествах).

1877 — VII. Визит А. П. Бородина к Л. в Веймаре. — Сочинение фп. пьесы «Памяти Петёфи».

1878 — IV. Пребывание в Вене, Веймаре. — VIII. Л. в Байрёйте. — IX-XII. — Жизнь на вилле д’Эсте.

1879 — Краткое пребывание в разных городах Европы. — 30 XII. Выступление на вилле д’Эсте. 1880. — Сочинение 2-го «Мефисто-вальса».

1881 — X. Муз. празднества в Риме по случаю 70-летия со дня рождения Л.

1882 — I-II. Л. в Венеции, Вене и Будапеште. — XI. Посещение Л. в Веймаре А. Г. Рубинштейном и А. Никишем. — XII. Встреча Л. с Р. Вагнером в Венеции. — Сочинение 16-й «Венгерской рапсодии» и «Чардаша смерти».

1883 — VI-XII. Л. в Веймаре. Сочинение 3-го «Мефисто-вальса», «Мефисто-польки» и др.

1884 — V. Последнее выступление в качестве дирижёра в Веймаре.

1885 — Жизнь в Риме, Флоренции, Вене, Веймаре, Антверпене, Мюнхене. — Сочинение 18-й и 19-й «Венгерских рапсодий».

1886 — 21 I. Отъезд из Рима. — 10 III. Прощальный концерт в Будапеште. — 19 VII. Последнее публич. выступление Л.-пианиста (в Люксембурге). — 21 VII. Возвращение в Байрёйт. — 23-25 VII. Присутствие на спектаклях опер «Парсифаль» и «Тристан и Изольда». — 26-30 VII. Болезнь. — 31 VII. Смерть в Байрёйте.

Издания сочинений:

Собр. муз. произв. — Liszt F., Musikalische Werke, hrsg. von der Fr. Liszt-Stiftung, Lpz., с 1907 (всего вышло 34 тт.); Соч. для фп., под ред. и с коммент. Я. И. Мильштейна, М., с 1960 (к 1975 вышло 9 тт.); Оперные транскрипции, под ред. и с прим. В. Белова и К. Сорокина, (М.), с 1958 (к 1975 вышли 4 тт., ч. 1-9).

Литературные сочинения:

Gesammelte Schritten, hrsg. von L. Ramann, Bd 1-6, Lpz., 1880-83; в рус. пер. — Избр. статьи, пер. с нем. А. Бобовича и Н. Мамуны, М., 1959; Ф. Шопен, пер. с франц. С. А. Семеновского, М., 1936, 1956; отд. статьи в пер. и с коммент. А. Н. Серова в «Музыкальном и театральном вестнике» 1856-59; Письма бакалавра музыки, «Северный вестник», 1886, No 1, то же, «СМ», 1936, No 9.

Письма:

17 писем Франца Листа, «Музыкальное обозрение», 1886-1887, No 15-17; Переписка Фр. Листа с А. Г. Рубинштейном, «РМГ», 1896, No 8; Три письма Фр. Листа В. Ленцу. 1852-1858, «Музыка», 1912, No 62-63; Два письма Фр. Листа к В. Ленцу. 1866 и 1872, «Музыка», 1914, No 164-165; Письма Франца Листа, «СМ», 1936, No 1; Франц Лист. Письма к Сен-Сапсу, «СМ», 1936, No 7; Киселев В., Неизданные письма Ф. Листа (к П. И. Юргенсону), «СМ», 1951, No 7.

Литература:

Ла-Мара, Ф. Лист, в её кн.: Музыкально-характеристические этюды, т. 1, М., 1886; Трифонов П., Ф. Лист, Очерк жизни и деятельности, СПБ, 1887; Стасов В., Лист, Шуман и Берлиоз в России, СПБ, 1896; его же, Письма великого человека, «Северный вестник», 1893, No 3, 6; его же, Новая биография Листа, там же, 1894, No 11, 12; Зилоти A., Мои воспоминания о Ф. Листе, СПБ, 1911; то же, в кн.: А. И. Зилоти. Воспоминания и письма, Л., 1963; Тимофеев Г., Лист и русская музыка, в сб.: Энергия, (т. 3), СПБ, 1914; Письма А. П. Бородина, вып. 1-4, М. — Л., 1927-1950; Киселев В., Франц Лист и его отношение к русскому искусству, М., 1929; Мильштейн Я., Ф. Лист, т. 1-2, М., 1956, 1971;Сабольчи Б., Последние годы Ференца Листа, пер. с венг., Будапешт, 1959; Ласло Ж., Maтека Б., Ференц Лист. Жизнь и творчество в иллюстрациях и слове, пер. с венг., Будапешт, 1967.

Я. И. Мильштейн
Музыкальная энциклопедия под редакцией Ю. В. Келдыша. 1973–1982 гг.

Список произведений Листа
Жизненный и творческий путь Листа
Фортепианное творчество Листа
Симфоническое творчество Листа
Вокальное творчество Листа

реклама

вам может быть интересно

Канадская музыка Национальные культуры
Аккомпанемент Термины и понятия

Персоналии

Лист, Ференц 06.01.2011 в 13:25

рекомендуем

смотрите также

Тальянка Музыкальные инструменты
Chasse, шассе Балет и танец
Хорватская музыка Национальные культуры
Терция Термины и понятия
Югославская музыка Национальные культуры
Ars nova, арс нова Течения в искусстве
Cantus firmus, кантус фирмус Термины и понятия
Орган Музыкальные инструменты
Tutti, тутти Термины и понятия
Жанры балетные Балет и танец

Реклама