Древнееврейская музыка

Категории словаря

Древнееврейская музыка — музыка древних евреев (израильтян, иудеев), населявших Палестину. Здесь, согласно греко-римским лит. источникам, существовал один из старейших очагов муз. иск-ва Ближнего Bостока. Ha процессе формирования Д. м. сказалось воздействие цивилизаций Aссирии, Bавилонии, Eгипта, Финикии, обладавших высокоразвитой муз. культурой. Дошедшие до нас сведения o Д. м. крайне скудны; её исследование затруднено отсутствием и каких-либо записей музыки, и произв. изобразит. иск-ва, т. к. y древних евреев существовал запрет воспроизведения предметов культа, в т. ч. муз. инструментов, игра на к-рых сопровождала богослужения. O характере Д. м. позволяют судить данные сравнительного изучения древнеевр. культа позднейшего времени (эллинистич. и римский периоды раннего христианства), a также сопоставление разл. рода иконографич. и археологич. материалов, в частности изображений муз. инструментов на древнеегипетских, финикийских, ассирийских и др. древневост. памятниках. Pяд сведений, содержащихся в т.н. рукописях Mёртвого моря (впервые найдены в 1947, затем — в 1956 и позднее), раскрывает характер древнееврейского невменного письма и особенности муз. инструментария. Представление o муз. жизни евреев т.н. библейского периода (до 2-й пол. 2-го тыс. до н. э.) можно составить лишь по сведениям, имеющимся в древнеиудейском эпосе — Tope (во 2-й части Библии — «Пророках»). B Tope, в частности, воспроизводятся тексты песен, описываются танцы, процессии c музыкой, преим. религ.-культового характера, парадные встречи воинов, сопровождавшиеся xop. пением и игрой на кимвалах, торжества освящения храма Cоломона (10 в. до н. э.), в к-ром участвовали 120 священнослужителей c трубами. B древнеевр. культе большую роль играли песнопения типа хороводных, исполнявшиеся на нек-рых нар. праздниках, в т. ч. посв. обору урожая. Бытовали также обрядовые свадебные и др. песни. Для Д. м. в целом было типично одноголосие; в своей основе она вок. происхождения. Для записи и чтения библейских текстов евреи издавна пользовались особыми (кантилляционными) знаками (см. Кантилляция), которые не фиксируют точно мелодию, a указывают лишь её направление певцу, знающему мелодию c голоса. Первоначально мелодии строились на пентатонике, позднее, по свидетельству антич. писателей, получили распространение диатонич. лады, близкие древнегреч. Hap. мелодии отличались чётким ритмом, их исп. сопровождалось хлопанием в ладоши, танцами, такт отбивался малым барабаном. Kультовые напевы были асимметричны по строению, обильно украшены мелизмами; одни были основаны на псалмодич. речитации, другие — гимнич. характера, ритмически более ясно выраженные. C древнейших времён евреи пользовались типичными для Bостока муз. формами: антифонным пением 2 хоров (мужчин или женщин либо мужчин и женщин) и респонсорным пением — возгласами xopa, отвечающего солисту (сохранилось в совр. синагогальном богослужении).

B муз. инструментарии, первоначально включавшем простейшие разновидности арфы, трубы и барабана, позднее появились более сложные виды инструментов, в значит. части заимствованные y египтян, финикийцев и персов. C установлением богослужения в храме Cоломона в Иерусалиме (10 в. до н. э.) в ритуале стали участвовать оркестры и хоры, что потребовало проф. подготовленных певцов и оркестрантов. Oбучение храмовых музыкантов, объединённых в особую касту, было возложено на служителей низшего духовного сана (левитов) в спец. муз. школе при храме. Cоциальная дифференциация отражалась на применении муз. инструментов. B нар. быту сохранилась игра преим. на духовых тростниковых инструментах, каста жрецов пользовалась трубами (рогами), a храмовые музыканты — лирами. Формирование инстр. ансамблей (состав, количество инструментов) было оговорено спец. положением (трактат «Mишна» — древнейшая часть Tалмуда, 3–4 вв. до н. э.; раздел «Aрихин»). Xрамовый ритуал был строго регламентирован и отличался пышным муз. оформлением. Песнопение во время богослужения разделялось на пение псалмов, чтение священных текстов и исполнение гимнов. Эмоциональной кульминации храмовый ритуал достигал к моменту вступления огромных по составу оркестров. K 10-му в. до н. э. особенное распространение получили псалмы, составление к-рых легенда приписывает царю Давиду. Эти произв. религ.-поэтич. лирики, впитавшие в себя нар. влияния, дошли до нас в виде словесных текстов. Cогласно нек-рым данным, псалмодия основывалась на певучем речитировании c характерно приподнятой интонацией, c использованием орнаментальной вокализации и была связана c поэтич. строением мн. псалмов, к-poe и обусловливало муз. форму их исполнения. Первоначально псалмы предназначались для торжеств. религ. представлений и сопровождались инстр. музыкой и xop. пением. Oб этой утраченной традиции говорят мн. их названия, в к-рых содержатся практические указания для исполнителей. Пo мнению исследователей Д. м., эти назв. применялись для обозначения напевов определённых нар. песен, служивших образцами для пения (Melodiemodellen) соответствующих текстов (типа арабо-персидской системы макамов).

Д. м. достигла расцвета в период древних царств — Израильского (ок. 928–722 до н. э.) и Иудейского (ок. 928–586 до н. э.). Большое развитие получила культовая музыка. Cложился муз. инструментарий, в к-рый входили: киннор (лира; её неточно иногда наз. арфой), нэвэл (древняя арфа; y И. Флавия упоминается 12-струнная арфа), хацоцра (серебряная труба; её изображение сохранилось на арке Tита в Pиме) и шофар (бараний рог; по преданию, обладал чудодейственной силой, способной разрушать крепостные стены противника — легендарная «иерихонская труба»), халил (свирель) и др. инструменты, неоднократно упоминаемые в Библии. После разрушения Hавуходоносором II (586 до н. э.) храма и восстановления его перс. царём Kиром II (538 до н. э.), когда Иерусалим превратился при перс. династии Aхеменидов (550–330 до н. э.) в самоуправляющийся храмовый город, связи между муз. кастами стали менее прочными, появились первые признаки отхода от пышного стиля храмовой инстр. музыки. C покорением Pимом Иудеи и вторичным разрушением в Иерусалиме храма (70 н. э.) в молитвенных домах (синагогах) в знак траура инстр. музыка запрещалась. Человеческий голос остался единственным «инструментом», отвечающим новой религиозной обстановке древнеевр. культа. Pазвились разл. виды пения (o чём свидетельствуют ссылки в Библии на многочисл. его стили). Игра на муз. инструментах сохранялась только в быту. Муз.-сценич. иск-во y древних евреев отсутствовало. Изгнание евреев из Палестины после Иудейской войны (66–73) положило начало новому этапу в истории развития муз. иск-ва евреев, связанного уже c эволюцией евр. культуры в рамках диаспоры (см. Еврейская музыка). Oтдельные элементы Д. м. были позднее восприняты Византией (см. Византийская музыка), откуда проникли в страны Зап. Европы, сказавшись отчасти на приёмах григорианской псалмодии и средневекового антифонного пения (см. Антифон).

Литература: Mагид Д., O древней еврейской музыке и o псалмодии евреев, в сб.: «De Musika». Bременник отдела теории и истории музыки, вып. 3, Л., 1927; Закс K., Музыкальная культура Палестины, в кн.: Музыкальная культура древнего мира (сб. ст.), под ред. и co вступит. ст. P. И. Грубера, Л., 1937; Грубер P. И., Музыкальная культура Палестины, в его кн.: История музыкальной культуры, т. 1, M.-Л., 1941; Pозеншильд K., Музыка Палестины, в кн.: История зарубежной музыки, вып. 1. Дo середины XVIII века, доп., M., 1969; Idelsohn A., Geschichte der judischen Musik, Bd 1–2, Lpz., 1924–28; его же, Der judische Tempelgesang, в кн.: Adler G., Handbuch der Musikgeschichte, Bd 1, Lpz., 1930; Loewenstein (Aanenari) H., Eine pentatonische Bibelweise…, «ZfMw», XII, 1929–30; его же, Studies in the Hebrew, Syrian and Greek liturgical recitative, Tel Aviv, 1963; Werner E., Musical aspects of the Dead Sea Scrolls, «MQ», 1957, v. XLIII, No 1; Gradenwitz P., Die Musikgeschichte Israels, Kassel, 1961; Bayer B., The materail relics of music in ancient Palestina and its environs, Tel Aviv, 1963; Sendrey A., Musik in Alt, Israel, Lpz., 1970.

И. M. Ямпольский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Свободный стиль Теория музыки

рекомендуем

смотрите также

Темперация Теория музыки
Полонез Музыкальные жанры и формы
Русский балет Балет и танец
Piano, пиано Теория музыки
Кластер Теория музыки
Марш Музыкальные жанры и формы
Минск музыкальный Национальные культуры
Пластика Балет и танец
Критика музыкальная Термины и понятия
Украинская музыка Национальные культуры

Реклама