Piano Quintet (f-moll)
Если к симфоническому жанру Сезар Франк обратился только в последний период, то с камерной музыки начался его творческий путь.
Первые самостоятельные сочинения Франка — четыре фортепианных трио (1841—1842); причем в одном из них (fis-moll) уже отчетливо выявлен «циклический принцип»: все три части произведения основаны на проведении двух основных тем (первая остается неизменной, вторая трансформируется). Однако художественная ценность этих трио не столь значительна. Лишь несколько десятилетий спустя Франк вновь вернулся к данному жанру, создав шедевры мировой литературы: фортепианный квинтет f-moll (1878—1879), скрипичную сонату A-dur (1886), струнный квартет D-dur (1889).
Контрастно содержание квартета, где крайние части охвачены романтическим порывом, а в средних заметно претворение и «тристановских» томлений (Larghetto), и «воздушной» фантастики в духе Берлиоза (скерцо). Богатство психологических оттенков скреплено мудрой мотивной работой.
Аналогичны приемы образно-драматургического объединения частей и в квинтете: так, страстно-лирическая тема побочной партии первой части (см. пример 204) вплетается во вторую и третью части, где приобретает героически-призывный характер:
М. Друскин