Галантный стиль

Галантный стиль (от франц. galant — учтивый, вежливый, изысканный) — стиль европейской музыки начала и сер. 18 в. Называется также стилем рококо (франц. rococo) по аналогии с соответствующим стилем изобразительного искусства. Термин «галантный» первоначально служил для обозначения салонно-аристократической поэзии, тяготеющей к малым формам и выдержанной в игриво-эротических тонах.

К музыке термин впервые применен, по-видимому, И. Г. Вальтером («Praecepta», 1708, II, 10). Галантный стиль сформировался как антипод к «ученому» полифонич. стилю эпохи барокко. Идеологи галантного стиля считали, что судьей при оценке муз. произведения должно быть ухо любителя, ищущего в музыке наслаждения. Художеств. идеалами стали ясность, доступность, изящество, приятность. Музыка рассматривалась как подобие выразительной и вместе с тем утончённой речи, занимательной светской беседы. Характерно название пьес франц. композитора Г. Гийме: «Шесть сонат-квартетов, или Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» («Six sonates en quatuors, ou Conversations galantes et amusantes entre une flute traversiere, un violon, une basse de violon et un violoncelle», 1743).

Полифония уступила место гомофонии; напевная мелодия развёртывалась на фоне скупого и прозрачного гармонич. сопровождения. Мелодии обильно уснащались орнаментальными украшениями — мелизмами, как бы перекликаясь с богатой изукрашенностью деталей в архитектуре и декоративном иск-ве того времени. Ранее в каждой пьесе композиторы выражали один аффект (см. Аффектов теория). Теперь, стремясь к «приятному разнообразию», композиторы наполняли свои произведения контрастами, в т. ч. и динамическими. Из муз. жанров предпочтение оказывалось инстр. миниатюре разл. рода — портретно- изобразительной, пасторальной, танцевальной.

Исключит. значение для формирования галантного стиля имели франц. лютневая и в особенности клавесинная музыка (Ф. Куперен и Ж. Ф. Рамо создали образцы клавесинной миниатюры галантного стиля), итал. клавесинная музыка («упражнения», или сонаты, Д. Скарлатти и др.). В то же время галантный стиль проявился и в др. жанрах муз. иск-ва: в салонной песне-романсе, в опере, балете, порой превращавшихся в сюиты-дивертисменты. Таковы оперы-балеты «Венецианские празднества» («Le carnaval de Venise», 1699) A. Кампра, «Галантная Индия» («Les Indes galantes», 1735) Рамо. В числе первого поколения представителей галантного стиля — Р. Кайзер и Г. Ф. Телеман (Германия).

В творчестве представителей второго поколения галантного стиля Дж. Б. Перголези, Дж. Б. Саммартини, Б. Галуппи (Италия), И. Г. Грауна, Ф. Э. Баха и др. (Германия) выступают новые черты — стремление к особой выразительной насыщенности музыки, к нежности, элегантности музыкальных образов. В мелодике важнейшее значение приобретают интонации вздоха, в гармонии используются сопоставления мажора и минора, более развитые отклонения и модуляции. Галантный стиль перерастает в новый, «чувствительный» стиль.

В процессе развития «чувствительного» стиля выкристаллизовались новые муз.-эстетич. идеалы — естественность, правдивость, единство аффекта, одушевлённость и напевность мелодии, умение музыкой затрагивать человеческие сердца. Деятельность младших представителей галантного стиля и «чувствительного» стиля — сыновей И. С. Баха, композиторов мангеймской школы и венской предклассич. школы — непосредственно вела к формированию венской классической школы. Термин «галантный стиль» не получил всеобщего признания; многие исследователи, в частности советские, применяют вместо него понятия предклассического или ранне-классического стиля.

Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Орнаментика Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Перекидное жете Балет и танец
Шарманка Музыкальные инструменты
Авангардизм Термины и понятия
Серийная музыка Термины и понятия
Чтение с листа Термины и понятия
Золотое сечение в музыке Термины и понятия
София Города
Египетский балет Балет и танец
Музыковедение Термины и понятия

Реклама