Маргерит Лонг

Дата рождения
13.11.1874
Дата смерти
13.02.1966
Профессия
Страна
Франция
Маргерит Лонг / Marguerite Long

19 апреля 1955 года в Московской консерватории собрались представители музыкальной общественности нашей столицы, чтобы приветствовать выдающегося мастера французской культуры — Маргерит Лонг. Ректор консерватории А. В. Свешников вручил ей диплом почетного профессора — знак признания ее выдающихся заслуг в развитиии и пропаганде музыки.

Этому событию предшествовал вечер, надолго запечатлевшийся в памяти любителей музыки: М. Лонг играла в Большом зале Московской консерватории с оркестром. «Выступление прекрасной артистки,- писал тогда А. Гольденвейзер, — было поистине праздником искусства. С изумительным техническим совершенством, с юношеской свежестью Маргерит Лонг исполнила Концерт Равеля, посвященный ей знаменитым французским композитором. Многочисленная переполнившая зал публика восторженно приветствовала замечательную артистку, повторившую финал Концерта и сверх программы сыгравшую Балладу Форэ для фортепиано с оркестром».

Трудно было поверить, что этой энергичной, полной сил женщине уже больше 80-ти лет — так совершенна и свежа была ее игра. Между тем Маргерит Лонг завоевала симпатии аудитории еще в начале нашего века. Игре на фортепиано она училась у сестры — Клэр Лонг, а затем в Парижской консерватории у А. Мармонтеля.

Отличные пианистические данные позволили ей быстро овладеть обширным репертуаром, включавшим произведения классиков и романтиков — от Куперена и Моцарта до Бетховена и Шопена. Но довольно скоро определилось и главное направление ее деятельности — пропаганда творчества современных французских композиторов. Тесная дружба связывает ее с корифеями музыкального импрессионизма — Дебюсси и Равелем. Именно она стала первой исполнительницей ряда фортепианных сочинений этих композиторов, посвятивших ей немало страниц прекрасной музыки. Лонг познакомила слушателей с произведениями Роже-Дюкаса, Форэ, Флорана Шмитта, Луи Вьерна, Жоржа Миго, музыкантов знаменитой «Шестерки», а также Богуслава Мартину. Для этих и многих других музыкантов Маргерит Лонг была преданным другом, музой, вдохновлявшей их на создание замечательных сочинений, которым она первой давала жизнь на эстраде. И так продолжалось многие десятилетия. В знак признательности к артистке восемь видных французских музыкантов, в том числе Д. Мийо, Ж. Орик и Ф. Пуленк, преподнесли ей в качестве подарка к 80-летию специально написанные Вариации.

Концертная деятельность М. Лонг была особенно интенсивной до первой мировой войны. Впоследствии она несколько сократила число своих выступлений, отдавая все больше сил педагогике. С 1906 года она вела класс в Парижской консерватории, с 1920 года стала профессором высшего курса. Здесь под ее руководством прекрасную школу прошла целая плеяда пианистов, наиболее талантливые из которых снискали широкую известность; в их числе Ж. Феврие, Ж. Дойен, С. Франсуа, Ж.-М. Дарре. Все это не мешало ей время от времени гастролировать в Европе и за океаном; так, в 1932 году она совершила несколько поездок вместе с М. Равелем, познакомив слушателей с его Фортепианным концертом соль мажор.

В 1940 году, когда в Париж вошли фашисты, Лонг, не желая сотрудничать с оккупантами, вышла из состава педагогов консерватории. Позднее она создала собственную школу, где продолжала готовить пианистические кадры для Франции. В те же годы выдающаяся артистка стала инициатором еще одного начинания, увековечившего ее имя: вместе с Ж. Тибо она основала в 1943 году конкурс пианистов и скрипачей, проведение которого призвано было символизировать нерушимость традиций французской культуры. После войны конкурс этот стал международным и проводится регулярно, продолжая служить делу распространения искусства и взаимопониманию. Его лауреатами стали многие советские артисты.

В послевоенные годы все новые и новые ученики Лонг занимали достойное место на концертной эстраде — Ю. Буков, Ф. Антремон, Б. Рингейссен, А. Чикколини, П. Франкль и многие другие в огромной степени обязаны ей своими успехами. Но и сама артистка не сдавалась под напором молодежи. Ее игра сохраняла свою женственность, чисто французское изящество, но не утеряла и мужественной строгости, силы, и это придавало особую привлекательность ее выступлениям. Артистка активно гастролировала, сделала ряд записей, среди которых не только концерты и сольные сочинения, но и камерные ансамбли — сонаты Моцарта с Ж. Тибо, квартеты Форэ. В последний раз она выступила публично в 1959 году, но и после этого продолжала принимать активнейшее, участие в музыкальной жизни, оставалась членом жюри конкурса, носившего ее имя. Итог своей педагогической практике Лонг подвела в методическом труде «Le piano de Margerite Long» («Фортепиано Маргерит Лонг», 1958), в воспоминаниях о К. Дебюсси, Г. Форэ и М. Равеле (последние вышли уже после ее смерти в 1971 году).

Совершенно особое, почетное место принадлежит М. Лонг в истории франко-советских культурных связей. И до своего приезда в нашу столицу она радушно принимала у себя коллег — советских пианистов, участников конкурса ее имени. Впоследствии эти контакты стали еще теснее. Один из лучших учеников Лонг Ф. Антремон вспоминает: «Тесная дружба связывала ее с Э. Гилельсом и С. Рихтером, талант которых она сразу же оценила». Близкие артистки вспоминают, с каким восторгом встречала она представителей нашей страны, как радовалась каждому их успеху на конкурсе, носившем ее имя, называла их «мои маленькие русские». Незадолго до смерти Лонг получила приглашение быть почетной гостьей Конкурса имени Чайковского и мечтала о предстоящей поездке. «Они пришлют за мной специальный самолет. Я должна дожить до этого дня», — говорила она… Ей не хватило нескольких месяцев. После ее смерти французские газеты поместили слова Святослава Рихтера: «Не стало Маргерит Лонг. Золотая цепь, связывавшая нас с Дебюсси и Равелем, разорвалась»…

Цит.: Хентова С. «Маргарита Лонг». М., 1961.

Григорьев Л., Платек Я.


Лонг, Маргерит (фр. Marguerite Long; 13 XI 1874, Ним — 13 II 1966, Париж) — французская пианистка и педагог. Игре на фортепиано училась у сестры — Клэр Л. и в Муз. ин-те в Ниме, затем — у А. Мармонтеля в Парижской консерватории, где в 1906–40 преподавала (с 1920 профессор высшего курса). Организовала собственную школу фортепианной игры, подготовила многих крупных пианистов (Ж. Феврие, Ж. Дуайен, Ж. Берар, С. Франсуа, Ж. М. Дорре, Ю. Буков и др.) на основе разработанной ею и изложенной в инструктивных работах методики.

Лонг опиралась на исполнительские традиции французских клавесинистов, школы М. Клементи, К. Черни и М. Мошковского, широко использовала упражнения Т. Куллака, Ш. Л. Ганона и К. Таузига, особое внимание уделяя пальцевой технике и иск-ву педализации, вопросам туше, изяществу движений, гибкости техники арпеджио, роли legato и др.

Стремилась к реализации своих исполнительских принципов и как пианистка. Игра Лонг отличалась тонким художественным вкусом, техническим мастерством, изяществом отделки деталей и звуковым обаянием. Особенно много концертировала в 1903–13. Систематически пропагандировала произв. французских импрессионистов и композиторов «Шестёрки». Была первым исполнителем многих современных сочинений.

Лонг посвящен ряд произв., в т. ч. М. Равеля (концерт G-dur; исполняла его в 1932 под упр. автора, гастролируя в Зап. Европе и Юж. Америке), Г. Форе (Экспромт, ор. 91), Б. Мартину («Призрачные поезда»), Ф. Шмитта (цикл фп. пьес); 8 композиторов, в т. ч. Д. Мийо, Ж. Орик, Ф. Пуленк, посвятили ей вариации (коллективное соч. к 80-летию Л.). В последние годы жизни выступала и как лектор по франц. музыке.

В 1943 организовала с Ж. Тибо конкурс пианистов и скрипачей (с 1946 Междунар. конкурс пианистов и скрипачей им. М. Лонг и Ж. Тибо). Была почётным профессором Парижской и Московской консерваторий. В 1955 выступала в Москве.

Автор школы «Фортепьяно» (с 400 технич. упражнениями; «Le piano de Marguerite Long», 1958; рус. пер. предисловия — «Французская школа фортепиано», в сб.: «Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве», 1966, с. 208–35).

Литературные сочинения: Au piano avec Claude Debussy, P., 1960; Au piano avec Gabriel Faure (совм. с J. Weill), P., 1963; Au piano avec Maurice Ravel, P., 1971; в рус. пер. — Остров радости, «СМ», 1968, No 1, с. 71.

Литература: Хентова С. М., Маргарита Лонг, М., 1961; её же, Выдающаяся пианистка Франции. К 100-летию со дня рождения Маргариты Лонг, «МЖ», 1974, No 22, с. 17–18; Аджемов К. X., Встреча с Маргаритой Лонг, в его кн.: Незабываемое. Воспоминания, очерки и статьи, М., 1972, с. 135–40; Вlаuкоpf К., Marguerite Long, в кн.: Grosse Virtuosen, Teufen, 1954; Les concours M. Long et J. Thibaud, «RM», 1959; Weill J., Marguerite Long, une vie fascinante, P., 1969.

Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Ахим Фрайер Музыкальные и театральные деятели
Гийом Дюфаи Композиторы
Пьер Лакотт Танцовщики
Тамара Рохо Танцовщики
Люка Дебарг Пианисты

Реклама