Криста Людвиг

Дата рождения
16.03.1928
Дата смерти
24.04.2021
Профессия
Тип голоса
меццо-сопрано
Страна
Австрия, Германия
Криста Людвиг / Christa Ludwig

Людвиг, Криста (нем. Christa Ludwig; 16 III 1928, Берлин — 24 IV 2021, Клостернойбург, Австрия) — австрийская певица (меццо-сопрано).

Дочь певцов А. Людвига (тенор) и Е. Людвиг-Безаллы (контральто). Обучалась пению вначале под руководством отца, затем в музыкальной школе Франкфурта-на-Майне. В 1946 дебютировала на сцене Оперного театра во Франкфурте. С 1952 работала в Дармштадте, с 1954 — в Ганновере. С 1955 солистка Государственной оперы в Вене. С 1959 выступала в «Метрополитен-опера», с 1960 — в «Ла Скала».

Среди партий — Дорабелла, Керубино («Все они таковы», «Свадьба Фигаро» Моцарта), Октавиан и Маршальша («Кавалер розы»), Леонора («Фиделио»), Эболи («Дон Карлос»). В 1954–74 постоянная участница Зальцбургских фестивалей. Участвовала в исполнении 9-й симфонии Бетховена, ораториально-кантатных сочинений, выступает как камерная певица. Гастролировала в Москве с венской Государственной оперой (1971).

Литература: Lorenz Р., Christa Ludwig, Walter Berry, W., (1968).

Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Людвиг — одна из самых ярких и разносторонних певиц прошедшего столетия. «Когда общаешься с Кристой, — пишет один из зарубежных критиков, — этой мягкой, элегантной женщиной, всегда одетой по последней моде и с удивительным вкусом, сразу же располагающей своей доброжелательностью и сердечной теплотой, не можешь понять, где же, в каких тайниках ее сердца сокрыт этот подспудный драматизм художественного видения мира, позволяющий ей услышать в безмятежной шубертовской баркароле щемящую скорбь, превратить, казалось бы, светлую элегическую песню Брамса «Твои глаза» в потрясающий по своей выразительности монолог или передать все отчаяние и душевную боль малеровской песни «Земная жизнь».

Криста Людвиг родилась в Берлине 16 марта 1928 года в артистической семье. Ее отец Антон пел в оперных театрах Цюриха, Бреслау и Мюнхена. Мать Кристы, Евгения Безалла-Людвиг начинала свою карьеру как меццо-сопрано. Позднее она выступала как драматическое сопрано на сценах многих европейских театров.

«…Моя мама, Евгения Безалла, пела Фиделио и Электру, и еще ребенком я восхищалась ими. Позднее я сказала себе: „Спеть бы однажды Фиделио — и умереть“, — вспоминает Людвиг. — Тогда мне это казалось невероятным, так как в начале карьеры у меня было, к сожалению, не сопрано, а меццо-сопрано и вообще не было верхнего регистра. Прошло много времени, прежде чем я осмелилась взяться за драматические сопрановые роли. Это произошло в 1961–1962 годах, уже после 16-17-летнего пребывания на сцене…

…С четырех-пяти лет я почти постоянно присутствовала на всех уроках, которые давала моя мать. При мне часто проходилась с учениками какая-либо партия или фрагменты из нескольких ролей. Когда ученики кончали занятия, я принималась повторять — петь и играть все, что запоминала.

Затем стала посещать театр, где у моего отца была своя ложа, так что я могла видеть спектакли когда хотела. Еще девочкой я знала наизусть многие партии и часто выступала в роли своего рода „домашнего критика“. Могла, например, сказать матери, что в таком-то эпизоде она перепутала слова, а отцу — что хор пел нестройно или освещение было недостаточным».

Музыкальные способности девочки проявились рано: уже в шесть лет она уже довольно отчетливо выводила сложные пассажи, часто пела дуэты с матерью. Долгое время мать оставалась единственным вокальным педагогом Кристы, а академического образования она так и не получила. «У меня не было возможности учиться в консерватории, — вспоминает певица. — В то время, когда многие артисты моего поколения изучали музыку в классах, я, чтобы заработать себе на жизнь, с 17 лет начала выступать, сначала на концертной эстраде, а затем и в опере, — к счастье, у меня нашли очень хороший голос, и я пела все, что мне предлагали, — любую роль, если в ней были хотя бы одна или две реплики».

Зимой 1945/46 года Криста дебютировала в маленьких концертах в городе Гиссене. Добившись первого успеха, она едет на прослушивание в оперный театр Франкфурта-на-Майне. В сентябре 1946 года Людвиг становится солисткой этого театра. Ее первой ролью стал Орловский в оперетте Иоганна Штрауса «Летучая мышь». Целых шесть лет Криста пела во Франкфурте почти исключительно эпизодические роли. Причина? Молодая певица не могла с достаточной уверенностью брать высокие ноты: «Голос у меня шел вверх медленно — каждые шесть месяцев я прибавляла по полтона. Если даже в Венской опере на первых порах у меня не было нескольких нот в верхнем регистре, то можете себе представить, каковы были мои верха во Франкфурте!»

Но трудолюбие и упорство сделали свое дело. В оперных театрах Дармштадта (1952–1954) и Ганновера (1954–1955) она всего за три сезона спела центральные партии — Кармен, Эболи в «Доне Карлосе», Амнерис, Розину, Золушку, Дорабеллу в «Так поступают все женщины» Моцарта. Исполнила сразу пять вагнеровских ролей — Ортруду, Вальтрауту, Фрикку в «Валькирии», Венеру в «Тангейзере» и Кундри в «Парсифале». Так Людвиг уверенно вошла в число наиболее одаренных молодых певиц немецкой оперной сцены.

Осенью 1955 года певица дебютировала на сцене Венской государственной оперы в роли Керубино («Свадьба Фигаро»). В. В. Тимохин пишет: «В том же году опера была записана на пластинки с участием Кристы Людвиг (под управлением Карла Бема), и эта первая запись молодой певицы дает представление о звучании ее голоса в то время. Людвиг — Керубино — создание удивительное по своему обаянию, непосредственности, какой-то юношеской восторженности чувства. Голос артистки очень красив по тембру, но звучит он еще несколько „тонковато“, во всяком случае менее ярко и насыщенно, чем, например, в более поздних записях. Зато он идеально подходит к роли моцартовского влюбленного юноши и великолепно передает ту сердечную трепетность и нежность, которыми полны две знаменитые арии Керубино. На протяжении ряда лет образ Керубино в исполнении Людвиг украшал венский моцартовский ансамбль. Партнерами певицы по этому спектаклю были Элизабет Шварцкопф, Ирмгард Зеефрид, Сена Юринац, Эрих Кунц. Часто оперой дирижировал Герберт Караян, который хорошо знал Кристу еще с детства. Дело в том, что в свое время он был главным дирижером Городского оперного театра в Ахене и в ряде спектаклей — „Фиделио“, „Летучий голландец“ — Людвиг пела под его управлением».

Первые большие успехи певицы в крупнейших европейских и американских оперных театрах связаны с партиями Керубино, Дорабеллы и Октавиана. Она выступает в этих ролях в «Ла Скала» (1960), чикагском Лирическом театре (1959/60), в «Метрополитен-опера» (1959).

В. В. Тимохин отмечает: «Путь Кристы Людвиг к вершинам художественного мастерства не был отмечен неожиданными взлетами и падениями. С каждой новой ролью, подчас незаметно для широкой публики, брала певица новые для себя артистические рубежи, обогащала свою творческую палитру. Со всей очевидностью венская аудитория, может быть, поняла, в какую артистку выросла Людвиг, во время концертного исполнения оперы Вагнера «Риенци» в дни музыкального фестиваля 1960 года. Эту раннюю вагнеровскую оперу в наше время нигде не ставят, к тому же среди исполнителей были знаменитые певцы Сет Свангольм и Пауль Шеффлер. Дирижировал Йозеф Крипе. Но героиней вечера стала именно Криста Людвиг, которой была поручена партия Адриано. Запись сохранила это замечательное исполнение. Внутренний огонь, пылкость и сила воображения чувствуются у артистки в каждой фразе, а сам голос Людвиг покоряет сочностью, теплотой и бархатистой мягкостью тона. После большой арии Адриано зал устроил молодой певице громовую овацию. Это был образ, в котором угадывались очертания ее зрелых сценических созданий. Через три года Людвиг была удостоена высшего артистического отличия в Австрии — звания «Kammersangerin».

Мировую известность Людвиг снискала в первую очередь как вагнеровская певица. Нельзя не плениться ее Венерой в «Тангейзере». Героиня Кристы полна мягкой женственности и трепетного лиризма. Вместе с тем Венере свойственна большая сила воли, энергия и властность.

Во многом перекликается с образом Венеры другой образ — Кундри в «Парсифале», особенно в сцене обольщения Парсифаля во втором действии.

«Это было время, когда Караян всевозможные партии делил на части, которые исполняли разные певцы. Так было, например, в „Песни о земле“. И то же самое было с Кундри. Элизабет Хенген была Кундри-дикаркой и Кундри в третьем действии, а я была „соблазнительницей“ во втором действии. Ничего хорошего в этом, конечно, не было. Я совершенно не знала, откуда появляется Кундри и кто она такая. Но после этого я исполняла роль целиком. Это была также одна из моих последних ролей — с Джоном Викерсом. Его Парсифаль был одним из самых сильных впечатлений в моей сценической жизни. Сначала, когда Викерс появлялся на сцене, он олицетворял неподвижную фигуру, и, когда он начинал петь: „Amortas, die Wunde“, я просто рыдала, настолько это было сильно».

С начала 60-х годов певица периодически обращается к роли Леоноры в бетховенском «Фиделио», ставшей первым опытом артистки в освоении сопранового репертуара. И слушателей и критиков поразило звучание ее голоса в верхнем регистре — сочное, звонкое, яркое.

«Фиделио был для меня „трудным ребенком“, — говорит Людвиг. — Я помню это исполнение в Зальцбурге, я тогда так волновалась, что венский критик Франц Эндлер написал: „Мы желаем ей и всем нам более спокойных вечеров“. Тогда я подумала: „Он прав, я никогда больше не буду это петь“. Однажды, три года спустя, когда я была в Нью-Йорке, Биргит Нильсон сломала себе руку и не смогла петь Электру. И так как тогда не было принято отменять представления, директор Рудольф Бинг должен был что-то срочно придумать. Мне позвонили: „Вы не можете завтра спеть Фиделио?“ Я чувствовала, что я в голосе, и осмелилась — у меня совершенно не было времени, чтобы волноваться. Но Бем волновался ужасно. К счастью, все прошло очень хорошо, и я со спокойной совестью „сдала“ эту роль».

Казалось, что перед певицей открывается новое поле артистической деятельности. Однако продолжения не последовало, так как Людвиг побоялась потерять природные тембровые качества голоса.

Широко известны созданные Людвиг образы в операх Рихарда Штрауса: Красильщица в опере-сказке «Женщина без тени», Композитор в «Ариадне на Наксосе», Маршальша в «Кавалере роз». После исполнения этой роли в 1968 году в Вене пресса писала: «Людвиг — Маршальша — подлинное откровение спектакля. Она создала удивительно человечный, женственный, полный очарования, грации и благородства характер. Ее Маршальша подчас капризна, подчас задумчива и печальна, но нигде певица не впадает в сентиментальность. Это была сама жизнь и поэзия, а когда она находилась на сцене одна, как в финале первого действия, то вместе с Бернстайном они творили чудеса. Пожалуй, за всю свою блистательную историю в Вене музыка эта еще никогда не звучала так возвышенно и проникновенно». Маршальшу певица исполняла с большим успехом в «Метрополитен-опера» (1969), на Зальцбургском фестивале (1969), в оперном театре Сан-Франциско (1971), в чикагском Лирическом театре (1973), в «Гранд-опера» (1976/77).

Довольно часто Людвиг выступала на оперной сцене и на концертной эстраде во многих странах мира вместе с мужем, Вальтером Берри. Людвиг вышла замуж за солиста Венской оперы в 1957 году, и они прожили вместе тринадцать лет. Но совместные выступления не приносили им удовлетворения. Вспоминает Людвиг: «…он нервничал, я нервничала, мы очень раздражали друг друга. У него были более здоровые связки, он мог все время петь, по вечерам смеяться, говорить и пить — и у него никогда не садился голос. В то время как мне достаточно было где-нибудь повернуть нос в сторону двери — и я уже охрипла. И когда он справлялся со своим волнением, успокаивался — я еще больше волновалась! Но не это было причиной, по которой мы расстались. Мы развивались не столько вместе, сколько отдельно друг от друга».

На старте своей артистической карьеры Людвиг практически не пела в концертах. Позднее же она делала это все охотнее. В одном из интервью начала 70-х годов артистка говорила: «Я стараюсь делить свое время между оперной сценой и концертным залом примерно поровну. Причем в последние годы я несколько реже выступаю в опере и больше даю концертов. Происходит это потому, что для меня спеть в сотый раз Кармен или Амнерис — в артистическом отношении задача менее интересная, чем подготовить новую сольную программу или встретиться на концертной эстраде с талантливым дирижером».

Людвиг царила на мировой оперной сцене до середины 90-х годов. Одна из самых выдающихся камерных певиц современности с огромным успехом выступала в Лондоне, Париже, Милане, Гамбурге, Копенгагене, Будапеште, Люцерне, Афинах, Стокгольме, Гааге, Нью-Йорке, Чикаго, Лос-Анджелесе, Кливленде, Новом Орлеане. Свой последний концерт она дала в 1994 году.

Д. К. Самин


Криста Людвиг

Ее вокальный путь был предопределен с детства. Дочь певцов, Криста пошла по стопам родителей, поступив в Высшую музыкальную школу Франкфурта-на Майне. Там же в 1946 году и состоялся ее дебют в 18-летнем возрасте — молодая артистка исполнила партию Графа Орловского в «Летучей мыши». После довольно длительной карьеры в немецких театрах (Франкфурт, Дармштадт, Ганновер), певица в 1955 году выходит на международный уровень, дебютировав в Венской опере. Здесь «правил» в то время Карл Бём, который оценил мастерство певицы, особенно в партии Керубино. В том же году состоялось ее первое выступление на Зальцбургском фестивале (Композитор в «Ариадне на Наксосе»), где она в дальнейшем пела регулярно.

Карьера Людвиг развивалась успешно. Ее блестящие выступления в партиях Дорабеллы, Керубино, Октавиана выдвигают ее в ряд крупнейших мастеров оперной сцены. Она начинает сотрудничать с Вальтером Легге, основателем оркестра «Филармония», его женой, знаменитой певицей Элизабет Шварцкопф и дирижером Отто Клемперером. Среди дальнейших вех в карьере певицы также дебюты в Метрополитен (1959, Керубино) и Ла Скала, где в 1960–61 гг. она исполнила партии Керубино, Эболи, Октавиана. Пела Людвиг также на сцене Ковент-Гардена, в Байрейте (с 1966 года), гастролировала в 1971 году в Москве с Венской оперой. Один из спектаклей этих гастролей, «Кавалер розы» (3 октября), в котором певица исполнила партию Октавиана, был записан на пластинки (дирижер Йозеф Крипс).

Обладательница уникального голоса, Людвиг одинаково легко справлялась не только с меццовыми ролями, но и с партиями драматического сопрано, в которых она начала выступать с начала 60-х гг. Так в ее репертуаре появляются Леонора («Фиделио»), Дидона («Троянцы»), Маршальша, Жена Красильщика («Женщина без тени»). В 1970 году она с успехом выступила в Вене в роли Леди Макбет вместе с венским дебютантом Шериллом Милнсом в заглавной партии. Певице подвластны и вагнеровские партии (Ортруд, Кундри, Брангена, Фрика). Она записала партию Адальжизы вместе с Каллас (дирижер Туллио Серафин). В репертуаре Людвиг такие различные по темпераменту и стилистике роли как Эболи и Амнерис, Шарлотта («Вертер»), партии в старинных операх (Ифигения в «Ифигении в Авлиде», Октавия в «Коронации Поппеи»). Исполняла она и россиниевский репертуар (Золушка). Среди коронных ролей позднего периода особо следует выделить Клитемнестру в «Электре». Именно этой партией певица завершила в 1995 году на подмостках Венской оперы свою сценическую карьеру.

Людвиг оставила огромное наследие в области грамзаписи. С ней работали (кроме уже упомянутых) выдающиеся дирижеры Фуртвенглер, Караян, Джулини; вместе с Шолти певица участвовала в 1-й студийной записи «Кольца нибелунга»; несколько записей ею осуществлено с К.Бёмом, среди них надо отметить моцартовские «Так поступают все» (2 версии) и «Свадьбу Фигаро». Блестящим достижением является запись «Дон Жуана» с Клемперером (партия Донны Эльвиры).

Творческие интересы Людвиг распространялись и на современную музыку. Она была участницей ряда мировых премьер, среди которых наибольший интерес представляет «Визит старой дамы» Г. Эйнема (1971, партия Клэр). Певица также была ярким интерпретатором камерной и ораториальной музыки, произведений Баха, Бетховена, Брамса, Малера, Равеля и др.

В голосе Людвиг можно услышать редкостное сочетание звуковой густоты, свойственной меццо, с насыщенной яркостью красок прирожденного драматического сопрано. Восхищает необыкновенная музыкальность певицы. Именно она позволила ей убедительно интерпретировать столь различный по стилю репертуар.

Е. Цодоков

реклама

вам может быть интересно

Публикации

Записи

рекомендуем

смотрите также

Реклама