«Le Pauvre Matelot» (фр. Les Malheurs d'Orphée) — опера в 3 актах Дариюса Мийо, либретто Ж. Кокто (1926).
Премьера: 16 декабря 1927 года, «Опера комик», Париж.
В ином, чем «Несчастья Орфея», плане решена опера «Бедный матрос» (либретто Кокто), имеющая подзаголовок «complainte» — жалобная песнь. (Complainte — старинный жанр народной песни-баллады, повествующей о печальной судьбе героя; в более узком смысле слова — «жестокий романс».)
Она была написана в августе — сентябре 1926 года после длительного вынашивания замысла. Эта опера также разделена на три очень коротких акта и носит камерный характер, но камерность ее совсем иного плана.
Здесь всего четыре действующих лица, не наделенных именами. Это типичные фигуры маленьких людей, обитателей портового города. В основе либретто — факт судебной хроники: хозяйка портовой таверны с целью грабежа убивает богатого постояльца, не узнав в нем своего долго отсутствовавшего мужа.
Сюжет, развертывающийся в атмосфере быта городских низов, близок к веристской драме, но трактован без аффектации, даже несколько отчужденно от непосредственного выражения страстей.
Герои — не столько «носители эмоций», сколько «носители действия», строящегося на роковом недоразумении. Их партии малодифференцированны, однородны по музыкальному материалу. Музыка достоверно воссоздает общий колорит, дух повествования, характеристику среды, в которой совершаются события. Вся партитура пронизана единым ритмическим пульсом, то ускоряющимся, то замедляющимся; как остинато, звучат мелодические обороты модной тогда в портовых городах песни-танца «Жава». В баре играет механическое пианино.
На фоне типизированной бытовой музыки, танцевальной или тоскливо-песенной, действующие лица обмениваются распевного характера репликами. Их чувства находят выражение в тонко детализированных тембрах и гармонических красках оркестра. Несмотря на сдержанность повествовательного тона и обыденность, даже нарочитую банальность мелоса, именно музыка оказывается главной выразительницей житейской драмы.
И в «Несчастьях Орфея», и в «Бедном матросе» отчетливо проявляются демократические устремления автора: он придает истории верной любви деревенского костоправа и бродячей цыганки возвышенность античной трагедии, наделяет общечеловеческой значимостью происшествие из жизни городской бедноты.
Г. Т. Филенко
Источник: История зарубежной музыки, выпуск 6, 1999 г.