Зальцбургский Пасхальный фестиваль

Osterfestspiele Salzburg

Город
Зальцбург
Год основания
1967
Тип
Автор
Зальцбургский Пасхальный фестиваль / Osterfestspiele Salzburg. Фото: Matthias Creutziger

Зальцбург — город фестивальный, и Пасхальный фестиваль занимает в нём особое место. История этого проекта Герберта фон Караяна началась 19 марта 1967 с постановки вагнеровской «Валькирии». В одной точке сошлись садистский перфекционизм Караяна, открытие в 1951 году самодостаточного нарратива вагнеровских эпопей внуком композитора Виландом Вагнером, ещё более ценное открытие в 1957 года — открытие космоса — и всеобщая готовность вознестись над временем и пространством, охватившая мир после полёта Юрия Гагарина.

Масштабированием своих жизней и судеб озаботились моментально все. Караян, давно уже мысливший глобально, никак не мог остаться в стороне от набиравшей обороты глобализации, и его работа над вагнеровской тетралогией этому только способствовала.

С чем было связано желание Караяна создать в родном городе ещё один фестиваль? Композитор Рихард Вагнер создал в 1876 году свой фестиваль в Байройте, режиссёр Макс Райнхард в соавторстве с поэтом Гуго фон Гофмансталем и композитором Рихардом Штраусом создали свой фестиваль в Зальцбурге (современный Летний фестиваль), впитавший в себя традиции спорадических фестивальных программ конца XIX века, зальцбургский фонд «Моцартеум» с 1956 года начал проводить ежегодную «Неделю Моцарта»...

Регулярность появления является фундаментом узнавания, запоминания и увековечивания. Сегодня это знает каждый, а тогда проникновение идей Зигмунда Фрейда в маркетинговые технологии только начиналось. К тому же в 1960 году в Зальцбурге был построен один из лучших (если не сказать эталонный) по акустике Большой фестивальный зал, который вмещает более 2100 человек, которых нужно было как-то здесь собрать за их же собственные деньги (по этой ж причине в 1973 году возникнет и Троицкий фестиваль, возглавляемый сегодня Чечилией Бартоли).

Зальцбургский Пасхальный фестиваль / Osterfestspiele Salzburg. Фото: Matthias Creutziger

Об этом говорить не принято, но, кроме творческих амбиций и необходимости использования новой фестивальной площадки, была и третья причина — музыкальное руководство Берлинским филармоническим оркестром, который Г. фон Караян возглавил в 1954 году и который до 1963 года практически не имел крыши над головой: Караян был главным реформатором системы финансирования и оплаты симфонических выступлений (к слову, сама история Берлинского филармонического началась в 1882 году как раз с протеста группы музыкантов против пренебрежительного отношения к ним как обслуживающему персоналу), и увеличение дохода своих подопечных было для него совсем не последним делом. Ведь именно Берлинские филармоники на долгие годы стали резидентным оркестром фестиваля. Но справедливости ради напомним, что Пасхальный фестиваль был единственной возможностью услышать Берлинский филармонический оркестр как оркестр оперный.

После Караяна руководителями фестиваля были Георг Шолти (1992 — 1993), Клаудио Аббадо (1994 — 2002), Саймон Рэттл (2003 — 2012). Механизм смены руководства фестиваля, изначально бывшего своеобразным закрытым клубом, был предельно прост: главный дирижёр главного фестивального оркестра — Берлинских филармоников — автоматически оказывался во главе Пасхального фестиваля. В 2012 году Берлинский филармонический оркестр решил продолжить караяновскую традицию улучшения собственного финансового благосостояния и отказался от участия в фестивале в пользу более выгодного предложения, поступившего из Баден-Бадена.

С одной стороны, Зальцбург был возмущён, а с другой, как говорится, «деньги, товарищи, ещё никто не отменял». Но кроме финансовой составляющей, был здесь ещё и некоторый метафизический подтекст: Зальцбург, как и сам Караян, — это территория хоть и дружественного, но всё-таки другого (австрийского) культурно-исторического пространства, на котором Берлинским филармоникам волей не волей приходилось конкурировать с лучшим мировым коллективом — Венским филармоническим оркестром.

Зальцбургский Пасхальный фестиваль / Osterfestspiele Salzburg. Фото: Matthias Creutziger

Однако совсем скоро вслед за эрой сэра Саймона Рэттла, доведшего Берлинский филармонический до уровня виртуозности цирковой лошади, умеющей в бешеном темпе крутить фуэте на пятикопеечной монете, последует новая эра «австрийского» предводительства: в 2018 году этот прославленный коллектив возглавит австриец российского происхождения Кирилл Петренко.

Так, в 2013 году Пасхальный фестиваль возглавил маэстро Кристиан Тилеман — берлинец, с одной стороны, и ученик Караяна, с другой. Третьей стороной этого непревзойденного интерпретатора вагнеровской музыки является фактическое музыкальное руководство Байройтским фестивалем и, разумеется, Дрезденской государственной капеллой, коллектив которой и стал новым резидент-оркестром Пасхального фестиваля.

С первой же дебютной весны Тилеману удалось придать фестивалю своеобразный колорит авантюрного изящества, сделав ставку на афишу и имена (несмотря на высочайшее мастерство музыкантов Дрезденской капеллы, по сравнению с Берлинскими филармониками это коллектив всё-таки немного другого уровня). Разумеется, память о недосягаемости Берлинских филармоников в фестивальной атмосфере витала недолго: поклонники Берлинцев перебрались вслед за своими кумирами в Баден-Баден, тогда как Зальцбургский форум засиял совершенно новыми свежими красками.

Как наследник караяновских традиций, К. Тилеман в честь 50-летнего юбилея в 2017 году подготовил поистине фантастическую программу, ядром которой стало возобновление первой караяновской постановки вагнеровской «Валькирии» 1967 года.

Александр Курмачёв, Belcanto.ru

Фото: Matthias Creutziger

реклама

Публикации

Словарные статьи

рекомендуем

смотрите также

Реклама