Камиль Сен-Санс. «Персидские мелодии»

Композитор
Год создания
1870
Жанр
Страна
Франция
Камиль Сен-Санс / Camille Saint-Saëns

«Персидские мелодии» (фр. Mélodies persanes), Op. 26 — вокальный цикл для голоса и фортепиано французского композитора Камиля Сен-Санса на стихи Армана Рено (1870).

Литературной основой вокальной сюиты, созданной в 1870 г., послужила поэма французского поэта Армана Рено «Персидская ночь». Герой ее одержим страстями – сильными, но губительными. Он похищает свою возлюбленную, но счастье их оказывается недолгим – любимая отнята у него смертью. В отчаянии, надеясь забыть горе, он отправляется на войну – но ужасы войны рождают отвращение в его душе. В поисках душевного покоя он присоединяется к дервишам – и в конечном итоге умирает, опьяненный опиумом. Присутствие темы войны в творчестве Сен-Санса не случайно – шла франко-прусская война, и композитор сражался с оружием в руках в качестве солдата Четвертого батальона Национальной гвардии Сены.

Образ Востока в «Персидских мелодиях» предстает не как нечто объективное и реальное, а скорее как представление французского композитора о Востоке (нечто подобное можно наблюдать в творении соотечественника Сен-Санса – в опере «Искатели жемчуга» Жоржа Бизе). Характерные черты музыкальной ориентальности (характерные альтерации, звучание «пустых» квинт, остинатные фигуры) используются композитором довольно скупо, но очень изящно. Сен-Санс уделяет внимание не столько «этнографической достоверности», сколько эмоциональному содержанию произведения – в целом довольно сумрачного (в такое тяжелое время вряд ли могло родиться нечто светлое). Бурные порывы чувств не приводят ни к чему, сменяясь состоянием оцепенения.

Некоторые номера сюиты имеют посвящения. Первый номер – «Бриз» – умиротворенный, но исполненный грации, посвящен Полине Виардо. Вторая миниатюра – «Пустое великолепие» – поражает мастерством разработки фактуры.

Третью часть – «Одинокая» – композитор посвятил Августе Хольмес. «Мы все влюблены в нее», – так говорил Сен-Санс о себе и музыкантах, составлявших его окружение. Августа Хольмес была не только прекрасной женщиной, но и талантливым композитором. Трудно сказать, насколько глубокой была та «влюбленность», о которой говорил композитор, но любовная тоска передана в «Одинокой» очень убедительно – томные интонации с повышением отдельных ступеней лада, минор, сменяющийся одноименным мажором, появление несимметричного размера (7/4).

Совсем иные чувства выражены в воинственном четвертом номере – «С саблей в руке». Открывается он тревожной фанфарной интонацией, этот же тревожный «клич» получает развитие в фортепианной постлюдии.

В пятом номере – «На кладбище» – особенно много деталей, создающих восточный колорит: остинатный бас, «ползущие» хроматизмы. Несмотря на мрачное содержание, этот романс написан в мажорном ладу, что подчеркивает благородную сдержанность чувств.

Завершает цикл романс «Кружение», который композитор снабдил подзаголовком «сновидение от опиума». Фортепианная партия действительно «кружится», и в этом стремительном вихре несутся то возбужденные, но уныло-бессильные вокальные интонации. В конце романса «кружащиеся» фортепианные фигурации смолкают в высоком регистре, словно полностью «растворившись» в состоянии опьянения.

Первым исполнителем вокального цикла «Персидские мелодии» стал друг Камиля Сен-Санса – Анри Реньо. Это был разносторонне одаренный человек – талантливый живописец, певец, обладающий прекрасным голосом. Русский музыкальный критик Владимир Васильевич Стасов назвал его «могучим мыслью и кистью художником», подразумевая страстность его искусства (трудно сказать, что объединяло его с Сен-Сансом, чей творческий облик всегда отличала некоторая сдержанность чувств, но, возможно, это был один из тех случаев, о которых принято говорить: «Противоположности сходятся»). Анри Реньо суждено было стать одним из тех, чьи жизни унесла франко-прусская война – он ушел в ополчение, и в январе 1871 г. молодой талантливый певец и художник погиб в битве при Бюзенвале. Смерть друга стала тяжелым ударом для Камиля Сен-Санса, который к тому времени был уже демобилизован – получив печальное известие, он три дня провел в слезах и одиночестве. На похоронах Реньо композитор играл в храме святого Августина на органе, и одним из произведений, исполненных Сен-Сансом в тот день в память о друге, стал четвертый номер вокального цикла «Персидские мелодии» – «На кладбище».

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама