Оперные корифеи 20 века

Фёдор Шаляпин

В начале нынешнего года оргкомитет оперной премии "Casta Diva" (председатель жюри премии - Михаил Мугинштейн) обнародовал занимательный рейтинг-лист (точнее - список), посвященный итогам ХХ века в мировом оперном искусстве (он представлен в конце нашей статьи). Собственно, было опубликовано два списка. В первый вошли 100 наиболее значимых деятелей оперы истекшего столетия (за исключением тех, кто зарекомендовал себя в конце века, в последние 10-15 лет). Второй - "Опера на рубеже веков" - включает в себя мастеров, которые, по меткому выражению авторов идеи, "ведут корабль Оперы в ХХI век". Поэтому в первом списке нет сравнительно новых имен, таких как Ч.Бартоли, О.Бородина, Р.Аланья, Т.Хэмпсон и т. д. О них отдельный разговор. Сейчас же речь пойдет об основном рейтинге.

Сотня лучших мастеров оперного жанра минувшего века (композиторы, дирижеры, режиссеры и сценографы, певцы) - такая, какой ее представляют себе достаточно известные специалисты и эксперты - это любопытно! Впрочем, все подводные камни и возможные критические стрелы авторы этой затеи прекрасно себе представляли, что заранее и оговорили в комментарии к списку имен. Основными критериями (и в то же время оговорками, призванными объяснить относительность выбора) стали - "всемирность личности, выдающийся вклад в искусство", соотнесенные с "оперными представлениями в России и гармоничным распределением по репертуару, амплуа, периодам и странам". В конце комментариев следует знаменательная фраза: "Разумеется, у каждого оперомана свои герои. Надеемся на общность интересов. По крайней мере 100 героев - даже не своих - помогут ориентироваться в огромном пространстве оперы".

Что ж! Доставим себе удовольствие и попробуем поиграть в предложенную игру. Возможно, мы и не стали бы этим заниматься, но недавно оживившаяся дискуссия на сходные темы на форуме Мариинки подогрела наше желание "ввязаться" в это дело. Итак…

Список композиторов, в целом, бесспорен и почти исчерпывающ, ибо… узок их круг, не так много бесспорных претендентов за пределами обозначенной "чертовой дюжины". Разве что, на пограничье есть вопросы. Место Орфа вполне мог бы занять, например, Хиндемит, а место Пендерецкого - Берио или, допустим, Гласс. С Гершвиным могли бы конкурировать Менотти или Вольф-Феррари (если и не умением, так числом - "шутка!"). Где-то рядом "маячат" Бузони, Типпетт, Хенце… все, в принципе, понятно. Но вот отсутствия одного имени я "не прощу" авторам рейтинга - Пуленк! Ярчайший талант. Все его оперы востребованы, регулярно идут на театральных сценах. Он вполне достоин вхождения в список избранных.

С дирижерами все сложнее. Безусловно, все перечисленные маэстро - крупнейшие музыканты. Однако надо помнить, что речь идет о рейтинге оперных дирижеров. Таким образом, незаслуженно "забыты" такие важные для истории жанра фигуры (по алфавиту), как Ансерме, Бичем, Боданцки, Вотто, Гавадзени, Гуи, Де Сабата, Кейлберт, Кнаппертсбуш, Монте, Серафин, Синополи, Фричай, уже не говоря о ряде более "молодых". Возникают также вопросы и по русскому "корпусу". Например, обрусевший чех В.Сук сделал очень много для развития оперного искусства нашей страны. А Хайкин или Добровейн? А Кусевицкий? Да, опера не была для последнего главным делом, но была ли она таковым, например, для Бернстайна? Вопросы можно продолжать (я не перечислил еще многих превосходных дирижеров - Йохум, Клюитенс, Маккерас, Маркевич, Претр, Санти, Эреде и т. д.). А как можно было "забыть" Стоковского?

Здесь уместно поговорить о причинах такого "конфуза" экспертов. Именно тут выявилась изначальная противоречивость самой идеи и принципа ее осуществления. Во-первых, слишком уж искусство не подверстывается под спортивные показатели. Затем - "уровень планки". Если бы в списке фигурировали только, допустим, Малер, Вальтер, Тосканини, Фуртвенглер и еще два-три имени, то, как ни парадоксально, вопросов было бы меньше. Но наличие Ливайна, Маазеля, Меты, того же Бернстайна (разумеется, вполне достойных) вынуждает задаться вопросом: а что, такой-то или иной (см. вышеперечисленных) менее значим?

Таким образом, на мой взгляд, подобного рода списки имеют какой-то смысл только в двух случаях. Либо мы говорим о нескольких (3-5) легендарных личностях (а в это понятие входит не только мастерство, но и историческая роль, и наличие выходящей за пределы искусства славы и харизмы), либо список должен быть достаточно большим! Чтобы не приходилось "резать по живому". Еще ярче это проявляется в списках певцов, к которым мы сейчас и обратимся. Но прежде - небольшое лирическое отступление, призванное подтвердить сделанный вывод.

Мои "оперные университеты" проходили под знаком дружбы с одним знатоком-любителем оперы и вокала. Этот, поистине феноменальный человек, разбирается в данном деле как никто другой. Его эрудиция и, что более важно, вкус вызывают восхищение. Взгляды подкреплены богатейшей коллекцией записей, насчитывающей тысячи и тысячи единиц хранения. Трактовки, особенности голоса тех или иных исполнителей (физиологические, регистровые, тембровые) - все это он не просто знал и умел разъяснить. Это было им прочувствовано. Нет нужды говорить, что его предпочтения в этой области достаточно сильно отличаются от общепризнанных табелей о рангах, в которых отражались, зачастую, не подлинные качества того или иного явления, исполнителя, а всякого рода легенды, журналистские и мемуарные измышления и бредни или, как бы сказали сейчас, "пиаровские акции", не имеющие ничего общего с подлинным искусством. Я, разумеется, не собираюсь здесь излагать его вкусы, а хочу сказать лишь одно: когда однажды, еще на заре нашего знакомства, я попросил его обрисовать мне круг наиболее почитаемых им певцов, он сказал буквально следующее: "Или это будет список из нескольких сотен артистов, или я вообще отказываюсь говорить на эту тему". А далее он стал доказывать мне, что тех, кого мы называем гениальными, ни в коем случае нельзя противопоставлять другим, например, "просто" выдающимся. Ибо нет всесторонних и всеохватывающих исполнителей. У каждого есть свои достоинства и пределы. Один достиг небывалого в одном репертуаре, но его палитра оказывается ограниченной для другого (можно привести убедительные примеры среди таких корифеев, как Шаляпин, Каллас, Корелли, Нильссон, Паваротти, та же Бартоли).

Действительно, на самом деле очень часто путают гениальность, "великость" с легендарностью. Эта последняя, как мы уже говорили выше, включает в себя многие элементы славы (перипетии личной жизни, громкие эпизоды карьеры, связанные с историческими событиями, искаженные временем воспоминания очевидцев и проч., и проч.), находящиеся за пределами прекрасного. При этом, к артистам (и, вообще, к исполнителям, интерпретаторам) эпитет "гениальный" следует применять значительно осторожнее, нежели к авторам произведений искусства, композиторам. Автор-творец создает уникальный мир, новую реальность, воплощенную в артефакте, имеющем достаточную степень тождественности самому себе. Искусство же исполнителя - процесс. Процесс преходящий и от этого весьма эфемерный. Во-первых, нет, и не может быть, двух одинаковых исполнений даже у одного артиста. Во-вторых, в исполнительстве очень много сопутствующих факторов и наслоений исторического, психологического и даже, если хотите, физиологического свойства, связанных с конкретными обстоятельствами отдельно взятого выступления, а также наличием второй активной стороны этого процесса - слушателя. Каждый слушатель тоже неповторим, у каждого "свое ухо" (если говорить о музыке), свои биоритмы, если угодно. Поэтому не так уж и смешно, когда кто-либо называет (как это часто можно наблюдать на том же форуме Мариинки) своего любимого певца, одно имя которого может вызвать у других недоумение. Конечно, весьма часто такая "нелепость" объясняется непрофессионализмом или имеет "местечковое" происхождение, но иногда и нет! И уж, по крайней мере, протеста она вызывает лично у меня меньше, чем очередное неуемное восхваление раскрученного идола.

Таким образом, исполнительское искусство (и его восприятие), в силу вышесказанного, сильнее подвержено субъективизму, историческим изменениям, исторической моде, если угодно. Вообще, исторический прогресс (если его можно назвать прогрессом) - разрушительная штука. Только неисчерпаемость и устойчивость артефакта пытается противостоять ему (и то далеко не всегда). Каждый же факт исполнительства - конечен и ограничен временем (несмотря на все попытки грамзаписи зафиксировать его навечно).

Кстати, о грамзаписи. Полагают, что ее появление наконец-то смогло увековечить акт исполнительства. Да, благодаря этому изобретению мы значительно расширили свои представление о голосах многих великих певцов прошлого. Но у грамзаписи есть свои рифы. Старые фонограммы весьма несовершенны и не дают адекватного представления о явлении. Новые, наоборот, слишком совершенны по своим технологиям! Появляется возможность манипулировать исполнительством, "улучшать качество пения" (здесь уже вступают в свои права звукорежиссеры, способные одного выпятить, а другого "задвинуть" - есть и такие случаи). Сколько мы знаем примеров, когда тот или иной певец, чудесно звучащий на пластинке, оказывался не столь безупречным в живом звучании...

Так вот, теперь о вокалистах. В списках, разумеется, нет случайных имен. Но это не спасает его от всех тех проблем и вопросов, которые я только что изложил. Начнем с певиц. Сразу вызывает недоумение следующий факт. Между началом карьеры Обуховой (1916) и Шварцкопф (1938) пролегло 22 года! Что, в этот период не было ни одного впечатляющего дебюта? Полноте! Вот, навскидку - Биду Сайян (1924), Мафальда Фаверо (1925), Мария Канилья (1930), Мария Чеботари (1931) и т.д.

А как быть с представителями восточноевропейских школ? Их в списке, практически, нет. Где венгерки Мария Ифогюн и Ева Мартон, уроженки Румынии Иляна Котрубаш (Котрубас), и Юлия Варади, Гена Димитрова и Райна Кабаиванска из Болгарии, чешка Эмма Дестин (Дестинова), Зинка Миланова из Югославии или Роза Раиза из Польши? Рассмотрим "географию" шире. Нет несравненной турчанки Лейлы Генчер, яркой уроженки Новой Зеландии Кири Те Канавы. Кстати для экспертов словно бы не существует и французской школы (Лили Понс, Дениз Дюваль, Режин Креспен и др.). Можно идти также от ролей. Тогда, скажите, пожалуйста, где одна из лучших Турандот - Ева Тёрнер, или Чио-Чио-сан - Личия Альбанезе? Тут же (в связи с "Мадам Баттерфляй") вспоминается и Соломия Крушельницкая, которой восхищались Пуччини, Р.Штраус, Тосканини, Гатти-Казацца. А как быть со славной Кармен - Кончитой Супервиа, прославившейся также и в россиниевских партиях колоратурного меццо. Нет и великолепной Эльвиры Де Идальго (среди ее учеников, кстати, Каллас, Генчер), которая гастролировала в России, часто пела с Шаляпиным (это я к тому, что она-то уж должна соотноситься с "оперными представлениями в России").

Далее продолжаю без комментариев. Просто необъяснимо отсутствие Тоти даль Монте, Магды Оливеро, Джульетты Симионато, Беверли Силс, Ренаты Скотто, Миреллы Френи...

Особый разговор о русской школе. Советский режим изолировал многих выдающихся певцов от мирового оперного процесса. Ряд талантливых артистов он "выдавил" в эмиграцию, их имена, практически, многие годы замалчивались. Значительно медленнее развивалась и отечественная индустрия грамзаписи. Это мешает созданию взвешенной, объективной картины. Тем не менее, надо помнить о Лидии Липковской и Марианне Черкасской, отдавать должное Ксении Держинской, Валерии Барсовой, Тамаре Милашкиной и многим другим.

Та же "песня" у нас выходит и с певцами-мужчинами. Чтобы немного сменить тактику нашей дискуссии, будем отталкиваться от голосов. Среди теноров первого ряда "обижены" (по алфавиту) Карло Бергонци, Франко Бонизолли, Джованни Дзенателло, Джузеппе Ди Стефано, Альфредо Краус, Джакомо Лаури-Вольпи, Джованни Мартинелли, Аурелиано Пертиле, Питер Пирс, Дмитрий Смирнов, Жорж Тиль; среди баритонов - Георгий Бакланов, Этторе Бастианини, Джино Беки, Ренато Брузон, Джузеппе Де Лука, Джорджо Дзанканаро, Пьеро Каппуччилли, Джордж Лондон, Шеррилл Милнс, Роландо Панераи, Леонард Уоррен; среди басов - Николай Гяуров, Энцо Дара, Надзарено Де Анджелис, Адам Дидур, Танкреди Пазеро, Сэмюэл Рэми.

Еще несколько слов о басах. Можно было бы и дать место одному из представителей финской школы (Борг, Салминен, Тальвела)! А как быть с русскими "богатырями" Александром Пироговым или Иваном Петровым, которому сама дочь Шаляпина (Марина) подарила в Милане сделанный искусным бутафором по старинным русским образцам "перстень Годунова", с которым великий бас не расставался, исполняя партию Бориса.

Среди контратеноров не удостоен вниманием патриарх этого амплуа в 20 веке Альфред Деллер, а также еще один крупнейший мастер Пол Эссвуд.

Про режиссеров и сценографов говорить долго не будем. Это дело "гиблое". Пока мы не проясним себе, вообще, их роль в оперном искусстве. В противном случае так и будут вне конкуренции гениальные Станиславский и Мейерхольд, для которых опера была, в общем-то, не главным делом жизни, а академическая фигура Бориса Покровского будет соседствовать с радикальным Патрисом Шеро. Не бесспорны достижения на оперной ниве Лукино Висконти, будь он хоть трижды гениальным теа- и кинорежиссером, как, впрочем, и не попавшего (слава Богу!) в список Питера Брука, тоже слегка "пошалившего" в этом жанре. И одиноко останутся "мерцать" в вышине те, кто действительно отдал много сил именно опере, кто понимал ее "самость" как никто другой, - Франко Дзеффирелли и Жан-Пьер Поннель. Кстати, если есть Мейерхольд, то почему нет Макса Рейнхардта, оказавшего такое влияние на Р.Штрауса? Не следовало бы забывать и роль Адольфа Аппиа. Особое место в развитии оперной сценографии занимают русские художники "серебряного века". Но в списке только А.Головин. А как же быть с А.Бенуа, И.Билибиным, М.Врубелем, К.Коровиным, Н.Рерихом, С.Судейкиным?..

Разумеется, многие скажут, что эти противоречия неизбежны, что нельзя подходить к таким затеям чересчур серьезно. Возможно. Но зачем нужны рейтинги, вызывающие больше вопросов, чем ответов? Помогут ли они лучше "ориентироваться в огромном пространстве оперы"?

Такой вот получается "пейзаж после битвы"...

Евгений Цодоков


100 героев оперы 20 века

все деятели оперы в каждом разделе списка расположены в хронологическом порядке по дате дебюта на оперной сцене

Композиторы

Джакомо Пуччини, итал., 1884 (здесь и далее - дата дебюта на оперной сцене)
Рихард Штраус, нем., 1894
Леош Яначек, чешск., 1894
Клод Дебюсси, франц., 1902
Игорь Стравинский, русск., 1914
Сергей Прокофьев, русск., 1921
Арнольд Шёнберг, австр., 1924
Альбан Берг, австр., 1925
Дмитрий Шостакович, русск., 1930
Джордж Гершвин, америк., 1935
Карл Орф, нем., 1937
Бенджамин Бриттен, англ., 1945
Кшиштоф Пендерецкий, польск., 1969

Дирижеры

Густав Малер, австр., 1881
Артуро Тосканини, итал., 1886
Бруно Вальтер, нем., 1894
Отто Клемперер, нем./израил., 1906
Самуил Самосуд, русск., 1910
Эрих Клайбер, австр./аргент., 1911
Вильгельм Фуртвенглер, нем., 1911
Клеменс Краусс, австр., 1913
Карл Бём, австр., 1917
Фриц Буш, нем., 1918
Николай Голованов, русск., 1919
Димитриос Митропулос, америк., 1921
Александр Мелик-Пашаев, русск., 1923
Герберт фон Караян, австр., 1929
Георг Шолти, венгр./англ., 1938
Лорин Маазель, америк., 1941
Леонард Бернстайн, америк., 1944
Карло Мария Джулини, итал., 1944
Вольфганг Заваллиш, нем., 1947
Карлос Клайбер, аргент., 1952
Николаус Арнонкур, австр., 1957
Зубин Мета, индийск., 1959
Клаудио Аббадо, итал., 1960
Риккардо Мути, итал., 1966
Джеймс Ливайн, америк., 1971

Режиссеры и сценографы

Александр Головин, русск. сцен., 1900
Альфред Роллер, австр. сцен., 1903
Всеволод Мейерхольд, русск. реж., 1909
Константин Станиславский, русск. реж., 1921
Вальтер Фельзенштейн, австр. реж., 1926
Виланд Вагнер, нем. реж., сцен., 1936
Борис Покровский, русск. реж., 1939
Джорджо Стрелер, итал., реж., 1947
Жан-Пьер Поннель, франц. реж., сцен., 1952
Франко Дзеффирелли, итал. реж., сцен., 1953
Лукино Висконти, итал. реж., 1954
Патрис Шеро, франц. реж., 1969

Певицы

Антонина Нежданова, русск. С, 1900
Амелита Галли-Курчи, итал. С, 1906
Лотте Леман, нем. С, 1910
Кирстен Флагстад, норвеж. С, 1913
Надежда Обухова, русск. Мс, 1916
Элизабет Шварцкопф, нем. С, 1938
Федора Барбьери, итал. Мс, 1940
Мария Каллас, греч./америк. С, 1941
Рената Тебальди, итал. С, 1944
Виктория де Лос Анхелес, испан. С, 1945
Биргит Нильссон, швед. С, 1946
Леони Ризанек, австр. С, 1949
Джоан Сазерленд, австрал. С, 1950
Леонтин Прайс, америк. С, 1951
Галина Вишневская, русск. С, 1952
Ирина Архипова, русск. Мс, 1954
Мэрилин Хорн, америк. Мс, 1954
Монтсеррат Кабалье, испан. С, 1956
Тереза Берганса, испан. Мс, 1957
Фьоренца Коссотто, итал. Мс, 1957
Грейс Бамбри, америк. Мс, 1960
Елена Образцова, русск. Мс, 1963
Агнес Бальтса, греч. Мс, 1968
Эдита Груберова, чешск. С, 1968
Джесси Норман, америк. С, 1969

Певцы

Федор Шаляпин, русск. Б, 1890
Леонид Собинов, русск. Т, 1894
Энрико Карузо, итал. Т, 1895
Титта Руффо, итал. Бр, 1898
Тито Скипа, итал. Т, 1910
Лауриц Мельхиор, датск. Т, 1913
Беньямино Джильи, итал. Т, 1914
Эцио Пинца, итал. Б, 1914
Александр Кипнис, русск./америк. Б, 1915
Марк Рейзен, русск. Б, 1921
Сергей Лемешев, русск. Т, 1926
Юсси Бьёрлинг, швед. Т, 1930
Павел Лисициан, арм. Бр, 1935
Тито Гобби, итал. Бр, 1937
Марио Дель Монако, итал. Т, 1939
Чезаре Сьепи, итал. Б, 1941
Борис Христов, болгар. Б, 1946
Дитрих Фишер-Дискау, нем. Бр, 1948
Николай Гедда, швед. Т, 1951
Франко Корелли, итал. Т, 1951
Фриц Вундерлих, нем. Т, 1955
Пласидо Доминго, испан. Т., 1961
Лучано Паваротти, итал. Т, 1961
Руджиеро Раймонди, итал. Б/Бр, 1964
Хосе Каррерас, испан. Т., 1970

Условные сокращения:
С - сопрано, Мс - меццо-сопрано, Т - тенор, Бр - баритон, Б - бас, реж. - режиссёр, сцен. - сценограф.

реклама