
Сараджев (настоящая фамилия — Сараджян) Константин Соломонович (27 IX (9 X) 1877, Дербент — 22 VII 1954, Ереван) — советский дирижёр, педагог, музыкальный деятель. Народный артист Армянской ССР (1945). Герой Труда (1921).
В 1898 окончил Московскую консерваторию по классу скрипки у И. В. Гржимали (изучал контрапункт у С. И. Танеева). Позднее совершенствовался у О. Шевчика в Праге. С 1900 был концертмейстером оркестра Московской частной русской оперы. В 1905–06 занимался у А. Никиша (дирижирование) в Лейпциге. По возвращении в Россию (1908) вёл разностороннюю музыкальную деятельность в Москве; руководил классами скрипки и музыкальной грамоты в Народной консерватории, выступал как скрипач-солист (участвовал также в камерно-инструментальных ансамблях) и дирижёр. Руководил Общедоступными симфоническими концертами в Сокольниках (1908–10), оперой Сергиевско-Алексеевского народного дома (1911–12), заведовал музыкальной частью «Свободного театра» (1913–14, дирижировал здесь постановкой «Сорочинской ярмарки»).
После Великой Октябрьской социалистической революции Сараджев активно участвовал в строительстве советской культуры. Работал как оперный и симфонический дирижёр в Саратове (1918–19) и Ростове-на-Дону (1920), возглавлял Государственный институт театрального искусства в Москве (1922–24), был профессором Московской консерватории (1922–35). Среди его учеников — Г. Е. Будагян, Л. М. Гинзбург, М. И. Паверман, В. О. Хайкин, Ю. М. Тимофеев. Осуществил силами студентов консерватории постановки опер «Хованщина» (1927) и «Черевички» Чайковского (1928). В 1924–35 возглавлял любительский симфонический оркестр (с 1926 имени Сараджева).
В 1935–39 дирижёр Армянского театра оперы и балета; участвовал в постановках оперы «Русалка» (1938), балетов «Бахчисарайский фонтан» (1939), «Гаянэ» (1947) и др. Способствовал росту мастерства многих оперных артистов, в т. ч. А. Б. Даниэлян, Т. Т. Сазандарян. С 1936 профессор (в 1936–37 и с 1940 директор) Ереванской консерватории.
Деятельность Сараджева сыграла значительную роль в развитии музыкальной культуры Армении. Его исполнение отличалось высоким профессионализмом, дирижерская техника была выразительной и ясной. Владея большим классическим репертуаром, Сараджев включал в свои концертные программы многие новые произведения молодых композиторов. Был горячим пропагандистом симфонических произведений Н. Я. Мясковского, С. С. Прокофьева.
Литература: Тигранов Г., Константин Сараджев, Ер., 1961 (на арм. яз.); К. С. Сараджев. Статьи, воспоминания, М., 1962.
Е. Я. Рацер
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
В деятельности Сараджева как бы олицетворяется преемственная связь советской музыкальной культуры с русской классикой. Творческая личность молодого музыканта складывалась в Московской консерватории под благотворным влиянием его учителей — С. Танеева, И. Гржимали, В. Сафонова, Н. Кашкина, Г. Конюса, М. Ипполитова-Иванова.
Окончив консерваторию в 1898 году, Сараджев начал выступать с самостоятельными концертами как скрипач. Он даже ездил в Прагу, чтобы совершенствоваться у известного скрипача О. Шевчика. Однако уже в те годы он мечтал стать дирижером. В 1904 году Сараджев отправился в Лейпциг для занятий с А. Никишем. Выдающийся дирижер высоко ценил способности своего ученика, приехавшего из России. Профессор Г. Тигранов пишет: «Под руководством Никиша Сараджев выработал отличную дирижерскую технику — тот выразительный, четкий и пластически ясный жест, то умение подчинять оркестр своим художественным целям, которые, совершенствуясь и обогащаясь, впоследствии легли в основу его собственного исполнительского стиля».
По возвращении в Москву Сараджев с удивительной энергией отдался разносторонней музыкальной деятельности, начав в 1908 году свою дирижерскую карьеру и с уникальной быстротой осваивал артист сложнейшие партитуры. Так, по свидетельству Г. Конюса, за четыре месяца 1910 года Сараджев продирижировал 31 концертом. В программы вошло около 50 крупных оркестровых сочинений и 75 более мелких. При этом многие из них прозвучали впервые. Сараджев представил на суд русских слушателей новые произведения Дебюсси, Стравинского, Прокофьева, Равеля, Мясковского и других авторов.
«Вечера современной музыки», основанные им совместно с музыкальным критиком В. Держановским, сыграли громадную роль в развитии культурной жизни Москвы. Одновременно в Сергиевско-Алексеевском Народном доме он дирижировал оперными спектаклями, осуществив здесь интересные постановки «Черевичек» Чайковского, «Измены» Ипполитова-Иванова, «Алеко» Рахманинова, «Свадьбы Фигаро» Моцарта, «Вертера» Массне. Конюс писал тогда, что «в лице Сараджева Москва имеет неутомимого, преданного толкователя и комментатора произведений музыкального искусства. Отдавая свой талант разучиванию не только признанных творений, но в той же мере и творений, ожидающих признания, Сараджев тем самым оказывает неоценимую услугу самому отечественному творчеству».
Приветствуя Великую Октябрьскую революцию, Сараджев с радостью отдал свои силы строительству молодой советской культуры. Продолжая дирижерскую деятельность в разных городах СССР (оперные театры в Саратове, Ростове-на-Дону), он был также одним из первых артистов нашей страны, успешно выступавших за рубежом и пропагандировавших там советскую музыку.
Сараджев преподает в учебных заведениях, организует музыкальные ансамбли и оркестры, как профессиональные, так и самодеятельные. Вся эта работа очень увлекала Сараджева, который, по словам Б. Хайкина, «был музыкантом демократического направления». По его инициативе в Московской консерватории открылся дирижерский факультет. Создание советской дирижерской школы — во многом заслуга Сараджева. Он воспитал плеяду молодых музыкантов, среди которых Б. Хайкин, М. Паверман, Л. Гинзбург, С. Горчаков, Г. Будагян и другие.
С 1935 года Сараджев жил в Ереване и внес значительный вклад в развитие армянской музыкальной культуры. Руководитель и главный дирижер Ереванского театра оперы и балета (1935—1940), он в то же время был одним из организаторов, а затем и художественным руководителем Армянской филармонии; с 1936 года маститый музыкант — директор Ереванской консерватории. И везде деятельность Сараджева оставила неизгладимый и плодотворный след.
Литература: К. С. Сараджев. Статьи, воспоминания, М., 1962.
Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.