Elena Smirnova
Окончила Петроградское театральное училище в 1906 (ученица М. Фокина, П. Гердта), артистка Мариинского театра в 1906-20 (с 1916 балерина); в 1909 участвовала в «Русском сезоне» в Париже.
Первая исполнительница партий: Мерседес («Андалузиана» на муз. Ж. Бизе), Роза («Роман бутона розы»); др. партии (1917-20): Аспиччия («Дочь фараона»), Раймонда, Сванильда; Изора («Синяя Борода»), Никия; Нирити («Талисман»), Аврора, Эсмеральда, Медора, Одетта — Одиллия; Фенелла (опера «Фенелла»), Царь-девица, Китри, Лиза; Армида («Павильон Армиды»).
В 1922-26 прима-балерина труппы «Русский романтический балет» (партии: Коломбина в «Карнавале», Мерседес, Жизель и др.), с 1928 педагог танца в Буэнос-Айресе.
Смирнова еще в училище слыла вундеркиндом. Критика тепло откликнулась на ее выступление в выпускном спектакле. «Г-жа Смирнова вполне готовая танцовщица, сильная и элегантная. Она одинаково хорошо управляется с корпусом и, по-видимому, не знает устали».
Большие способности балерины (она с легкостью выучивала и запоминала не только вариации, но и целые партии) быстро раскрылись и на сцене театра. Танцуя преимущественно классический репертуар, она всегда демонстрировала необычайную выносливость, легкость и точность, безукоризненную технику.
В течение двух сезонов (1918/19, 1919/20) Смирнова была единственной танцовщицей ГАТОБа, носящей звание балерины. Танцевала много ведущих партий, но лучшей из них была, пожалуй, Аврора, чей образ создавался средствами совершенного классического танца.
Литература: Красовская В. Е. А. Смирнова. —В кн.: Русский балетный театр начала XX века. Л., 1972, т. 2.
А. Деген, И. Ступников