Симфоническое творчество Рихарда Штрауса

Symphony music

Композитор
Жанр
Страна
Германия
Рихард Штраус в 1922 году

Основные жанры творчества Рихарда Штрауса — симфоническая поэма и опера.

Одночастные поэмы Штрауса, отличающиеся блестящей оркестровкой, нередко с монотематическим развитием, применением лейтмотивов и трансформацией тем, представляют собой развитие этого жанра, введённого Ф. Листом. Характерные для поэм портретность, конкретность образов, театральность и свободное применение изобразительных приёмов во многом идут от традиций Г. Берлиоза.

В основе ряда симфонических поэм Штрауса лежат образы мировой литературы. Первая из них — поэма «Макбет» по У. Шекспиру (1-я редакция, 1887) отличается суровым, мрачным колоритом.

Широко известна поэма «Дон Жуан» по Н. Ленау (1889), ведущая идея которой — непостоянство как следствие стремления к идеалу. Образы её ярки и красочны, музыкальное развитие захватывает стремительностью.

В поэме «Весёлые забавы Тиля Уленшпигеля» (1896) композитор взял за основу немецкий вариант легенды (отсутствует тема освободительной борьбы Нидерландов с Испанией). Это самое популярное оркестровое произведение Штрауса; композитор передаёт приключения героя в развитии двух тем, непрестанно меняющих характер.

Поэму «Дон Кихот» по М. Сервантесу (1897) композитор назвал «фантастическими вариациями на тему рыцарского характера». Сочинение завершается грустной насмешкой над человеческой восторженностью.

Образы и идеи обобщающего значения композитор черпал также и в некоторых философских учениях. Поэма «Смерть и просветление» (1889) посвящена вечной проблеме жизни и смерти и связана с философией А. Шопенгауэра; «Так говорил Заратустра» по Ф. Ницше (1896) представляет собой попытку передать средствами музыки некоторые аспекты одноименного философского сочинения. В этом произведении композитор обратился к сложной системе лейтмотивов, использовал оркестр увеличенного состава и орган.

Поэма «Жизнь героя» (1898) имеет автобиографический характер, о чём свидетельствует введение тем из других сочинений композитора.

Автобиографическая тема разработана также в одночастной «Домашней симфонии» (1903), где героический характер мужчины и капризный чарующий женский образ дополнены портретом ребёнка (тембр гобоя д’амур), законченная в 1915 «Альпийская симфония» по существу тоже является программной симфонической поэмой. Она продолжает линию 6-й, «Пасторальной», симфонии Бетховена и с блеском передаёт красоту зримого мира.

Последнее симфоническое произведение Рихарда Штрауса — этюд для 23 струнных солирующих инструментов «Метаморфозы» (1945) — может быть названо траурной одой, элегической поэмой; в музыке его развивается мотив из темы траурного марша 3-й, «Героической», симфонии Бетховена.

О. Т. Леонтьева


Сочинения для оркестра:

симфонии
d-moll, 1880
f-moll, 1884
Домашняя симфония (Sinfonia domestica, 1903)
Альпийская симфония, для большого оркестра и органа (1915; нов. ред. без органа, 1934)

симфонические поэмы
Макбет (по У. Шекспиру, 1887; 2-я ред. 1890)
Дон Жуан (по Н. Ленау, 1889; обр. для балета Ф. Аштона, пост. 1948)
Смерть и просветление (1889)
Весёлые забавы Тиля Уленшпигеля (1896; обр. для балета В. Ф. Нижинского, пост. 1916)
Так говорил Заратустра (1896)
Дон Кихот (фантастические вариации, 1897)
Жизнь героя (1898)
симфоническая фантазия «Из Италии» (1887)
Торжественная музыка для большого оркестра (1892)
Торжественная прелюдия (для большого оркестра и органа, к открытию венского Концертхауза, 1913)
Японская торжественная музыка (1940)
Легенда об Иосифе (симфонический фрагмент для оркестра, 1947)

сюиты
Мещанин во дворянстве (1918; ред. в виде одноактного балета, пост. 1944)
Танцевальная сюита из фортепианных пьес Куперена (1923; нов. ред. 1941; то же в виде балета под назв. «Отзвучавшие празднества»)
Сбитые сливки (1932)
Кавалер розы (1945)

Метаморфозы (этюд Adagio, для 23 струнных солирующих инструментов, 1945)
Концертная увертюра (1883) и другие

реклама

Словарные статьи