Мариуш Трелинский

Mariusz Treliński

Дата рождения
28.03.1962
Профессия
Страна
Польша
Мариуш Трелинский / Mariusz Treliński

Оперный, театральный и кинорежиссер. Учился на режиссерском факультете в Государственном институте кино, телевидения и театра в г. Лодзь (PWSFTViT). Его дебютом стала картина «Зад большого кита». Он снял также «Прощание с осенью» (1990) по повести Виткацего (премьера на фестивале в Венеции), за которую получил награду им. Анджея Мунка и награду министра культуры и искусства за лучший дебют, картину «Кроткая» (по мотивам рассказа Ф.М. Достоевского), а также «Эгоистов» (2001). Был художественным директором Студии им. Кароля Ижиковского (1990–1992 гг.).

В опере его дебютом стал в 1995 г. спектакль «Вырывающий сердца» Эльжбеты Сикоры по прозе Бориса Виана (фестиваль «Варшавская осень», центр Помпиду в Париже). В мае 1999 года на сцене Национальной оперы в Варшаве состоялась премьера «Мадам Баттерфляй» Пуччини, где сценографом был Борис Кудличка, с того времени постоянно сотрудничающий с режиссером. Этот спектакль выдержан в характерной для Трелинского стилистике: режиссер последовательно ушел от привязок к жанру, создал универсальное послание, опирающееся на искусные образы и свободное повествование. Представление, зрителем которого был и Пласидо Доминго, открыло Трелинскому дорогу к мировым оперным сценам. Попытка перенести эту постановку по приглашению знаменитого тенора в Вашингтонскую оперу в октябре 2001 г. увенчалась большим успехом.

В последующем Трелинский поставил оперы: «Король Рогер» К. Шимановского (Варшава, 2000), «Отелло» Верди (Варшава, 2001), «Онегин» Чайковского (Варшава, 2002), «Дон Жуан» Моцарта (Варшава, 2002, Лос-Анджелесская опера, 2003), «Пиковая дама» Чайковского (Staatsoper unter den Linden, Берлин 2003, Варшава 2004), «Андре Шенье» Джордано (Театр Виелки в Познани, Вашингтонская опера, 2004, Театр Виелки – Национальная опера в Варшаве, 2005). На премьере оперы Джордано в Америке дирижировал Пласидо Доминго.

В марте 2005 г. состоялась премьера «Мадам Баттерфляй» в Мариинском театре, дирижировал Валерий Гергиев. Премьерой «Пиковой дамы» в Берлине дирижировал Даниэль Баренбойм, партию Германа пел Пласидо Доминго. Премьерой «Дона Жуана» на сцене в Лос-Анджелесе дирижировал Кент Нагано. В определенной мере символичные, обращающиеся к мифам спектакли Трелинского становятся повествованием, в котором правдоподобный психологический портрет героев сочетается с изощренными пластическими образами. Такой была варшавская постановка «Богемы» Пуччини (Варшава, 2006), вторая версия «Короля Рогера» К. Шимановского (Вроцлавская опера, 2007), а также последние работы Трелинского за пределами Польши: «Борис Годунов» Мусоргского (Литовский национальный театр оперы и балета, Вильнюс, 2008), в котором главный герой показан как современный правитель великой державы, и «Орфей и Эвридика» Глюка (Национальный театр в Братиславе, 2008). В этой инсценировке в центре внимания – траур как реакция на утрату любимого человека.

С октября 2008 г. Мариуш Трелинский – художественный директор Национальной оперы в Варшаве. Спектакли Трелинского увлекают плотной драматургической конструкцией, экспрессией и интенсивностью эмоций. Они сочетают современную форму, отказ от исторического антуража и дословности, а также универсальность проблем, которые режиссер затрагивает. Привлекательные в интеллектуальном и визуальном аспекте, эти постановки восхищают, очаровывают, провоцируют и заставляют задуматься зрителей во всем мире.

Источник: mariinsky.ru

реклама

вам может быть интересно

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама