Мариуш Трелинский

Mariusz Treliński

Дата рождения
28.03.1962
Профессия
Страна
Польша
Мариуш Трелинский / Mariusz Treliński

Оперный, театральный и кинорежиссер. Учился на режиссерском факультете в Государственном институте кино, телевидения и театра в г. Лодзь (PWSFTViT). Его дебютом стала картина «Зад большого кита». Он снял также «Прощание с осенью» (1990) по повести Виткацего (премьера на фестивале в Венеции), за которую получил награду им. Анджея Мунка и награду министра культуры и искусства за лучший дебют, картину «Кроткая» (по мотивам рассказа Ф.М. Достоевского), а также «Эгоистов» (2001). Был художественным директором Студии им. Кароля Ижиковского (1990–1992 гг.).

В опере его дебютом стал в 1995 г. спектакль «Вырывающий сердца» Эльжбеты Сикоры по прозе Бориса Виана (фестиваль «Варшавская осень», центр Помпиду в Париже). В мае 1999 года на сцене Национальной оперы в Варшаве состоялась премьера «Мадам Баттерфляй» Пуччини, где сценографом был Борис Кудличка, с того времени постоянно сотрудничающий с режиссером. Этот спектакль выдержан в характерной для Трелинского стилистике: режиссер последовательно ушел от привязок к жанру, создал универсальное послание, опирающееся на искусные образы и свободное повествование. Представление, зрителем которого был и Пласидо Доминго, открыло Трелинскому дорогу к мировым оперным сценам. Попытка перенести эту постановку по приглашению знаменитого тенора в Вашингтонскую оперу в октябре 2001 г. увенчалась большим успехом.

В последующем Трелинский поставил оперы: «Король Рогер» К. Шимановского (Варшава, 2000), «Отелло» Верди (Варшава, 2001), «Онегин» Чайковского (Варшава, 2002), «Дон Жуан» Моцарта (Варшава, 2002, Лос-Анджелесская опера, 2003), «Пиковая дама» Чайковского (Staatsoper unter den Linden, Берлин 2003, Варшава 2004), «Андре Шенье» Джордано (Театр Виелки в Познани, Вашингтонская опера, 2004, Театр Виелки – Национальная опера в Варшаве, 2005). На премьере оперы Джордано в Америке дирижировал Пласидо Доминго.

В марте 2005 г. состоялась премьера «Мадам Баттерфляй» в Мариинском театре, дирижировал Валерий Гергиев. Премьерой «Пиковой дамы» в Берлине дирижировал Даниэль Баренбойм, партию Германа пел Пласидо Доминго. Премьерой «Дона Жуана» на сцене в Лос-Анджелесе дирижировал Кент Нагано. В определенной мере символичные, обращающиеся к мифам спектакли Трелинского становятся повествованием, в котором правдоподобный психологический портрет героев сочетается с изощренными пластическими образами. Такой была варшавская постановка «Богемы» Пуччини (Варшава, 2006), вторая версия «Короля Рогера» К. Шимановского (Вроцлавская опера, 2007), а также последние работы Трелинского за пределами Польши: «Борис Годунов» Мусоргского (Литовский национальный театр оперы и балета, Вильнюс, 2008), в котором главный герой показан как современный правитель великой державы, и «Орфей и Эвридика» Глюка (Национальный театр в Братиславе, 2008). В этой инсценировке в центре внимания – траур как реакция на утрату любимого человека.

С октября 2008 г. Мариуш Трелинский – художественный директор Национальной оперы в Варшаве. Спектакли Трелинского увлекают плотной драматургической конструкцией, экспрессией и интенсивностью эмоций. Они сочетают современную форму, отказ от исторического антуража и дословности, а также универсальность проблем, которые режиссер затрагивает. Привлекательные в интеллектуальном и визуальном аспекте, эти постановки восхищают, очаровывают, провоцируют и заставляют задуматься зрителей во всем мире.

Источник: mariinsky.ru

реклама

вам может быть интересно

Ян Кренц Композиторы

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Астор Пьяццолла Композиторы
Чарлз Айвз Композиторы
Фернан Кине Композиторы
Андре Жоливе Композиторы
Анри Дютийё Композиторы
Лоренцо Перози Композиторы

Реклама